Рыжкова Ольга
«Знакомство с шахматными фигурами». Конспект занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и чёрными (король, ферзь, слон, конь, ладья и пешка).
- Учить детей сравнивать фигуры между собой, а также находить ту или иную фигуру в ряду остальных.
- Воспитывать у детей интерес к шахматной игре.
Оборудование:
Демонстрационная шахматная доска с шахматными фигурами, мешочек с шахматными фигурами, картинка или слайд, выведенный на экран с изображением игр: биллиард, шашки, настольный теннис, нарды, шахматы.
Ход:
Организационный момент:
В: Ребята, на прошлом занятии мы с вами познакомились с новой интересной игрой. Как она называется?
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
(Воспитатель может загадать загадку):
Здесь войско выстроилось в ряд:
Слоны и кони, и ладьи,
И пешки чинно все стоят!
Скорей игру мне назови!
Д: Шахматы.
В: Посмотрите внимательно на экран. Здесь изображено множество интересных игр. Давайте назовём, что это за игры и найдём среди них шахматы.
Дети называют игры, которые знают и находят среди них шахматы.
Основной этап:
В: Молодцы. Ребята, шахматы – это очень интересная и увлекательная игра, в которой сражаются две армии. Где проходит сражение?
Д: На шахматной доске.
В: Чем играют в шахматы?
Д: Шахматными фигурами.
В: На кого похожи шахматные фигуры?
Д: На королевское войско.
В: Сегодня мы с вами узнаем, какие фигуры есть у шахматного войска.
В: Посмотрите, что у меня есть, что это?
Д: Это мешочек.
В: Да не простой мешочек, а шахматный. Как вы думаете, что в нём может быть?
Д: Шахматные фигуры.
В: Правильно. Давайте с ними познакомимся.
Воспитатель достаёт из мешочка шахматного короля и читает стихотворение:
Знатный, важный - я такой! –
Мудрый шахматный король.
При себе держу ферзя.
Съесть меня никак нельзя!
И на службе у меня
Два обученных коня,
Две ладьи и два слона.
Роль их в шахматах важна.
Верный, доблестный отряд –
Восемь пешек встали в ряд.
В: Ребята, шахматный король – самая главная фигура на шахматной доске. Это самая высокая и заметная фигура (воспитатель демонстрирует детям фигуру короля, даёт её рассмотреть в руках).
В: И в сказках, и в реальной жизни король – наиглавнейшее лицо государства. Он всегда окружён своими верными подданными, которые должны оберегать и защищать его от любой опасности. Вот и в шахматной игре короля также должны защищать все остальные фигуры его войска. У каждого игрока есть только один король. Игрок, которому удастся захватить неприятельского короля в плен, выигрывает шахматное сражение.
Воспитатель ставит шахматного короля на стол и достаёт из мешочка следующую шахматную фигуру – ферзя.
В:
Меня вы спросите, друзья:
Ты страж или судья?
А вы не знали про меня,
Премудрого ферзя?
Корону гордо я ношу,
А также соболя,
И перстень золотой при мне –
Подарок короля.
В: Эта шахматная фигура немного меньше короля и очень на него похожа. В странах мира она называется по – разному, например, «королева». В России эта фигура называется «ферзь», что означает «учёный человек, советник» (от персидского слова «фарзин»).
(Воспитатель также демонстрирует детям фигуру ферзя и даёт её рассмотреть в руках).
В: Среди приближённых короля всегда был умный советник, который помогал королю управлять государством. Поэтому и в шахматном войске есть такая фигура. Ферзь – самая могущественная и самая сильная фигура, которая сочетает в себе свойства некоторых других фигур. Если после пленения короля игра сразу заканчивается, то после потери ферзя бой всё ещё продолжается. В начале игры у каждого игрока имеется по одному ферзю.
Воспитатель ставит ферзя на стол рядом с королём и достаёт из мешочка следующую шахматную фигуру – ладью.
В: Ребята, скажите, на что похожа эта фигура?
Д: На башенку.
В: (читает стихотворение):
Стен крепостных сломать, друзья,
Не может враг лихой.
Я – башня в замке короля
И я зовусь ладьёй.
Не страшен ветер перемен,
Крепка я, как броня,
Хожу я только по прямой,
Боится враг меня.
В: Фигурка, которая похожа на башню – крепость, называется ладьёй. Ладья по своей силе немного уступает ферзю.
(Воспитатель также демонстрирует детям фигуру ладьи и даёт её рассмотреть в руках).
В: В древней Руси ладьями назывались лодки, на которых плавали воины, отправляясь в далёкие походы. Вот почему эта фигура в России и получила такое название. А в других странах эту фигуру называют «башней» или «крепостью». Каждый игрок в своей армии имеет по две ладьи.
Воспитатель ставит ладью на стол рядом с королём и ферзём.
В: А теперь немножко отдохнём. Проводится физкультминутка «Что там чудится в тумане?»
Что там чудится в тумане?
(Вытягиваем руки вперёд)
Волны плещут в океане
(Руками изображаем движение волн)
Это мачты кораблей
(Вытягиваем руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей
(Машем руками)
Мы по берегу гуляем,
мореходов поджидаем
(Ходьба на месте)
Ищем камушки в песке
(Выполняем наклоны)
И сжимаем в кулачке
(Сжимаем кулачки)
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать
(Приседания)
Вверх потянемся, пройдёмся
(Потягиваем руки вверх, ходьба на месте)
И на место вновь вернёмся.
