Наталья Шестакова
Конспект занятия в старшей группе на тему «Ромашка — символ русской природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Ромашка — символ русской природы
Цель: развитие творческих способностей через изготовление поделки в технике аппликации с использованием крупы.
Задачи:
Образовательные:
• закреплять и систематизировать знания детей о садовых и полевых растений;
• формировать ценностное отношение к любому проявлению жизни, пониманию огромной важности растений в жизни людей и насекомых;
• познакомить детей с новой техникой аппликации, выполнять последовательные действия;
Развивающие:
• развивать коммуникативность, познавательно-исследовательскую деятельность, игровую, восприятие художественной литературы;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе на тему „Ромашка — символ русской природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ромашка. Все о ромашках для детей
- Ромашка. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• развивать творческие способности, мелкую моторику рук, уверенность в своих силах и способностях.
Воспитательные:
• воспитывать эстетические чувства, аккуратность при выполнении работы.
Форма занятия : познавательно-практическое занятие.
Словарная работа: садовые растения, полевые, родственники. Предварительная работа: знакомство с макетом «Поле» рассматривание иллюстраций с изображением поля распаханного и с цветущими травянистыми растениями, чтение художественной литературы, проведение подвижной игры «Садовник и цветы», дидактическая игра «Узнай цветок по описанию».
Оборудование и материалы: Картинки с изображением ромашки, ромашкового поля, геометрические фигуры (овалы белого цвета и круги жёлтого, заготовка из картона ромашки, клей ПВА, кисточка, салфетка, манная и кукурузная крупа.
Ход занятия
I. Вводная часть
1. Организационный момент.
Дети под музыку входят в группу. Их встречает воспитатель и приглашает на ритуал приветствия, затем дети садятся за столы.
2. Введение в тему
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами познакомимся с красивым цветком, а каким давайте отгадаем. Воспитатель загадывает загадку детям.
Золотая серединка,
И лучи идут кругом, —
Это может быть картинка:
Солнце в небе голубом?
Нет не солнце, на бумажке
На лугу цветок… (ромашки)
. Основная часть. Воспитатель: - Правильно, это ромашка. Вы все ее видели? Где вы встречали эти цветы? (ответы детей). Показывает детям картинки "Ромашка".
- Ромашка, как и берёза, символ русской природы. Ромашки испокон веков символизируют русскую природу. Находясь далеко от дома, русский человек часто вспоминает что – то родное, близкое: берёзку, желтоокую ромашку. Русский народ называет ромашку с неизменной любовью: солнечник, белюшка, невесточка, ворожка, лесная марьяша, матрёнка, белоцвет. В народе многие цветы называют ромашками, но самые настоящие ромашки растут на полях и лугах нашей Родины.
Легенда о ромашках.
Еще несколько веков назад в народе верили, - она вырастает там, где ночью упадет на землю яркая и сверкающая огнями звезда. Древние люди считали, что ромашка – цветок посвященный богу солнца. Они думали, что этот растение – маленькое солнышко, которое собственными лепестками соединяет множество дорог и судеб. А так как у каждой ромашки количество лепестков разное, то возникла традиция гадать на этом цветке.
Благодаря форме цветка похожего на зонт, была легенда, что ромашки в стародавние времена служили зонтиками у сказочных существ – маленьких гномиков живших в степи. Когда начинался дождь, эти человечки укрывались ромашкой, либо срывали ее и гуляли, поднимая растение прямо над своей головой. Дождь стучал по такому самодельному зонтику и маленькими струйками стекал с него, а гномик оставался полностью сухим.
Вопросы детям:
- Что происходила, когда ночью на землю падала яркая звезда?
- О чём рассказывалось в легенде?
- Какому богу древние люди посвящали ромашку?
- На что была похоже ромашка?
- Как ромашка помогала гномикам, чем служила?
Воспитатель: - Сегодня мы с вами поближе узнаем, что же это за цветок - ромашка? Показывает детям картинку "Ромашка".
- На что похожа ромашка? (ответы детей)
- Она похожа на солнышко и также как солнышко дарит нам тепло и радость.
Воспитатель: Давайте еще раз посмотрим на цветок и расскажем о её строении.
Вопросы детям:
- Какого цвета у ромашки лепестки?
- Какой формы у ромашки лепестки?
- Какой формы серединка у ромашки и какого цвета?
Воспитатель: Серединка ромашки желтая, а лепестки белые. Еще у ромашки есть стебель и зеленые листочки.
Воспитатель: Ну а сейчас, я предлагаю вам устроить цветочную полянку на ваших столах. Посмотрите, у вас в тарелочках на столах лежат геометрические фигуры.
- Назовите, какие вы видите? Ответы детей
- Предлагаю вам составить свою ромашку из этих фигур.
проводится дидактическая игра «Составь ромашку»
Воспитатель: Молодцы, ребята, какие красивые у вас получились ромашки. Я вижу у ваших ромашек разное количество лепестков. Спросить у 2-3 детей количество лепестков.
- Ребята, кто знает, где растут ромашки? Ответы детей (На даче, на лугу, в поле, в клумбе).
- Ребята, а какие у нас бывают ромашки? (ответы детей)
- Правильно ромашки бывают садовые и полевые (показ картинок)
- Как это понять: садовая ромашка? (Ответы детей. В саду, на клумбе).
Воспитатель: За ней ухаживают (ответы детей).
- Правильный ответ - люди. Как ухаживают?
Дети: Ответы детей (Поливают, рыхлят почву, берегут от вредителей).
Воспитатель: И поэтому садовая ромашка вырастает крупная, на высоком стебле. Чтобы ромашка выросла такой высокой и красивой, человеку приходится немало потрудиться и долго ухаживать за ней.
Воспитатель: А теперь, дети, расскажите мне и о полевой ромашке. Расскажите, где растут полевые ромашки? Ответы детей.
- Растут они в лесу, в поле и на лужайке. Расцветает ромашка в начале лета и цветет до поздней осени.
Воспитатель: - Есть у меня к вам еще один вопрос: кто ухаживает за полевыми ромашками? Это трудный вопрос. Надо подумать. Ребята, если в саду садовую ромашку поливают люди, кто же польет полевую ромашку? Ответы детей
- Ай да молодцы! Догадались! Догадались, что это дождь.
- А рыхлит ли кто-нибудь почву вокруг полевой ромашки? Ведь она в поле растет. Ответы детей
- У нас есть целые ромашковые поля. Как здорово, просто сфотографироваться на фоне этого поля или осторожно войти в него и слегка «окунуться»… Кто увидит эти поля - просто никогда не забудет, поверьте!
- Предлагаю вам немного поиграть. Проводится физкультминутка (2 раза)
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете какую пользу, приносят наши ромашки? Ответы детей
Воспитатель: Правильно, ромашку, а именно отвары из соцветий применяют в медицине. Бабушка часто вам говорит, когда заболеете - горлышко полоскать ромашкой, отвар из ромашек снимает воспаление. А еще светлые волосы желательно полоскать настоем ромашки - волосы приобретают золотистый оттенок и приятный запах.
- Ромашку можно использовать и в других целях, в каких послушайте.
Всех цветов они полезней, —
Лечат разные болезни.
Очень вкусно пахнет в чашке
Чай душистый из ромашки.
Ромашка - лекарственное растение, лечит людей от болезней и называют её аптечная.
- Дети, а вы хотите попробовать вкусный и душистый чай из лепестков ромашки? Дети по желанию пьют из стаканчиков отвар из ромашки.
Воспитатель: - Ребята, скажите мне, правильно поступают взрослые и дети, которые рвут растения? Ответы детей
- Ведь чем больше растений, тем чище воздух и легче дышать, тем краше наш город, тем больше пользы для насекомых, птиц, и зверей.
- Как же нам помочь растениям? Ребята, давайте подумаем. Ответы детей
- Не рвать, не ломать растений, а лишь смотреть на них и радоваться их красоте.
Поле - это их дом. В этот дом мы будем заходить лишь для того, чтобы поздороваться с полевыми ромашками или другими полевыми растениями. Пусть они цветут и радуют вас, ваших родных и близких. Нужно бережно относиться к природе. А если вам нужно сделать подарок для мамы, бабушки, сестренки, то для этого можно вырастить свою, неувядающую ромашку.
. Практическая часть.
Воспитатель: Сегодня, на нашем занятии, вырастут особенные ромашки - картонные. Наши ромашки так быстро не увянут, будут радовать нас долго.
- Проходим, ребята ко мне, я вам расскажу, как же мы с вами будем изготавливать свои ромашки.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом аппликации из крупы.
- Перед вами лежат материалы, которые для работы нам понадобятся: тарелка-поднос, заготовка картонной ромашки из картона, клей, кисть, манная и кукурузная крупа, салфетка.
Показ аппликации.
Воспитатель:
Но прежде чем ромашку
Начнём мы создавать,
Надо нам как следует
Пальчики размять.
Пальчиковая игра «Ромашка»
Мы шли, шли, шли («Идти» пальчиками по столу).
И ромашку нашли (Сложить ладони вместе, пальчики раздвинуть).
Раз, два, три, четыре, пять (Загибать пальчики на обеих руках по очереди, начиная с мизинца.
Мы идем искать опять («Идти» пальчиками по столу).
Дети под музыку выполняют аппликацию.
Воспитатель: Какие красивые у вас получились ромашки, прямо настоящее ромашковое поле у нас с вами в группе.
- Я предлагаю вам придумать для своей ромашки ласковое имя (Ромочка, Машенька, Беляночка, Ресничка и др.)
V. Рефлексия. Дети, вам понравилось сегодня наше занятие? О чём оно было? Что нового мы узнали сегодня, а что вспомнили из забытого? Сложно вам было на занятии? Ещё повторим такой вид аппликации? А кому вы подарите свои поделки?
- Молодцы, у всех получились красивые ромашки!
Уборка рабочего места.