Малых С Г
Конспект интегрированного занятия «От Руси к России. Русская изба» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия «От Руси к России. Русская изба» (подготовительная группа).
Программное содержание:
• Знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой – жилищем крестьянской семьи.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „От Руси к России, Русская изба“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
• Развивать умение рассматривать и описывать своими словами предметы домашнего обихода, познакомить их с такими предметами старины, как: русская печь, ухват, крынка, прялка, веретено, сундук.
• Развивать интерес к русскому фольклору : старинным играм и забавам.
• Воспитывать интерес и уважение к народным традициям и обычаям.
• Закрепить полученную информацию лепкой одного из предметов домашнего обихода: миски, ложки, чугунок (по желанию).
Предварительная работа:
Беседы «Русская изба», «Русский национальный костюм». Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций. Разучивание хороводов, песен, русских народных игр и танцев. Заучивание пословиц, поговорок. Творческие игры «Мастера-умельцы».
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, мы находимся в музее нашего детского сада (мини-музей народной старины).
Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. В избе считали святыми три места: красный угол, печь и стол.
Красный угол – означало «красивый, хороший, светлый». В нем вешали иконы, убирали вышитыми полотенцами. В нем совершались ежедневные моленья, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол – самое почетное место в доме.
Неотъемлемой частью жилища, а может и самой главной, являлась печь.
«Летом спит, зимой горит, рот открывает, что дают – глотает» - ПЕЧЬ
Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали старики и младшие детки, сушили одежду и даже мылись. Поутру хозяйка растапливала печь. Печь – деревенская кормилица.
Воспитатель: Чем могла печь накормить своих хозяев?
Дети: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Воспитатель: Ребята, кто знает пословицы о хлебе?
«Без соли и хлеба – половина обеда»
«Плох обед, коль хлеба нет»
«Без соли не вкусно, без хлеба не сытно»
«Хлеб – батюшка, вода – матушка. Покуда есть хлеб, да вода – все не беда»
Воспитатель: Стол – это божья ладонь. «Хлеба ни куска – стол доска» - так говорили крестьяне. Стол был большим, вдоль стен стояли длинные широкие лавки, на которых сидели во время обеда, а ночью на них же спали.
Воспитатель: В какой посуде готовили обеды русский хозяйки? Загадка: «Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята, знает?»
Дети: Чугунок.
Воспитатель: Он (чугунок) был незаменим в хозяйстве, сделан из чугуна (особого вида металла, мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте загадку: «Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит – отдает, а сам в угол идет».
Дети: Ухват.
Воспитатель: А какие предметы еще находились в русской избе? Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
«Выпускает жаркий пар древний чайник» - САМОВАР
Самовар – символ добра, домашнего уюта и покоя. За самоваром собиралась вся большая семья, пили чай с медом, пирогами, блинами.
«Новая посуда, а вся в дырках» - СИТО
Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось пышным и мягким.
«Всех кормлю с охотою, а сама безротая» - ЛОЖКА
В семье у каждого была своя деревянная ложка.
Воспитатель: Кто знает, почему ложки были такие глубокие?
Дети: Ими ели щи, супы и каши.
Воспитатель: Из какого дерева вырезали ложки?
Дети: Из осины, березы.
Со своей ложкой в гости ходили, ею не только ели, но на них еще и играли.
Игра на ложках: русская народная песня «Ах вы сени, мои сени».
Воспитатель: Вся кухонная утварь делалась своими руками: вырезали из дерева или лепили из глины.
Как вы думаете, для чего предназначалась прялка?
Правильно, на прялке пряли нитки. Пряли и с помощью другого приспособления:
«Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь» - ВЕРЕТЕНО
Почти все в избе делалось своими руками.
Долгими зимними вечерами мужчины резали миски, ложки, игрушки из дерева.
Девицы шили одежду, лоскутные одеяла, вышивали красиво наволочки на подушки, рушники. Все это делалось с любовью, было полезным и красивым, радующим глаз. Мастерство передавалось от поколения к поколению.
А в праздники люди собирались в большой избе, где они пели песни и водили хороводы. Такие вечера назывались посиделками.
Хороводная игра «Заря-зарница».
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит: «Заря-зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые – За водой пошла!»
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.
Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.
Воспитатель: Вот так и жили на Руси наши предки : жили дружно несколькими поколениями в одной избе, много работали, весело отмечали праздники всей деревней.
Важно, чтобы мы знали и уважали обычаи и традиции наших предков, помнили праздники, которые они отмечали (многие из них мы отмечаем и сейчас, пели русские народные песни и водили хороводы.
А сейчас мы с вами ненадолго превратимся в народных умельцев и сделаем своими руками посуду (лепка).