Приложение МААМ

«Знакомство с шахматными фигурами». Конспект занятия в старшей группе

Рыжкова Ольга
«Знакомство с шахматными фигурами». Конспект занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

- Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и чёрными (король, ферзь, слон, конь, ладья и пешка).

- Учить детей сравнивать фигуры между собой, а также находить ту или иную фигуру в ряду остальных.

- Воспитывать у детей интерес к шахматной игре.

Оборудование:

Демонстрационная шахматная доска с шахматными фигурами, мешочек с шахматными фигурами, картинка или слайд, выведенный на экран с изображением игр: биллиард, шашки, настольный теннис, нарды, шахматы.

Ход:

Организационный момент:

В: Ребята, на прошлом занятии мы с вами познакомились с новой интересной игрой. Как она называется?

Темочки:

(Воспитатель может загадать загадку):

Здесь войско выстроилось в ряд:

Слоны и кони, и ладьи,

И пешки чинно все стоят!

Скорей игру мне назови!

Д: Шахматы.

В: Посмотрите внимательно на экран. Здесь изображено множество интересных игр. Давайте назовём, что это за игры и найдём среди них шахматы.

Дети называют игры, которые знают и находят среди них шахматы.

Основной этап:

В: Молодцы. Ребята, шахматы – это очень интересная и увлекательная игра, в которой сражаются две армии. Где проходит сражение?

Д: На шахматной доске.

В: Чем играют в шахматы?

Д: Шахматными фигурами.

В: На кого похожи шахматные фигуры?

Д: На королевское войско.

В: Сегодня мы с вами узнаем, какие фигуры есть у шахматного войска.

В: Посмотрите, что у меня есть, что это?

Д: Это мешочек.

В: Да не простой мешочек, а шахматный. Как вы думаете, что в нём может быть?

Д: Шахматные фигуры.

В: Правильно. Давайте с ними познакомимся.

Воспитатель достаёт из мешочка шахматного короля и читает стихотворение:

Знатный, важный - я такой! –

Мудрый шахматный король.

При себе держу ферзя.

Съесть меня никак нельзя!

И на службе у меня

Два обученных коня,

Две ладьи и два слона.

Роль их в шахматах важна.

Верный, доблестный отряд –

Восемь пешек встали в ряд.

В: Ребята, шахматный король – самая главная фигура на шахматной доске. Это самая высокая и заметная фигура (воспитатель демонстрирует детям фигуру короля, даёт её рассмотреть в руках).

В: И в сказках, и в реальной жизни король – наиглавнейшее лицо государства. Он всегда окружён своими верными подданными, которые должны оберегать и защищать его от любой опасности. Вот и в шахматной игре короля также должны защищать все остальные фигуры его войска. У каждого игрока есть только один король. Игрок, которому удастся захватить неприятельского короля в плен, выигрывает шахматное сражение.

Воспитатель ставит шахматного короля на стол и достаёт из мешочка следующую шахматную фигуру – ферзя.

В:

Меня вы спросите, друзья:

Ты страж или судья?

А вы не знали про меня,

Премудрого ферзя?

Корону гордо я ношу,

А также соболя,

И перстень золотой при мне –

Подарок короля.

В: Эта шахматная фигура немного меньше короля и очень на него похожа. В странах мира она называется по – разному, например, «королева». В России эта фигура называется «ферзь», что означает «учёный человек, советник» (от персидского слова «фарзин»).

(Воспитатель также демонстрирует детям фигуру ферзя и даёт её рассмотреть в руках).

В: Среди приближённых короля всегда был умный советник, который помогал королю управлять государством. Поэтому и в шахматном войске есть такая фигура. Ферзь – самая могущественная и самая сильная фигура, которая сочетает в себе свойства некоторых других фигур. Если после пленения короля игра сразу заканчивается, то после потери ферзя бой всё ещё продолжается. В начале игры у каждого игрока имеется по одному ферзю.

Воспитатель ставит ферзя на стол рядом с королём и достаёт из мешочка следующую шахматную фигуру – ладью.

В: Ребята, скажите, на что похожа эта фигура?

Д: На башенку.

В: (читает стихотворение):

Стен крепостных сломать, друзья,

Не может враг лихой.

Я – башня в замке короля

И я зовусь ладьёй.

Не страшен ветер перемен,

Крепка я, как броня,

Хожу я только по прямой,

Боится враг меня.

В: Фигурка, которая похожа на башню – крепость, называется ладьёй. Ладья по своей силе немного уступает ферзю.

(Воспитатель также демонстрирует детям фигуру ладьи и даёт её рассмотреть в руках).

В: В древней Руси ладьями назывались лодки, на которых плавали воины, отправляясь в далёкие походы. Вот почему эта фигура в России и получила такое название. А в других странах эту фигуру называют «башней» или «крепостью». Каждый игрок в своей армии имеет по две ладьи.

Воспитатель ставит ладью на стол рядом с королём и ферзём.

В: А теперь немножко отдохнём. Проводится физкультминутка «Что там чудится в тумане?»

Что там чудится в тумане?

(Вытягиваем руки вперёд)

Волны плещут в океане

(Руками изображаем движение волн)

Это мачты кораблей

(Вытягиваем руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей

(Машем руками)

Мы по берегу гуляем,

мореходов поджидаем

(Ходьба на месте)

Ищем камушки в песке

(Выполняем наклоны)

И сжимаем в кулачке

(Сжимаем кулачки)

Чтоб побольше их собрать,

Надо чаще приседать

(Приседания)

Вверх потянемся, пройдёмся

(Потягиваем руки вверх, ходьба на месте)

И на место вновь вернёмся.

В: Молодцы, ребята, отлично отдохнули. Ну, а теперь продолжим знакомство с другими шахматными фигурами.

