Малышева Анна
Конспект занятия в старшей группе «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Ознакомление детей с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства (хохлома).
Задачи:
Образовательные:
способствовать развитию грамматического строя речи, совершенствовать навык образования относительных прилагательных
продолжать знакомить детей с народными промыслами;
• учить детей рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, кустики, рябина);
• формировать представления о хохломской росписи, ее происхождении.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие:
• развивать память, мышление, внимание;
• развивать мелкую моторику рук;
• развивать композиционные умения – правильные пропорции предмета, его расположения в пространстве.
Воспитательные:
• воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.
Ход занятия:
Вводная часть: Воспитатель предлагает детям отправиться на «Выставку изделий народных мастеров».
Воспитатель: Роспись Хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете, нет таких соцветий,
Всех чудесней наша Хохлома!
Дети рассматривают на ярмарке изделия народных мастеров Хохломы, Гжели и Дымки.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Какая, Какой?»
Ход игры:
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет ключевое словосочетание, а дети подбирают к нему прилагательное: ложка из дерева – деревянная, кувшин из глины – глиняный, ваза из фарфора- фарфоровая, чашка из стекла – стеклянная, шкатулка из керамики – керамическая, хлебницы из соломы – соломенные, ложки из серебра – серебряные, солонка из пластмассы - пластмассовая) .
После проведения игры дети садятся полукругом, и воспитатель рассказывает им о возникновении Хохломских изделий и росписи :
- Сегодня я вам расскажу о золотой хохломе. Ребята, хохлома это один из видов народного промысла, именно этой росписью народные умельцы расписывали посуду, столы, стулья и многие другие предметы.
Существует легенда об искусном мастере - резчик по дереву. Делал он чашки ложки, ковши да плошки. Кашу варил, из тех плошек ее ел да не жалел каши для птиц в саду и кормил их. Как то прилетела к нему в сад сказочная птица- жар, золотое перо. Поклевала каши, а улетая, задела крылом посуду и стала она золотой.
Это, конечно, сказка. Но когда смотришь на расписные хохломские изделия, кажется, что тут сказочная птица постаралась.
Посмотрите, как расписаны ложки, дощечки и многие другие предметы окружающие человека.
Создание такой посуды, долгий, кропотливый труд.
Посуда вырезалась из дерева, после чего покрывали жидкой глиной, просушивали, после пропитывали льняным маслом и слегка подсушивали. Потом покрывали специальным металлическим порошком и расписывают красивыми узорами. Под конец покрывали особым маслом (оливой) и высушивали в шкафах-печах. Металлический порошок и масло придавали неповторимый золотой блеск.
Ребята, посмотрите на иллюстрации, скажите, какие основные цвета используют мастера? (ответы детей) Правильно – золотой, красный, черный, зеленый
Именно эти цвета являются основными для росписи хохлома.
Ребята, посмотрите на узоры, на что они похожи? (дети) Да, они похожи на травинки, ягодки, цветы. Еще здесь также можно увидеть кустики, капельки, завитки.
Давайте, сегодня мы станем молодыми мастерами хохломской росписи. Я вас научу рисовать травку, кустики и рябину, вот так они выглядят.
Хотите попробовать? Ребята, это не простое задание, но думаю, вы справитесь.
Садитесь на свои места.
Чтобы правильно нарисовать элементы хохломской росписи, посмотрите внимательно, я покажу, как их нарисовать.
Чтобы нарисовать кустик нужно делать вот так:
Берем кисточку, окунаем в черную краску, лишнюю снимаем о край баночки, провожу кончиком кисти линию, слегка ее изгибая, вот так, после рисую травинки этого же цвета, посмотрите, как я рисую травинки, сначала маленькие, после больше и больше. После того, как я нарисовала травинки до середины линии, я рисую травинки более крупные и с изгибом, вот так: кончиком провожу до середины травинки, после всем ворсом и вновь кончиком кисти.
Вот и получается наш кустик.
-Следующий элемент это рябина, сначала вы рисуете маленький кустик, вот так, посмотрите внимательно, после рисуете ягоды рябины, они рисуются кончиком кисти, вот так.
Прежде чем начнем рисовать, сделаем пальчиковую гимнастику:
- Вот все пальчики мои, их как хочешь, поверни: (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими).
И вот этак, и вот так, не обидятся никак
(потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(хлопки ладоней).
Не сидится им опять
(встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Ребята, что мы будем украшать?
Какими узорами, как они называются?
Какие краски будете использовать?
(Продуктивная деятельность-рисование)
Релаксация:
Ребята, вам понравилось трудиться?
Что мы делали?
Какими узорами расписывали дощечку?
Как вы думаете, у вас получилось?
Какой элемент для вас был наиболее сложным?
Привлекаю детей к анализу.
Какие основные цвета используются в росписи хохлома?
Ребята, вы все очень хорошо постарались, посмотрите, как аккуратно расписали дощечки. Какие аккуратные травинки и кустики. Я уверена вашим мамам и папам очень понравятся ваши работы.