юлия куницына
Конспект занятия по лепке в старшей и подготовительной группах «Гончарное искусство. Чайная посуда — чашечка и блюдце»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей и подготовительной группе «Гончарное искусство»
Тема: «Чайная посуда – чашечка и блюдце»
Цель: Научить изготовить из глины чашечку и блюдце (чайную пару)
Образовательные задачи:
- Научить детей лепить посуду способом выбирания глины или вдавливание во внутрь.
Темочки:
- Бросовый материал. Лепка
- Гончар. Знакомство с гончарным промыслом
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Посуда. Лепка, занятия с пластилином
- Старшая группа
- Чай, чайные листья
- Чайная посуда, сервиз, чайник, чашки
- Чайная посуда. Лепка, пластилин
- Темочки
- Закреплять приемы лепки : скатывание, раскатывание, заглаживание, вдавливание, прощипывания, заглаживание, расплющивание.
Развивающие задачи:
- Развивать речь, внимание, мышление, память;
- Развивать мелкую моторику рук, глазомер;
- Вызывать интерес к коллективной работе по созданию чайной пары
Воспитательные задачи:
- Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
- Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества.
- Воспитывать желание помочь человеку (взаимовыручка).
Материалы и оборудование:
Репродукции, стеки, кисти, глина, ткань, емкость с водой, поролон, Презентации ПК, видео, иллюстрации по теме. «Глиняная посуда». Картинки с изображением посуды сувениры, игрушки, схема лепки.
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Меня зовут Юлия Николаевна, сегодня я буду с вами заниматься. Посмотрите, когда я вошла в этот кабинет, то увидела посылку. Хотите посмотреть что в ней? Давайте вместе откроем и посмотрим что в ней.
Раскрываем конверт: «Дорогие дети! У меня случилась беда! Моя посуда разбилась и мне очень грустно. Прошу вас помогите мне слепить новую чайную посуду, чтобы я смогла пить чай. С уважением Федора.»
Педагог: Дети поможем Федориному горю
2. Подготовительный этап.
Беседа с детьми о том, что такое глина. Для чего она нужна.
Рассмотрим разную по форме, величине чайную посуду, где изготавливают посуду.
Глина - удивительно пластичный и мягкий материал. Издревле глину используют для строительства домов, изготовления художественной Керамики и конечно же Посуды.
По своим свойствам глина напоминает пластилин и легко формируется в задуманную художником форму. Основным преимуществом глины является ее долговечность и прочность!
Для того чтобы изделия из глины приобрели свою функциональность, необходим обжиг в муфельной печи при 1.000 градусах, после этого изделие приобретает необходимую прочность и его можно декорировать росписью - Цветными Глазурями или Красками.
Педагог: Ребята, у меня есть вот такая чудесная коробочка. Давайте посмотрим что там. Но, сначала предлагаю вам отгадать загадку и немного поиграть.
Я рукотворная, звучащая, воды не боюсь, для еды гожусь, а ударь – разобьюсь (Посуда).
Достаем из коробки игрушечную посуды по одному. Дети рассматривают посуду, рассказывают про блюдце чашечку. Чем отличается чайная чашка от блюдца? Верно, у чашки есть ручка, она глубокая.
Сегодня на занятии мы будем лепить один из видов чайной посуды – чашку и блюдце. (показываю разнос, на котором стоят разные чашки). Вон их сколько! И все разные по цвету, форме, величине.
- Какого цвета могут быть чашки? (Красные, синие, жёлтые, белые, зелёные, разноцветные и т. д.).
- Какого они могут быть размера? (большие, маленькие, высокие, низкие).
Педагог: Какой они формы? С чем их можно сравнить? Что общего у всех чашек? (есть стенки, донышко, ручка). Какую форму имеет донышко и для чего оно нужно? Какая ручка и для чего она нужна? Ребята, что это такое?
Дети: Тарелка.
Педагог: А какая тарелка? Для чего она нужна? Глубокая или мелкая?
Дети: Тарелка белая с цветочками, круглая, глубокая, её используют для первых блюд, например для супа. Блюдце, для питья чая
Педагог: И последний предмет из посылки. Что это?
Дети: Чашка
Педагог: Какая она?
Дети: Чашка белая с цветочками и ручкой.
Педагог: А теперь давайте, немного путешествуем и посмотрим вместе небольшой видеофильм про посуды, как изготавливают их на заводах. (просмотр видеофильма.
Ребята вам понравилось то, что вы увидели? Теперь вы имеете представление о том, как их изготавливают на заводах. Как мы увидели, что это не легкий процесс.
Ну что ребята, засиделись? Давайте проведем с вами физ. минутку.
Динамическая пауза «Помощники»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Мы посуду перемыли : (одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку,
И большую поварешку. (загибание пальцев по одному)
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали, (разгибание пальчиков)
Так мы маме помогали. (хлопки в ладоши)
Отдохнули? Молодцы, Пора и за работу!
Педагог: Проверили у себя на столе все ли инструменты у нас на месте. А теперь приступаем к работе, но не забудьте, что у вас на столе лежат острые инструменты. Будьте осторожны во время работы: не размахивайте стеками, кисточками, скалками и другими инструментами.
Сегодня я научу вас лепить чашку новым способом, (способ выбирания глины или вдавливание во внутрь). Ну, а теперь слепим из глины красивые чайные пары.
3. Основной этап.
Дети приступают к работе, в процессе выполнения педагог оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения.
Педагог: Ребята, на сколько частей мы должны разделить кусок глины? Правильно, на три. Самый большой кусок – это будущая чашка, поменьше – донышко и самый маленький кусочек – это ручка.
Делаем углубление указательным пальцем или стекой путём вдавливания глины. Увеличиваем полученную форму – расширяем и вытягиваем пальцами, поворачивая изделие по кругу. Стараемся сделать так, чтобы стенки чашки получились одинаковыми по толщине. Сглаживаем стенки и выравниваем край, проводя несколько раз пальцем по кругу. Ручку вылепливаем из цилиндрика или делаем шарик и раскатываем его в «колбаску»
Педагог: Мы приступаем к лепке блюдца. Раскатываем шар, сплющиваем в лепёшку (диск) и слегка загибаем края, сглаживаем серединку, выравниваем бортики – блюдце готово.
4. Рефлексивный этап
Давайте подведем итог нашего занятия и вспомним, какой способ мы использовали при лепке чашечки и блюдца. (способ выбирания глины или вдавливание во внутрь).
В конце занятия внимательно рассматриваем работы, обращаем внимание на их, выразительность, дизайн. Что вам понравилась и почему?
Педагог: Сегодня, ребята, вы узнали, что предметы, которые нам нужны для приготовления пищи и для еды, называются одним словом – посуда.
Посуда сделана из разных материалов, некоторая посуда может разбиться. Поэтому, мы с вами будем очень бережно относиться к посуде. Дома или в гостях, когда вы будете помогать накрывать на стол, делайте это аккуратно, чтобы ничего не разбить. За посудой надо ухаживать. После еды, что делают с посудой?
На этом наше занятие окончено. Спасибо вам за занятие. Вы большие молодцы! До свидания!