Воспитатель достаёт из шахматного мешочка следующую шахматную фигуру – слона, и читает стихотворение:

Каждый хочет в зоопарке

На слона вскочить!

Но давайте – ка, ребята,

С этим не спешить.

Слон огромный и отважный

На доске живёт.

Как врагов увидит в поле,

Тотчас в бой идёт.

В: Следующая фигура, с которой мы с вами познакомимся, называется «слон».

(Воспитатель также демонстрирует детям фигуру слона и даёт её рассмотреть в руках).

В: Название этой фигуры пришло к нам из Индии. В древнем войске слоны являлись грозной силой. Этих могучих животных не мог остановить ни человек, ни дремучий лес, ни крепкие стены. Боевые слоны сметали всё на своём пути. В других странах эта шахматная фигура называется иначе. Например, в Болгарии её называют «офицер». В каждой шахматной армии имеется по два слона.

Воспитатель ставит слона на стол рядом с королём, ферзём и ладьёй и достаёт из шахматного мешочка следующую фигуру.

В:

Бьёт копытом конь лихой,

Пыль взметнулась над доской.

В вихре ярости атак

Не сразить его никак.

В: Как вы думаете, как называется эта фигура?

Д: Лошадка.

В: Правильно эту фигуру называют – конь. Шахматный конь – одна из самых интересных фигур на шахматной доске. В давние времена одним из важнейших родов войск у всех народов была конница. В древней армии воины – всадники были незаменимы. Поэтому есть эта фигура и на шахматной доске.

(Воспитатель демонстрирует детям фигуру коня и даёт её рассмотреть в руках).

В: Конь – фигура особенная. Она может перепрыгивать через фигуры своего и неприятельского войска. В каждой шахматной армии есть по два коня.

Воспитатель ставит коня на стол рядом с остальными фигурами и достаёт из шахматного мешочка последнюю фигуру – пешку.

В: (читает стихотворение).

С виду мелкие мы пешки,

Но мы крепкие орешки!

Храбрость нам не занимать.

Каждый это должен знать!

В: Пешка – это бравый солдат шахматной армии. Она смело идёт в бой, защищая своего короля. В любой армии есть солдаты – пехотинцы. Когда – то давным – давно таких солдат называли пешими воинами, потому что передвигались они пешком. Вот почему эта фигура получила название «пешка» (от слова «пеший»). Солдаты – пехотинцы всегда находились на передовой линии обороны. Они первыми вступали в бой с врагом.

(Воспитатель демонстрирует детям пешку и даёт её рассмотреть в руках).

В: Вот и в шахматной игре именно пешки, как правило, начинают сражение первыми. Они не отступают назад, идут только вперёд. Пешка – самая маленькая среди фигур. В шахматной армии пешек больше всего – по восемь у каждого игрока.

Воспитатель ставит пешку на стол рядом с остальными фигурами.

В: А сейчас давайте превратимся в солдатов – пехотинцев и немного отдохнём.

Проводится физминутка:

Если ты солдатик бравый,

Помаши рукой нам правой.

Если ты солдатик смелый,

Помаши рукой нам левой,

Если ты солдатик стойкий,

На одной ноге постой-ка!

Если ты солдатик стойкий,

На другой ноге постой-ка!

А теперь солдатик бравый,

Маршируем до заставы.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

В: Молодцы, отличные солдаты из вас получились. Мы с вами познакомились со всеми шахматными фигурами. Давайте проверим, как хорошо вы их запомнили. Предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный шахматный мешочек». Вы по – очереди должны будете достать из мешочка фигуру и назвать её.

Заключительная часть.

Подведение итогов.

В: Итак, теперь давайте вспомним всё, о чём мы с вами узнали. Я начну, а вы продолжайте.

- В шахматы играют…

Д: Шахматными фигурами.

В: Они отличаются друг от друга…

Д: По цвету, размеру, возможностям…

В: Какие шахматные фигуры вы запомнили?

Д: называют (король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка).

В: Назовите самую главную фигуру в шахматах?

Д: Король.

В: Назовите самую сильную фигуру в шахматах.

Д: Ферзь.

В: Какая фигура может перепрыгивать через свои фигуры и через фигуры неприятеля?

Д: Конь.

В: Назовите фигуру, похожую на башню.

Д: Ладья.

В:

Не живет в зверинце,

Не берёт гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом не водит.

В: Что это за фигура?

Д: Слон.

В: Восемь солдатиков встали в строй. Стерегут они покой.

Что это за фигуры?

Д: Пешки.

Рефлексия.

В: Молодцы, все загадки разгадали, все фигуры вы назвали. А теперь, поделитесь своими впечатлениями (что вам больше всего понравилось на занятии, что было сложно запомнить и т. д.).

Ребята делятся своими впечатлениями от занятия.

Публикации по теме:

Фотоотчет о занятии во второй младшей группе «Математические загадки. Игра «Чудесный мешочек». Знакомство с фигурами»Фотоотчет о занятии во второй младшей группе «Математические загадки. Игра «Чудесный мешочек». Знакомство с фигурами» .

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство с профессией флориста»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство с профессией флориста» Фотоотчёт интегрированного занятия в старшей группе. «Знакомство с профессией флориста» Цель: познакомить детей с профессией флорист.

Конспект занятия с презентацией «Знакомство со Спасиком» формирование ОБЖ в старшей группе Цель: сохранение здоровья детей через ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения. Задачи: РАЗВИВАЮЩИЕ: • Развивать представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Знакомство с шахматными фигурами». Конспект занятия в старшей группе
Опубликовано: 6 января 2025 в 21:08
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Знакомство с шахматными фигурами». Конспект занятия в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Рыжкова Ольга (УИ 1460124) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 января 2025 четверг
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД