Пушкина Анна Сергеевна
Конспект занятия в старшей группе по теме «Зимующие птицы»
▼ Скачать
Конспект занятия в старшей группе по теме «Зимующие птицы»
Цель: Формирование и закрепление знания о зимующих птицах.
Задачи: Образовательные: закреплять знания о зимующих птицах; продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы».
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по теме „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные: формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам.
Развивающие: совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи, внимание, память, целостное восприятие.
Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; овёс, пшено, хлебные крошки, семечки арбуза, тыквы.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Мы пойдем в зимний парк. Наше путешествие будет не настоящее, а воображаемое. На улице холодно, поэтому нужно тепло одеться: надеваем теплые штанишки, куртки, шапки, шарфы, варежки, обуваем сапоги (имитирует движения, дети повторяют). Ну что, в путь! (Идут по кругу.) Вот мы с вами и пришли. (На доске изображение дерева, на котором сидят птицы: синица, воробей, дятел, снегирь. Под деревом на дорожке сидят голубь и ворона). Давайте присядем на лавочку (садятся на стульчики). Что же мы с вами видим? Ответы детей
Воспитатель: Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? Ответы детей
Основная часть
Воспитатель: Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами, отгадывать загадки, вспомним, чем питаются зимующие птицы, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни. Слушайте первую загадку.
1. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика. (синица)
Ребенок показывает, где на дереве сидит синица.
Воспитатель: Что вы знаете о синице? Ответы детей
Рассказ воспитателя о синице: Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки.
Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. Гнездо синица любит закрытое. Особенно ей нравится дом-дупло, выдолбленное дятлом.
2. Найдешь ее в своем дворе,
Она на радость детворе,
Ты обижать ее не смей,
Эта птичка (воробей)
Ребенок показывает, где на дереве сидит воробей.
Воспитатель: Что вы знаете о воробье? Ответы детей
Воспитатель: Знаете ли вы, откуда произошло слово «воробей»? Ответы детей
Рассказ воспитателя о воробье. Первая тайна воробьев – это почему их так называют? Откуда взялось такое название у воробья: «Вора – бей! Вора – бей!» Ой, так ведь получается «вора бей». Значит, воробушек-то наш воришка! Что же он ворует? Ответы детей. Наверное, зернышки, крошки. У кого воробей зерна да крошки ворует? Ответы детей. У голубей, собак, кошек и даже у людей. Конечно же, вы видели, как проворные воробышки таскают крошки прямо из-под носа неповоротливых медлительных голубей. Да и на птичьей кормушке воробьи не растеряются и без корма не останутся! И из-под носа собаки прямо из ее миски могут крошку ухватить. Получается, что пока другие зазеваются, воробей тут как тут – зернышко утащит. И в этом «вора бей» звучит характер птички – шустрый, проворный, хитрый, драчливый, смелый. задиристый. Воробьи уже давно живут рядом с нами в городах и деревнях. Они поселяются под карнизами домов, на чердаках, в нишах стен.
3. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипотливая,
Известная персона,
Зовут ее (ворона).
Ребенок показывает, где на дереве сидит ворона.
Воспитатель: Что вы знаете о вороне? Ответы детей
Рассказ воспитателя о вороне. Ворона уже настолько примелькалась на городских улицах, что мы не обращаем на нее никакого внимания. Эти птицы, предпочитающие черно-серые одежды, по осени буквально оккупируют деревья городских парков и дворов, шумно переругиваясь друг с другом из-за удобных веток. Поближе к местам обитания человека они перебираются, когда источники лесной пищи оскудевают настолько, что уже не в состоянии прокормить полчища этих крикливых птиц.
Ворона – это крупная птица. В питании вороны не привередливы. Они могут употреблять и животную и растительную пищу. В городах они, в основном, питаются отбросами.
Характер у вороны дерзкий и нахальный. Когда эти птицы в поисках пропитания разоряют чужие гнезда, то не боятся никого, даже человека.
С наступлением весны вороньи стаи перебираются из города в лес, поближе к природе, где их ожидают заботы о будущем потомстве. Несмотря на свою скандальность и сварливость, вороны – хорошие семьянины и заботливые родители. Создав семейную пару, они не расстаются уже никогда. В период гнездования, как и многие другие птицы, вороны строят себе гнездо. Они используют для строительства ветки различного размера, землю и глину. А на окончательную «отделку» жилища идут трава, пух, перья и любой другой подходящий материал.
Воспитатель: Что-то мы с вами засиделись. Зимой нельзя долго на лавочке сидеть - замерзнем! Давайте разомнемся.
Физминутка
Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают,
Села под окошко,
Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки,
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись,
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела (машут руками).
4. В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово- дрозд, приятель!»
И ставит подпись (дятел).
Ребенок показывает, где на дереве сидит дятел.
Воспитатель: Что вы знаете о дятле? Ответы детей
Рассказ воспитателя о дятле. Кто из нас не слышал, как стучит, долбит по дереву неугомонный барабанщик наших лесов – дятел. Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса».
5. Зимой на ветках яблони!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири).
Ребенок показывает, где на дереве сидит снегирь.
Воспитатель: Что вы знаете о снегире? Ответы детей
Рассказ воспитателя о снегире. Зима славится своими белыми тонами. В белом царстве особо выделяется яркой окраской снегирь. Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом деле красногрудки – это самцы снегиря, самочки выглядят намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая.
Осенью снегири сбиваются в небольшие стайки и заселяются поближе к жилищам людей. Рябина и другие оставшиеся от щедрой осени ягоды – основная пища снегирей зимой. Странствуют они в зимнее время по паркам, садам, рощам и скверам в надежде добыть пищу.
6. Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь.)
Ребенок показывает, где сидит голубь.
Воспитатель: Что вы знаете о голубе? Ответы детей
Рассказ воспитателя о голубе. Пожалуй, самая известная горожанам птица – это голубь. Эти птицы настолько привыкли к жизни в городе, что совершенно не боятся людей, зачастую беря корм прямо с ладони человека. Уже многие века голуби и человек мирно соседствуют друг с другом. И люди даже в свое время приучили этих птиц доставлять почту.
Воспитатель: У меня осталась последняя загадка:
Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз.
Птиц зерном и хлебом (Кормушка).
Воспитатель: Правильно. Для чего нужны кормушки? (ответы детей). Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку? (ответы детей). Молодцы!
Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб.
Воспитатель. Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица).
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. (Идут по кругу, садятся на стульчики, имитируют снятие верхней одежды)
Заключительная часть
Воспитатель. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (Ответы детей). Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей) Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)