Лихачёва Светлана
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Идёт волшебница зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Б» «Идёт волшебница зима»
Цель: Закрепление знаний детей о зиме и зимних явлениях природы
Обучающие задачи:
1. Обобщить и закрепить знания детей о зимних изменениях в природе;
2. Закрепить знания детей об образе жизни диких животных и птицах;
3. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Идёт волшебница зима“» размещена в разделах
Развивающие задачи :
1. Способствовать развитию речи;
2. Развивать мышление, внимание, память;
3. Развивать эстетический вкус и творческие способности детей;
4. Развивать навыки коллективного взаимодействия.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
2. Воспитывать взаимовыручку.
Ход занятия:
Вы уже обратили внимание на выставку журналов. Скажите, пожалуйста, может быть вы увидели знакомые вам журналы? (ответы детей)
Сегодня, я предлагаю вам почитать вот такой необычный журнал (воспитатель демонстрирует детям журнал). Ребята, а как вы думаете, почему он необычный? (журнал необычной формы, на страницах журнала нет текста, а только картинки). Так как многие из вас ещё не умеют читать, поэтому его мы будем читать устно – по картинкам. Это устный журнал.
Обратите внимание на обложку этого журнала. Как вы думаете, судя по картинкам, как называется журнал? (ответы детей). Журнал называется «Идёт волшебница зима».
1 страница
Ребята, внимательно рассмотрите 1 страницу журнала и, подумайте, как же меняется природа зимой? (солнце светит, но не греет; часто идёт снег, метель, пурга; ночь длинная, а день короткий; везде сугробы, лёд; некоторые животные впадают в спячку; птицы улетели в тёплые края, остались только зимующие птицы).
У каждого из вас на подносе лежит кусок льда, возьмите его в руки. Прикоснитесь к щеке. Какой лёд? Холодный. Что с ним происходит, если его подержать в руках? А почему он тает? Здесь в группе тепло и наши руки тоже тёплые, поэтому лед снова превращается в воду.
2 страница
Ребята, а как вы думаете, что изображено на этой странице?
Это три зимних пейзажа. Как вы думаете, почему их три? Конечно, ведь любое время года состоит из трёх месяцев. Из каких трёх месяцев состоит зима? (декабрь, январь, февраль)
Как называется первый месяц зимы? (декабрь) Послушайте, как в народе говорят о декабре: «Декабрь год кончает, а зиму начинает». В старину декабрь называли хмурень. Как вы думаете, почему? Хмурень – потому что дни становятся хмурые, небо затянуто серыми тучами, солнце выглядывает редко.
Как называется второй месяц зимы? Да за декабрём наступает месяц январь. Месяц январь - зимы государь. В народе январь называют – сечень, ведь он зиму разделяет, сечёт на пополам.
А последний третий месяц зимы это? (февраль) Февраль самый ветреный, снежный месяц зимы. За вьюги и лютые морозы этот месяц получил название вьюговей и лютень. Но в феврале день становится длиннее, солнышко чаще выходит из-за туч, а синее небо называют «февральской лазурью».
3 страница
Внимательно рассмотрите следующую страницу и скажите о чём она рассказывает? Какие птицы остались зимовать у нас?
Дидактическая игра «Скажи одним словом»
1. У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая.
2. У синицы жёлтая грудка, поэтому её называют желтогрудой.
3. У снегиря красная грудка, поэтому его называют красногрудый.
4. У вороны чёрные крылья, поэтому её называют чёрнокрылая.
5. У дятла красная голова, поэтому его называют красноголовый.
6. У дятла острый клюв, поэтому его называют остроклювым.
7. У совы белая голова, поэтому её называют белоголовая.
8. У свиристели звонкий голос, поэтому её называют звонкоголосой.
9. У дятла длинный клюв, поэтому его называют длинноклювым.
10. У сороки длинный хвост, поэтому её называют длиннохвостой.
11. У совы большие крылья, поэтому её называют длиннокрылой.
