Медведева Татьяна
Конспект занятия в старшей группе «Зимующие птицы»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, с детьми с ОНР III ур., ФФНР со стертой формой дизартрии
По теме «Зимующие птицы»
Подготовила: учитель-логопед
МДОУ «ЦРР№ 156, г. Магнитогорска»,
Медведева Татьяна Альбертовна
Цель: продолжить работу по формированию лексико-грамматических категорий языка по теме и развитию связной речи.
Задачи:
- расширять и активизировать словарь;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
- закреплять умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- учить подбирать слова, сходные по смыслу (синонимы);
- учить подбирать наречия; учить объяснять значения сложных слов;
- закреплять правильное употребление Р. п. мн. ч.
- развивать общую и мелкую моторику;
-развивать память, слуховое и зрительное внимание, логическое и творческое мышление, воображение, тактильные оущения;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- формировать грамматический строй речи;
- воспитывать у детей любовь к птицам и учить заботиться о них;
- воспитывать умение активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материалы и оборудование: набор картинок по теме, бумага для рисования, карандаши, музыкальное сопровождение, контейнеры с зерном, крошками, сушеными ягодами, семенами, орешками.
Предварительная работа: наблюдение за птицами, прилетающими на участок, рассматривание изображений птиц на иллюстрациях, фотографиях, открытках, в энциклопедиях для детей; чтение и заучивание стихов о птицах, игры на узнавание предметов по описанию, знакомство с силуэтами различных птиц.
Ход занятия
I. Часть. Вступительная.
Логопед: Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес! (включается тихая спокойная музыка). Давайте закроем глаза и представим зимний лес? как вы ощущаете себя в зимнем лесу? Мне….
(холодно, морозно, сказочно, интересно, волшебно, красиво и т. д.).
- Кто живет в зимнем лесу? Включается музыка с голосами птиц, лесных зверей (звери, птицы).
- Какие птицы живут в зимнем лесу? (дятел, клёст, снегирь, т. д.)»
(Логопед просит детей подобрать к слову «птица» слова - действия)
Логопед : Ребята! Давайте подумаем, а что же может делать птица?»
(летать, клевать, спать и т. д.)
II. Часть. Основная.
На доске выставлены изображения птиц.
Логопед: Сегодня мы будем говорить о зимующих птицах. Некоторые из этих птиц прилетели к нам в гости. А какие — отгадайте!
Озорной мальчонка
В серой рубашонке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Сколько слогов в слове ВО-РО-БЕЙ? (дети считают количество слогов в слове)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её … (Ворона)
Сколько слогов в слове ВО-РО-НА (дети считают количество слогов в слове)
Известно с давних нам времён,
Что эта птица — почтальон. (Голубь)
Сколько слогов в слове ГО-ЛУБЬ (дети считают количество слогов в слове)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым,
чистым «Клё! клё! клё!»
поёт со свистом. (Клёст)
Сколько слогов в слове КЛЁСТ (дети считают количество слогов в слове)
Синяя косынка, тёмненькая спинка,
Маленькая птица, звать её… (Синица)
Сколько слогов в слове СИ-НИ-ЦА (дети считают количество слогов в слове)
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно он будет мой.
Сколько слогов в слове ДЯ-ТЕЛ (дети считают количество слогов в слове)
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу!
Ведь еще красней зимой,
Ярко-красный галстук мой! (Снегирь)
Сколько слогов в слове СНЕ-ГИРЬ (дети считают количество слогов в слове)
Игра «Назови ласково»
Логопед: Давайте согреем наших гостей ласковыми словами.
Ласковое слово — что солнышко.
Чёрное перо — чёрненькое пёрышко.
Серая спина — серенькая спинка.
Пёстрые крылья — пёстренькие крылышки.
Белая шея — беленькая шейка.
Острые когти — остренькие коготки.
Длинный хвост — длинненький хвостик.
Мягкие перья — мягонькие пёрышки.
Пальчиковая гимнастика.
Логопед предлагает покормить птичек и для этого смастерить кормушку.
Мы кормушку мастерили, (удары по столу то ладонью, то кулаком попеременно)
Доски ровные пилили, (движение взад-вперёд ребром ладони по столу)
Гвозди дружно забивали, (удары кулаками по столу)
Капли пота вытирали, (проводят тыльной стороной ладони по лбу)
Будут птицы прилетать, (скрещенными в районе запястий ладонями изображают движения крыльев)
Крошки хлебные клевать (собранными вместе пальцами постукивают по столу, изображая клювы птиц)
Игра «Угадай!»
Логопед предлагает детям закрыть глаза и расставляет контейнеры с крупой, семенами, ягодами и орешками рядом с детьми.
Ребята, попробуйте на ощупь угадать что лежит в каждом контейнере
Дети с закрытыми глазами ощупывают и угадывают содержимое каждого контейнера.
Игра «Что лишнее?».
Логопед: Я приготовила угощения для наших гостей, но что-то перепутала.
Подскажите, что не едят птицы?
На доске картинки с изображениями семечек, ягод, семян, крошек, орешков, сала, варенья.
(Дети называют, что изображено на картинках, и
определяют лишнюю.)
Динамическая пауза
Игра «Угадай-ка!»
(Дети встают вкруг, один выходит в центр и изображает зимующую птицу. А все остальные угадывают).
Логопед: Мы с ребятами шагаем, Части слова мы считаем.
(Дети произносят слова по теме (перо, ворона, дятел, крыло, шея, кормушка и т. д.) и делают шаг на каждый слог)
Игра «Скажи иначе»
Логопед просит детей составить предложения о том, что едят птицы, заменяя слово-действие «едят» на другое подходящее по смыслу (питаются, клюют, угощаются, любят, лакомятся, обожают, кормятся).
(Дети составляют предложения).
Игра «Почему так называется?»
Логопед просит детей объяснить, почему мы так говорим: длиннохвостая, сероглазая, черноглазая, трудолюбивая, длиннокрылая, остроклювая, длинноногая. (Дети объясняют).
Игра «Птицы улетели»
Логопед убирает одно за другим изображения птиц и просит детей сказать, кто улетел, кого не стало. Воробьи — воробьёв. Вороны — ворон. Голуби — голубей. Синицы — синиц. Дятлы — дятлов. (Дети отвечают).
Игра «Воображариум»
Детям раздаются карандаши и листы с изображением круга.
Логопед: Ребята! Сейчас мы будем воображать! Придумайте, какую птицу можно дорисовать с помощью круга!
(Дети дорисовывают птицу с помощью круга)
III. Часть. Заключительная.
Логопед: Ребята, наша прогулка по зимнему лесу подошла к концу, что вам запомнилось больше всего на занятии? Расскажите, каких зимующих птиц вы знаете?