светлана тикунова
Конспект занятия в старшей группе «Невидимка воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе "Невидимка воздух"
Подготовила воспитатель Тикунова С. С.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
-Формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный,не имеет запаха, легче воды, движется,о роли воздуха в жизни живых существ.
-Развивать интерес к познавательной деятельности и эксперементированию.
-Развивать мышление, речь, учить делать выводы.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Невидимка воздух“» размещена в разделах
МАТЕРИАЛЫ:целлофановые пакеты на каждого ребенка, палочки,трубочки для коктейля, пластиковые стаканы,веера,мыльные пузыри,игрушка Лягушонок,воздушные шары.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседа "Живая и не живая природа",рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулке.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Помните мы с вами говорили о живой и не живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой и не живой природе (люди, растения, животные)
А что относится к не живой природе (камни, вода, воздух)
А теперь послушайте загадку и отгадайте о чем мы будем сегодня говорить.
Он нам нужен,чтоб дышать,
Что бы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Дети. Это воздух
В. Что вы знаете и можете сказать о воздухе?
(Ответы детей)
(Из-за дверей доносятся звуки)
Лягушонок Ой, помогите, спасите,лечу!
В. Кто это там кричит?
(На воздушных шарах влетает лягушонок)
В. Здравствуй, лягушонок! как ты к нам попал?
Л. Куда я попал? Что вы тут делаете?
В. Ты попал в детский сад. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.
Л. Как интересно. А что такое воздух?Я никогда с ним не встречался, может его нет?
В. Погоди лягушонок. Мы с ребятами тоже с ним не встречались, но знаем, что он вокруг нас.
Л. Ничего не вижу. Где же он? Куда он спрятался?
В. Никуда он не спрятался. Ребята давайте докажем Лягушонку, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини -лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты, как настоящие учёные.
ОПЫТ №1" Поймай воздух"
В. Ребята, возьмите со стола пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Вы его видите? Какой он?
(Ответы детей)
Л. Я уверен, что там ничего нет!
В. Давайте проверим. Возьмите палочку и проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Дети. Воздух.
Л. Я его тоже чувствую, но не вижу.
Вывод. Правильно. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
ОПЫТ №2 "Что в стакане?"
В. Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?
Л. Конечно, в нем ничего нет.
В. Вот мы сейчас и проверим. Нам понадобится ёмкость с водой и стакан.
Перевернём стакан вверх дном и медленно будем опускать его в воду.
Что вы видите? Попадает ли вода в стакан?
(Ответы детей)
В. Вытаскиваем. Посмотрите снаружи стакан мокрый, а внутри?
Ребята,почему вода не попала в стакан?Какой можно сделать вывод?
(Ответы детей)
В. Правильно. В стакане находится воздух, он не пускает туда воду.
А теперь попробуем опустить наш стакан в воду,но держать его будем немного наклонив. Смотрите, что появилось в воде?
Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся?
(Ответы детей)
ВЫВОД. При опускании стакана в воду,она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.
Л. Ребята! Я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух! Я сидел в пруду и пускал через соломинку пузыри в воду. Было очень весело.
В. Молодец, Лягушонок! Ты мне подсказал ещё один интересный опыт с воздухом.
ОПЫТ №3 "Воздух легче воздуха"
В. Перед вами стаканы с водой и трубочки. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите?Что выходит из воды с пузырьками?Откуда он берется?
Л. А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
В. Потому, что воздух легче воды.
ВЫВОД Воздух легче воды.
В. Ребята! У меня для вас есть сюрприз. (мыльные пузыри)
В. Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немного поиграем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА "Мыльные пузыри"
В. А теперь вернёмся в нашу лабораторию. Наш ждут новые открытия!
Л. А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете, ребята?
(ответы детей)
В. Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?
(Ответы детей)
ВЫВОД. Воздух не имеет запаха.
Л. Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами?
В. Я сейчас вам объясню. Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.
Л. Он ещё и двигается?
В. А как ты сегодня оказался у нас в гостях?
Л. Меня ветер принёс.
В. Ребята, что такое ветер? Какой он бывает?
Ветер-это и есть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья,бегут облака). А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? Для этого мы проведём ещё один опыт.
ОПЫТ №4 "Движение воздуха"
В. Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали?
(Ответы детей)
В. А если бы мы открыли окно, чтобы почувствовали?
ВЫВОД. Воздух движется.
В. Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли самое главное. Воздух необходим всему живому. Без него мы не проживём и
5 минут. Попробуйте закройте рот и зажмите нос пальцами. Не дышите.
Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха?
Мы с вами дышим воздухом. Никто не может жить без воздуха. А чтобы воздух был чистый надо сажать больше растений и не загрязнять воздух выхлопными газами. Нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха.
Молодцы,ребята!Вы очень хорошо работали, много узнали нового.
Давайте еще раз вспомним, о чём мы говорили.
1. Воздух не имеет запах.
2. Воздух легче воды.
3. Воздух не имеет запаха.
4. Воздух движется.
5. Мы дышим воздухом. Он часть природы.
Л. Спасибо вам ребята за такое интересное занятие. Теперь я самый умный лягушонок на свете! Я хочу подарить вам эти шарики. Теперь я знаю, почему их называют воздушными!