Ольга Жабкина
Педагогический проект по формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста «Народные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта :
По продолжительности: краткосрочный, коллективный.
По содержанию: творческий, познавательный, групповой.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам Русской народной культуры, ее наследию формирование чувства любви и добра. Воспитание патриотизма.
Задачи проекта :
Публикация «Педагогический проект по формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста „Народные традиции“» размещена в разделах
1. Познакомить с обрядовыми праздниками, их традициями и обычаями, с таинственным языком символических образов народного декоративного искусства.
2. Прививать любовь к традиционным праздникам, развивать понимание названий праздников.
3. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству.
4. Воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве.
Актуальность:
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.
Ожидаемые результаты:
- Знание разнообразных народных игрушек, содержания игр с ними;
- Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой;
- Устойчивое желание играть с народной игрушкой.
1 этап – подготовительный
На протяжении всей недели с детьми будут проводиться предварительные работы.
Работа педагога :
-объяснить и показать детям, что народное творчество бывает разным;
-рассмотреть игрушки с изображением росписи;
- просмотр слайд - фильма, рассматривание альбомов о народных промыслах
2 этап – реализация проекта
Расширить представление детей о народном творчестве. Закрепить основные понятия о росписи игрушек. Дать возможность детям самим изготовить народные игрушки.
Понедельник. Тема: «Чудо – чудное, диво – дивное»
Цель: познакомить с разнообразием русских народных игрушек; учить различать игрушки, зная характерные особенности разных промыслов; воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству, желание научиться рисовать народные игрушки---Утренняя гимнастика
-Беседа «Истоки народной культуры»
-НОД (Конструктивно-продуктивная деятельность; аппликация)
-Пальчиковая гимнастика
-Чтение «Эти дивные русские сказки!»
-С/ р игра: «Встречаем гостей!»
Вторник. Тема: «Эти мудрые русские сказки».
Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.
-Утренняя гимнастика
-Беседа «Моя любимая сказка»
-НОД (Коммуникация; физическая культура; рисование)
-Рассматривание альбома с фотографиями традиции нашего края.
-Заучивание скороговорок, потешек.
Среда. Тема: «Золотые руки мастеров».
Цель: воспитывать уважение и любовь к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору, эмоционально – оценочное отношение к труду мастеров
.-Утренняя гимнастика
-Беседа «Русские посиделки».
-НОД (ФЭМП; музыка; рисование)
- «Отгадайте – ка загадки!» - русский народный фольклор
- Творческая минутка (рисуем понравившуюся игрушку)
Четверг. Тема: Изба русских народных промыслов «Краса ненаглядная»
Цель: воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия.
-Утренняя гимнастика
-Беседа «Какие дома бывают?»
- Артикуляционная гимнастика
-НОД (Коммуникация; физическая культура)
-Д/ и: «Дом, в котором мы живем».
Рассматривание иллюстраций с изображением домов в русском стиле.
Пятница. Тема: «Русские посиделки»
Цель : прививать любовь к русскому народному фольклору; учить отгадывать загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры
.-Утренняя гимнастика
-Беседа «Народные традиции»
-Пальчиковая гимнастика
-НОД (ФЦКМ; музыка; физическая культура)
- Чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди».
3 этап – результаты проекта
Полученные результаты говорят о том, что у большинства детей имеются пробелы в знании культуры русского народа и его исторического прошлого. Поэтому во все разделы программы «Детство» я ввела последовательную систему работы по данной теме.
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей «Народная игрушка. Советы родителям»
2. Анкетирование. (нужное подчеркнуть)
1. Сохранились ли в Вашей семье предметы старины?
ДА НЕТ
2. Есть ли в Вашей семье предметы народных промыслов (Хохлома, Городецкая роспись, Дымковские игрушки и т. д)
ДА НЕТ
3. Насколько часто Вы вместе с ребёнком рассматриваете семейные альбомы?
ДА НЕТ
4. Знает ли Ваш ребёнок родословную своей семьи?
ДА НЕТ
5. Посещаете ли Вы с ребёнком музеи и памятные исторические места нашей Родины?
ДА НЕТ
6. Хотите ли Вы, чтобы Ваши дети знали историю своего родного края?
ДА НЕТ
7. Что Вы предпринимаете для этого?
___
3. Участие родителей в приобретении игрушек для групповой игротеки.