Барынина Ирина Вадимовна
Конспект занятия в технологии «Ситуация» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Почему желтеют листья?» (познавательная)
Возрастная группа : подготовительная к школе(6-7лет)
Цель:
1) Развивать представления детей о признаках осени.
2) Учить детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года.
3) Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем, делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
4)Закрепить знания о форме листьев, значении их для дерева.
5) В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
Публикация «Конспект занятия в технологии „Ситуация“ в старшей группе» размещена в разделах
6)Развивать внимание, связную речь, мыслительные операции (рассуждение, доказательство, выстраивание предложений, установление причинно-следственных связей).
- Упражнять в умении делать аппликацию из листьев.
Воспитывать любознательность, желание изучать природу.
Ход образовательной ситуации:
Играет музыка леса….
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы сейчас отправимся в лес.
Послушайте стихотворение и скажите, в какой лес мы попали?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И. Бунин
Воспитатель: Правильно мы попали в осенний лес (слайд - лес).
Давайте послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса»).
Актуализация знаний и умений.
-Представьте: шелестят под ногами сухие листья, дует ветер, листья падают с деревьев и кружатся в воздухе, под ногами целый ковер из листьев.
-Почему много листьев? (начался листопад) Что такое листопад? (ответы детей).
Осень — очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные.
Воспитатель: какие приметы осени вы знаете?
-Дети: птицы улетают в теплые края; часто идут дожди, пасмурно, холодно; люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки); осенью в садах и огородах собирают урожай, день стал короче, а ночь-длиннее; с деревьев опадают листья, начинается листопад.
Воспитатель: Молодцы!
-До сильных морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения. Листья начинают желтеть (слайд-жёлтый лист).
- А вы, знаете, почему желтеют листья? Как наступает листопад? Зачем деревья сбрасывают листву и как они падают? А хотели бы узнать? (ответы детей)
Открытие нового знания.
1)Исследование строения листа с помощью лупы.
Давайте рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы получше рассмотреть, воспользуемся увеличительным прибором — лупой.
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.
А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество (слайд-зелёный лист).
2) Опыт «Почему лист зеленый?»
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. Оно называется – хлорофилл. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений). С приходом осени становится холоднее, всё меньше воды поступает в листья, меньше солнечного света, зелёное вещество- хлорофилл перестаёт вырабатываться и листья меняют окраску.
Физкультминутка.
«Мы листики осенние»
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели (Побежали)
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели (Побежали)
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам).
3) Как наступает листопад? (слайд- листопад).
Одной из причин того, почему происходит осенний листопад, является подготовка растения к холодному периоду года. Летом черешки листьев прочно скреплены с ветками. А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком.
Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.
Дети берут лупу и рассматривают черешок.
Вывод: осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки (слайд).
4) Игра «Как листья опадают».
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
Включение нового знания в систему знаний и умений.
Коллективная аппликация «Ранняя осень».
Перед детьми лежат листочки разных цветов и изображения деревьев без листьев.
-Куда вы приклеите зелёные листья? (на дерево)
-Почему? (потому что его черешок ещё крепко крепится к ветке)
-А куда вы приклеите жёлтые и красные листья? (на землю, в воздух, изображая листопад).
-Почему? (жёлтые листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки).
Осмысление.
Воспитатель собирает детей около себя.
– Где вы сегодня побывали?
– Что полезное сделали и узнали?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они хорошо прогулялись по осеннему лесу, побывали настоящими исследователями, научились ставить настоящие опыты и узнали, как устроен лист, почему он желтеет и опадает осенью.