В: Молодцы, ребята, отлично отдохнули. Ну, а теперь продолжим знакомство с другими шахматными фигурами.
Воспитатель достаёт из шахматного мешочка следующую шахматную фигуру – слона, и читает стихотворение:
Каждый хочет в зоопарке
На слона вскочить!
Но давайте – ка, ребята,
С этим не спешить.
Слон огромный и отважный
На доске живёт.
Как врагов увидит в поле,
Тотчас в бой идёт.
В: Следующая фигура, с которой мы с вами познакомимся, называется «слон».
(Воспитатель также демонстрирует детям фигуру слона и даёт её рассмотреть в руках).
В: Название этой фигуры пришло к нам из Индии. В древнем войске слоны являлись грозной силой. Этих могучих животных не мог остановить ни человек, ни дремучий лес, ни крепкие стены. Боевые слоны сметали всё на своём пути. В других странах эта шахматная фигура называется иначе. Например, в Болгарии её называют «офицер». В каждой шахматной армии имеется по два слона.
Воспитатель ставит слона на стол рядом с королём, ферзём и ладьёй и достаёт из шахматного мешочка следующую фигуру.
В:
Бьёт копытом конь лихой,
Пыль взметнулась над доской.
В вихре ярости атак
Не сразить его никак.
В: Как вы думаете, как называется эта фигура?
Д: Лошадка.
В: Правильно эту фигуру называют – конь. Шахматный конь – одна из самых интересных фигур на шахматной доске. В давние времена одним из важнейших родов войск у всех народов была конница. В древней армии воины – всадники были незаменимы. Поэтому есть эта фигура и на шахматной доске.
(Воспитатель демонстрирует детям фигуру коня и даёт её рассмотреть в руках).
В: Конь – фигура особенная. Она может перепрыгивать через фигуры своего и неприятельского войска. В каждой шахматной армии есть по два коня.
Воспитатель ставит коня на стол рядом с остальными фигурами и достаёт из шахматного мешочка последнюю фигуру – пешку.
В: (читает стихотворение).
С виду мелкие мы пешки,
Но мы крепкие орешки!
Храбрость нам не занимать.
Каждый это должен знать!
В: Пешка – это бравый солдат шахматной армии. Она смело идёт в бой, защищая своего короля. В любой армии есть солдаты – пехотинцы. Когда – то давным – давно таких солдат называли пешими воинами, потому что передвигались они пешком. Вот почему эта фигура получила название «пешка» (от слова «пеший»). Солдаты – пехотинцы всегда находились на передовой линии обороны. Они первыми вступали в бой с врагом.
(Воспитатель демонстрирует детям пешку и даёт её рассмотреть в руках).
В: Вот и в шахматной игре именно пешки, как правило, начинают сражение первыми. Они не отступают назад, идут только вперёд. Пешка – самая маленькая среди фигур. В шахматной армии пешек больше всего – по восемь у каждого игрока.
Воспитатель ставит пешку на стол рядом с остальными фигурами.
В: А сейчас давайте превратимся в солдатов – пехотинцев и немного отдохнём.
Проводится физминутка:
Если ты солдатик бравый,
Помаши рукой нам правой.
Если ты солдатик смелый,
Помаши рукой нам левой,
Если ты солдатик стойкий,
На одной ноге постой-ка!
Если ты солдатик стойкий,
На другой ноге постой-ка!
А теперь солдатик бравый,
Маршируем до заставы.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
В: Молодцы, отличные солдаты из вас получились. Мы с вами познакомились со всеми шахматными фигурами. Давайте проверим, как хорошо вы их запомнили. Предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный шахматный мешочек». Вы по – очереди должны будете достать из мешочка фигуру и назвать её.
Заключительная часть.
Подведение итогов.
В: Итак, теперь давайте вспомним всё, о чём мы с вами узнали. Я начну, а вы продолжайте.
- В шахматы играют…
Д: Шахматными фигурами.
В: Они отличаются друг от друга…
Д: По цвету, размеру, возможностям…
В: Какие шахматные фигуры вы запомнили?
Д: называют (король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка).
В: Назовите самую главную фигуру в шахматах?
Д: Король.
В: Назовите самую сильную фигуру в шахматах.
Д: Ферзь.
В: Какая фигура может перепрыгивать через свои фигуры и через фигуры неприятеля?
Д: Конь.
В: Назовите фигуру, похожую на башню.
Д: Ладья.
В:
Не живет в зверинце,
Не берёт гостинцы,
По косой он ходит,
Хоботом не водит.
В: Что это за фигура?
Д: Слон.
В: Восемь солдатиков встали в строй. Стерегут они покой.
Что это за фигуры?
Д: Пешки.
Рефлексия.
В: Молодцы, все загадки разгадали, все фигуры вы назвали. А теперь, поделитесь своими впечатлениями (что вам больше всего понравилось на занятии, что было сложно запомнить и т. д.).
Ребята делятся своими впечатлениями от занятия.