Если птицы остались зимовать с нами, то как их можно назвать одним словом? (зимующие) Ребята, а знаете ли вы, что в суровую зиму, из 10 синичек выживает лишь одна. Очень жаль, правда? Что же нужно делать человеку, как он может помочь птицам зимой? (ответы детей)
4 страница
О чём рассказывает следующая страница? (ответы детей) Да, вы правы. Несмотря на то, что зима самое холодное время года, дети и взрослые радуются ему не меньше, чем лету. Ведь зимой можно кататься на коньках, на санках, лыжах, кататься с горы, играть в снежки, лепить разные снежные фигуры. А самое главное зимой мы отмечаем волшебный, сказочный и долгожданный праздник Новый год.
Хороводная игра «Снежные фигуры»
5 страница
Внимательно рассмотрите эти схемы и подумайте, что рассказывает нам эта страница? (ответы детей). Но не все растения осенью отмирают, есть такие растения, которые на зиму погружаются в сон: не питаются, не растут. Ведь зимой мало влаги, света, тепла и питательных веществ. А также вся земля покрывается снегом. Но как только наступает весна, греет солнышко, снег тает и растения просыпаются, появляются первые росточки, а потом цветы.
У вас на столах лежат схемы, выстроите их в правильном порядке.
Ребята, а как вы думаете, почему растения зимой не замерзают? Им тепло под снежным одеялом.
6 страница
О чём рассказывает эта страница?
Обратите внимание на фотографию ёжика и скажите почему ёжик не заготавливает себе на зиму еду? Ежи начинают готовиться к зиме уже в начале осени. Подыскивают глубокую нору, утепляют её сухими листьями и мхом. Закупоривают нору и впадают в спячку.
А медведь начинает готовиться к зиме уже летом. Он ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток, и ложится спать до весны. Зимой выпадает снег, а ему в берлоге будет тепло.
Дети, а как же белочка подготовилась к зиме? Белка поменяла летнюю рыжую шубку на более тёплую серую. А для чего белка поменяла окрас шубки? Чтобы стать более незаметной, чтобы хищные звери её не съели. Также она утеплила дупло, натаскала туда пуха, соломки; приготовила запасы: грибы, ягоды, орехи.
А как же зайчик приготовился к зиме? Он тоже поменял окрас шубки с серой на белую, для того, чтобы спрятаться от хищников и быть незаметным на фоне снега. А питается заяц корой деревьев, замёрзшей ягодой.
Лиса также, как и многие другие лесные животные надела тёплую шубку. Питается она полевыми мышами и зайцами (показ видео ролика «Лиса мышкует»)
7 страница
Дети, посмотрите внимательно, что изображено на этой странице журнала? (ответы детей) Я вам подскажу – это зимний лес. Но как же так лес стоит без единого дерева? Это наверняка проделки Бабы Яги. Она превратила все деревья в невидимые. Но как же животные, птицы и насекомые будут жить в таком невидимом лесу? Как им помочь? (ответы детей) Мы можем нарисовать деревья.
Но прежде чем приступить к работе, нужно размять свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок! (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя).
Кати по снегу свой снежок – Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг).
И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх).
Его улыбка так светла! (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку).
Два глаза, шляпа, нос, метла… (Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу).
Но солнце припечёт слегка – (Дети поднимают руки вверх).
Увы! И нет снеговика! (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками).
Пальчики мы свои размяли, теперь можно приступить к работе. Я вам предлагаю нарисовать деревья необычным способом, а с помощью засохшего осеннего листочка. Для этого нам понадобиться только 2 краски белая и коричневая, а также один листочек (Показ способа изображения – воспитатель наносит белую краску на листок с одной стороны, затем накрашенной стороной прикладывает к общей композиции и дорисовывает ствол дерева коричневой краской).
Ну вот мы с вами спасли всех животных, птиц и насекомых от гибели. У нас получился замечательный зимний пейзаж.
Но на этом наша с вами беседа о зиме не закончилась. Мы будем продолжать разговаривать об этом волшебном времени года. Будем наблюдать за ясной, морозной погодой, за тем как падает снег, за тем как на окнах появляются причудливые рисунки. Обязательно покатаемся на санках, лыжах, поиграем в снежки, слепим снеговика. А первого января мы отметим самый интересный и волшебный праздник – Новый год!