Светлана Ковальская
Конспект занятия на тему «Перелетные птицы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания детей старшего дошкольного возраста о жизни перелетных птиц.
Задачи: формировать представления о признаках животных как живых существ: двигаются, питаются. Развивать умения узнавать и называть виды перелетных птиц, зимующих птиц; группировать животных по способу передвижения; соотносить состояние животных с сезонными изменениями в неживой природе, дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие». Воспитывать: ответственность за состояние животных ближайшего окружения; стремление активно участвовать в охране природе.
Публикация «Конспект занятия на тему „Перелетные птицы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: картинки с перелетными птицами, а также с гнездами разных птиц. звуки пения птиц.
Предварительная работа: чтение сказок про птиц, беседы о том, каких птиц видели дети.
Ход работы
На доске картинки птиц
-Дети, внимательно посмотрите, кто к нам заглянул в гости? (птицы). -А какие это птицы? (перелетные)
-А почему этих птиц называют перелетными? (Перелетными называют птиц, которые прилетают к нам весной, а осенью улетают). -Сегодня мы с вами будем разговаривать о перелетных птицах. А о каких, вы узнаете, если отгадаете загадки (при отгадывании загадки, включаю звук пения птицы).
1. Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней.
Кто же это? (соловей)
2. Эта птица никогда не вьет гнезда. (кукушка)
3. Под крышей я леплю гнездо.
Из комочков глины.
Для птенцов стелю на дно
Пуховую перину. (ласточка)
4. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашни от червей,
Взад – вперед по пашне скачет,
А зовется птица….(грач)
5. На шесте дворец,
А в дворце певец,
Червяков птенцам таскает,
Да трещит весь день…. (скворец)
- Правильно вы отгадали загадки. Почему птицы улетают в теплые края? (потому что здесь наступают холода, а зимой нет насекомых).
-Скажите, ребята. А как же люди отличают птиц друг от друга? Ведь у всех птиц одинаковое строение – голова, туловище, крылья, клюв, лапки. Все птицы покрыты перьями (различают птиц по их размеру, по цвету и даже по их пению). -А какие птицы нас покидают первыми? (Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы).
- В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают: трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, ласточки, скворцы… -Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы. -Какие водоплавающие птицы вы знаете? (гуси, утки и лебеди). В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие. - А знаете, как птицы находят дорогу на юг и обратно сюда? Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепится негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраивают- «цепочкой», в одну линию (Шеренгой, фронтом или поперечным рядом, летят кулики, цапли, утки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом или клином летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы). Хорошо ребята, а теперь давайте разомнемся немножко.
Физкультминутка Перелётные птицы.
Насекомые пропали,
Птицы в лесу заскучали. (Взмахи руками (крыльями).
Стали думать и гадать,
Как беды им избежать? (Пальцы рук к вискам головы, покачивание головы вправо – влево).
Вместе собрались,
Стаей назвались. (Дети встают в круг, взявшись за руки).
Дружно взлетели,
На юг полетели. (Поворачиваются направо, машут руками, бегут по кругу).
Долго летели, устали,
Сели, отдыхали, (Останавливаются, приседают).
Снова взлетели,
Дальше полетели. (Встают, бегут по кругу, машут крыльями).
Вот и южные края,
Долетели мы, друзья!
Вы устали, отдохните.
Насекомых поищите! (Дети останавливаются, расходятся в разные стороны).
- Молодцы, а теперь давайте освободим наших птичек из клетки, я раздам вам картинки, а вы закроете ручками, что каждый пальчик закрыл нарисованную птицу.
Упражнение “Выпусти птицу”. [Развитие мелкой моторики. ]
- Представьте, что птица сидит в клетке, а вы хотите выпустить ее. Необходимо поочередно приподнимать пальцы и “выпускать” птицу, произнося слова: “Я из клетки выпущу ….”.
И так, наше занятие подошло к концу, давайте вспомним о чем мы говорили? (о перелетных птицах). -Что интересного вы узнали о перелетных птицах? -Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам? -Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы.