Наталья Ильина
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в мир насекомых»
▼ Скачать
Конспект занятия в старшей группе
Конспект занятия в старшей группе.
Тема: «Путешествие в мир насекомых».
Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.
Задачи:
Формировать у детей представление о насекомых, их строении, пользе для людей и растений, о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Путешествие в мир насекомых“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Развивать зрительную и слуховую память. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать связную речь, словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, обосновывать свой ответ. Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, продолжать развивать двигательные навыки, общую моторику, координацию.
Воспитывать доброе отношение к насекомым.
Словарная работа: насекомые, насечки, нектар, пыльца.
Оборудование и материалы: картинки с изображением насекомых, насекомые игрушки (бабочка, пчела, кузнечик, муха, гусеница, стрекоза, паук, д/и «Что сначала, что потом», д/и «Кто, как устроен», д/и «Кто как двигается»(картинки- схема (мячик - насекомое прыгает, шнурок - насекомое ползает, самолёт - насекомое летает).
Ход занятия
Посмотрите как красиво, здесь много цветов. На лугу царит приятный цветочный аромат. Давайте вдохнём этот воздух.
Упражнение на дыхание.
Воспитатель: Встаньте ровно, плечи не поднимайте, вдох через нос, выдох через рот (2-3 раза).
Воспитатель На лугу, очень много разных обитателей.
Хотите узнать кто они?
Дети: Да
Для этого надо собрать картинки из частей. Каждый пройдёт к одному из конвертов и выполнит задание. (4 конверта (конверты на 2 человека) с разрезными картинками насекомых)
Воспитатель: Кто у вас получился? Назовите одним словом.
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Интересно от кого оно, давайте прочитаем!
Воспитатель читает текст:
«Дорогие ребята, мы попали в беду.
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим насекомым
Малышам ты помоги!
Воспитатель: Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы им помочь? (Ответы детей). Показываю ажурную коробочку с пауком, внутри коробочки насекомые, которых надо спасти
1. Дидактическая игра «Кто, как устроен».
Воспитатель: Ребята, чтобы спасти муху, нам нужно выполнить первое задание от паука. Возьмите конверт. Достаньте карточки.
Одна группа детей выкладывают части тела мухи, а другие-птицы.
Предлагает сравнить: что общего, чем отличаются муха и птица, и назвать части тела.
Обобщают: у птиц и насекомых есть голова, туловище, глаза, крылья. Отличаются тем, что у птиц есть клюв, перья, хвост. У насекомых есть усики, брюшко, грудь, по 6 лапок, тело любого насекомого как бы поделено на членики.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, паук – это насекомое? (демонстрирует изображение паука-нет, у него 8 лапок). Молодцы. Мы спасли муху!
2. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Воспитатель: А теперь нам, ребята, нужно спасти гусеницу. Для этого мы поможем ей превратится в бабочку. У вас в тарелочке лежат картинки, в которых изображены этапы превращения гусеницы в бабочку. Подумайте и разложите их по порядку.
Затем воспитатель демонстрирует схему «Размножение и развитие бабочек», дети проверяют.
Воспитатель: Скажите, что сначала откладывает бабочка? (Бабочка откладывает яйца)
• Кто появляется из яйца? (Из яйца появляется гусеница)
• Что делает гусеница? (Она питается листьями и растет)
• В кого она превращается? (Гусеница превращается в куколку)
• Кто выходит из куколки? (Из куколки появляется бабочка)
Воспитатель: Вот мы с вами еще спасли гусеницу. Давайте мы тоже попробуем превратиться в бабочек и спасём бабочку.
3. Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (Ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (Хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (Потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (Грозят пальцем)
Стала бабочкой она (Бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Вы спасли бабочку.
4. Дидактическая игра «Кто, как передвигается».
Воспитатель: Насекомые обитают не только на земле, но и в воздушном, и водном пространстве.
Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать. Вот сейчас вы должны правильно угадать, как двигаются насекомые.
На тарелочках лежат сигнальные карточки: мячик-насекомое прыгает, самолёт-насекомое летает, шнурок- насекомое ползает.
Демонстрирует картинки с изображением насекомых, дети поднимают соответствующую карточку.
Воспитатель: Молодцы. Вы помогли мне спасти кузнечика.
5. Пальчиковая игра «Пчела».
Прилетела к нам вчера.
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк
И веселый мотылек (загибаем пальцы).
Два жука и стрекоза (делаем кружки из пальцев, подносим к глазам,
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали (машем ладошками,
От усталости упали (роняем ладони на стол).
6. Беседа:
Воспитатель: Ребята, чтобы нам спасти стрекозу и пчелу, нам нужно узнать, какие насекомые полезные, а какие вредные. Как вы думаете, бабочка, пчела и муравей-это полезные насекомые? (да). Как вы думаете, какую пользу они приносят?
Воспитатель: Пчелы опыляют цветы, собирают пыльцу и нектар с цветов, а затем переносят нектар в ячейки сот, где он превращается в мед. А все знают, что мед не только вкусен, но и очень полезен. Зимой они и питаются этим медом.
Бабочки опыляют растения.
Муравьев называют «санитарами леса». Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Муравьи разносят по лесу семена многих растений.
Воспитатель предлагает рассмотреть следующих насекомых: муха, гусеница, комар.
Воспитатель: Это вредные насекомые или полезные? (вредные). А какой вред они причиняют: муха разносит микробы, гусеница ест листья растений, комар пьет кровь и переносит возбудителей вирусных заболеваний. Есть насекомые – хищники. (Воспитатель демонстрирует изображение насекомых).
Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка). А почему их называют хищниками? (Ответы детей: их называют так потому, что они питаются, охотясь на других насекомых).
Многие насекомые нужны животным и птицам, они являются для них пищей. Молодцы, мы спасли стрекозу и пчелу.
Рефлексивно - корригирующий
Итог занятия. Подходим к насекомым на цветущей полянке. Ребята насекомые говорят Спасибо вам, что спасли их от злого паука!»
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Посмотрите, какая полянка красивая стала. Дети, нам удалось помочь насекомым?
С помощью чего?
А главное, что мы были дружные.
Воспитатель: Кому было легко выполнять задание. И кто справился с ним, возьмите красный цветок.
А у кого возникли трудности возьмите жёлтый цветок.
Не забывайте насекомые -это часть живой природы. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! Берегите природу!