Альбина Парфенова
Конспект занятия в старшей группе по формированию элементарных представлений: «Путешествие в страну «Мультипультию»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по формированию элементарных представлений : «Путешествие в страну «Мультипультию»
Цель: Обобщение математических знаний и умений посредством инновационных методов и приемов. Знакомство с абакусом.
Задачи:
Обучающие задачи:
• Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
• Развивать пространственное воображение, умение ориентироваться на листе бумаги;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по формированию элементарных представлений: „Путешествие в страну „Мультипультию“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
• Развивать у детей конструктивные способности, логическое мышление, мелкую моторику рук;
• Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине);
• Знакомство с абакусом.
Развивающие задачи:
• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать интерес к математическим занятиям;
• Воспитывать в детях уверенность в себе, желание помогать другим.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришли гости, поэтому давайте постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы. Послушайте стихотворение:
Давайте, ребята, учиться считать!
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа,
Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Беритесь, ребята, скорей за работу
Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какое у нас сейчас будет занятие? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, математика. Ребята, сегодня нас ждет увлекательное путешествие в страну «Мультипультию». На чем можно отправиться в путешествие?
(ответы детей)
Воспитатель: По железному пути что нас может отвезти?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Ребята, отправимся мы в наше путешествие на поезде.
Слайд (поезд)
Воспитатель: Жители страны «Мультипультии» приготовили для нас интересные задания. Кто из жителей этой страны первым нас встречает, вы узнаете, отгадав загадку.
В Простоквашино живет,
Почту всем он раздает.
Дети: Почтальон Печкин
Слайд (почтальон Печкин)
Воспитатель: Ребята, почтальону нужно попасть в соседнюю деревню, чтобы разнести письма. Путь к ней лежит через реку, а мост сломался. Давайте поможем его починить. Посмотрите, что мы будем использовать для выполнения данного задания.
(ответы детей)
Воспитатель: палочки Кьюзенера.
Воспитатель: Ребята, вот Печкин прибыл в соседнюю деревню, но он никак не может найти нужный дом. Давайте расставим домики по порядку, чтобы почтальон смог быстрее доставить письма (пронумерованные домики расставлены вразброс, необходимо выставить их по порядку)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы быстро справились с заданием Печкина. Давайте посчитаем домики от 1до 10 и обратно от 10 до 1.
(дети считают)
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие
Слайд (поезд)
Воспитатель: Ребята, нас встречает второй житель «Мультипультии». Кто же это?
Знают взрослые и дети,
Что упал с другой планеты —
Фиолетовый зверек,
Детям маленьким дружок.
(Лунтик)
Дети: Лунтик
Слайд (Лунтик)
Воспитатель: Лунтик хотел посмотреть украшения Милы, но задел коробки и украшения рассыпались.
Воспитатель: Посмотрите, какого цвета украшения?
Нам надо помочь Лунтику разложить украшения в коробки по цветам. Синие украшения в синюю коробку, зеленые – в зеленую, и в жёлтую коробку – жёлтые украшения.
Воспитатель: Сколько украшений в зеленой коробке? В жёлтой? В синей?
Дети: …синих украшений… зеленых…., желтых…
Воспитатель: Молодцы ребята, давайте теперь соотнесем количество камешков с нужной цифрой.
Воспитатель: Молодцы, вы помогли Лунтику, теперь Мила не расстроится все украшения на своих местах.
Воспитатель: А мы продолжаем наше путешествие.
Слайд (поезд)
Воспитатель: Следующий житель «Мультипультии» приготовил нам задание. Кто же это?
Мальчик с Азбукой под мышкой -
Деревянный шалунишка.
Победил он Карабаса,
Не подвёл друзей ни разу.
Кто не слушался Мальвину?
Глупый, добрый. (Буратино).
Дети: Буратино.
Слайд (Буратино)
Воспитатель: Ребята, из какого мультика этот герой?
Дети: «Приключения Буратино»
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами будем выполнять задание Буратино - графический диктант.
(Воспитатель напоминает детям, где правая сторона, где левая) Выполнив это задание, мы узнаем, что ищет Буратино (получается изображение ключика)
Воспитатель: Так что же ищет Буратино?
Дети: Ключик!
Слайд (Буратино с ключиком)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте отдохнем вместе с Буратино.
Физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся, (дети тянутся на носочках с поднятыми руками вверх)
Раз нагнулся, два нагнулся. (Наклоны вперед, руки вытянуты, касаемся пола)
Руки в стороны развел, (Разводим руки в стороны)
Видно ключик не нашел. (Повороты головы вправо-влево)
Чтобы ключик нам достать, (Грозим указательным пальчиком)
Надо на носочки встать. (Дети тянутся на носочках с поднятыми руками вверх)
Крепче Буратино стой. (Стоят на носочках, с поднятыми руками)
Вот он ключик золотой! (Машут руками вверху)
Воспитатель: Едем дальше
Слайд (поезд)
Воспитатель: А вот еще один житель этой прекрасной страны!
Все девчонки и мальчишки
Полюбить его успели.
Он — герой веселой книжки,
За спиной его — пропеллер. (Карлсон)
Дети: Карлсон.
Слайд (Карлсон)
Воспитатель: Ребята, Карлсон предлагает вам задание с использованием Блоков Дьенеша.
У каждого ребенка карточка. Детям дается задание: положить на карточку подходящие по цвету и размеру блоки Дьенеша.
Слайд (карточка)
Воспитатель:
Какая фигура расположена в центре?
Какая фигура находится в правом верхнем углу?
Какая фигура расположена в левом нижнем углу?
Какая фигура расположена в правом нижнем углу?
Какая фигура расположена в левом верхнем углу?
Воспитатель: Замечательно! Отправляемся дальше.
Слайд (поезд)
Воспитатель: В славном городе Цветочном
Жил малыш. Его узнай-ка!
Он беспечный, но веселый
Озорник, шалун… (Незнайка.)
Слайд (Незнайка)
Воспитатель: Ребята, Наш герой расстроен, он не знает, как правильно решить задание, которое дал ему Знайка. Поможем ему?
Посмотрите внимательно, это задание на экране.
Задание с использованием «Кругов Эйлера»
Слайд (Круги Эйлера)
Воспитатель: Наши фигуры, различаются по каким признакам?
Дети: По цвету, по форме, по величине.
Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите
Какие фигуры расположены в голубом круге, но вне желтого?
Ответы детей
Воспитатель: Назовите фигуры, которые расположены в желтом круге, но вне голубого круга?
Воспитатель: Какие фигуры расположены в области пересечения двух кругов?
Ответы детей: В области пересечения двух кругов Эйлера расположены фигуры, обладающие двумя общими признаками.
Воспитатель: Какими двумя общими признаками обладают фигуры, расположенные в области пересечения кругов Эйлера?
Ответы детей: Фигуры имеют синий цвет и круглую форму.
Воспитатель: Какие геометрические фигуры лежат вне кругов?
Воспитатель: Дети, какие вы молодцы, справились с заданием!
Воспитатель: А вот и сам Знайка. Он хочет вас в кое-чем познакомить.
Воспитатель: Ребята, хотели бы вы научиться считать быстро в уме.
Дети: ….
Воспитатель: А поможет вам в этом данное приспособление. (демонстрация абакуса)
– Кто знает, что это такое?
(3-4 ответа детей)
–А кто мне скажет, на что похож этот предмет? (дети придумывают на что похож абакус, в случае затруднения им помогаю)
– Ребята, открою я вам секрет. Вы когда-нибудь слышали слово «Счеты»? (ответы детей) Что делают на счетах?
(ответы детей)
На чем еще можно считать? ( ответы детей: пальцах, счетных палочках, калькуляторе)
– Отлично, а эти счеты – самый древний калькулятор. Придумали их давным-давно в Китае, пять тысяч лет назад. Называются они «Абакус»
– Ребята, давайте вместе повторим: АБАКУС.
Давайте его рассмотрим.
Наши абакусы состоят из рамки, перекладины и спиц-домиков, на которых живут косточки.
Перекладина делит абакус на 2 части: верхнюю и нижнюю. Давайте посчитаем, сколько косточек находится сверху, над перекладиной? (в каждом домике по 1 косточке, а снизу (в каждом домике по 4 косточки).
– Я вам открою секрет, у косточек есть свое название и его легко запомнить. 4 косточки, которые находятся внизу – это земные косточки (земля внизу, под ногами, так и нижние косточки называют – земные). А кто догадается, как называются косточки, которые находятся сверху? (варианты детей)
Воспитатель: Ребята, вы были активными, дружными, внимательными! Жители «Мультипультии» благодарят вас за то, что вы посетили их страну, с легкостью выполнили все задания. В знак благодарности они дарят вам конфеты.
Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, в каких заданиях вы испытывали трудности? Какие из заданий были самыми легкими для вас? Что нового вы узнали?
(ответы детей)