Ватолина Любовь
Конспект занятия в старшей группе «Чудеса на кухне»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма организации образовательной деятельности: фронтальная, подгрупповая.
Образовательная технология: технологии детского экспериментирования, кейс-технология.
Средства организации образовательной деятельности:
Материально- технические: компьютер,мультимедиа, раздаточный материал (посылка, молоко, лимонная кислота, яйцо, мороженное, кусковой сахар, красители, посуда, соль, средство для мытья посуды, варежка, бумажные полотенца, салфетки).
мультимедийные: презентация молочных продуктов и презентация животных, кормящих своих детёнышей молоком на слайдах.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Чудеса на кухне“» размещена в разделах
Цель: Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных особенностей и творчества дошкольников.
Задачи:
Обучающие. Учить детей через экспериментирование открывать свойства продуктов питания; формировать навыки экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов; совершенствовать умения и навыки работы с различными материалами;
Воспитательные. Воспитывать коммуникативные умения, аккуратность, самостоятельность, интерес к экспериментированию, активность на занятии; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Развивающие. Развивать мыслительные операции анализ и сравнение, исследовательский интерес, любознательность, внимание, память, активную речь, логическое мышление.
Планируемые результаты.
Обучающийся:
Участвует в разговоре во время рассматривания предмета. Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: продуктивной, познавательно – исследовательской, коммуникативной.
Умеет сохранять позитивный настрой на протяжении всей деятельности, испытывает радость от результатов своей деятельности.
Умеет делиться своими впечатлениями со взрослым, выполняет элементарные действия в ходе познавательно – исследовательской деятельности, делает выводы.
Умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции. Умеет оценивать результат своей деятельности.
Ход.
1. Обсуждение реального или вымышленного события.
-Ребята, в детский сад пришла посылка, на которой было написано «Для любознательных». Я сразу подумала, что она пришла для нас с вами. Вам интересно, что там лежит?
- Посмотрим, что же там находится? Как их можно назвать одним словом?
2. Постановка цели исследования.
- А где дома можно встретить эти предметы?
- Сегодня я предлагаю поработать с вами в лаборатории, провести с этими продуктами опыты.
. А что такое лаборатория?
Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты, которые предлагаю назвать «Чудеса на кухне». А для этого предлагаю вам пройти в лабораторию.
Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:
Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я называю, ничего не пробовать на вкус, аккуратно работать с хрупкими предметами, чтобы их не разбить.
3. Практическая часть: проведение опытов.
Опыт № 1
- А с чем мы будем экспериментировать, вы узнаете, отгадав загадку:
Я в стаканчике, рожке
Вкусное и нежное.
Сделано на молоке,
Чаще белоснежное.
В морозилках проживаю
А на солнце сразу таю. Что это? (мороженое)
- Посмотрите, в посылке у нас лежит мороженое. Что будет с мороженым в тепле? Давайте проверим, положим часть мороженого на блюдце.
- А как можно сделать, чтобы мороженое долго не растаяло без холода (Варианты детей.)
- Для нашего чуда нам потребуется мороженое и варежка.
Один кусочек мороженого мы положили на блюдце, а второй уберём в варежку. И в конце занятия посмотрим, что произойдет с ним в варежке.
А пока мы ждём, продолжим наши опыты.
Опыт №2
- Давайте поговорим немного о молоке.
- Кто дает нам молоко?
3. Назовите животных, которые выкармливают своих малышей молоком?
Просмотр презентации.
- Вспомните, какие продукты получают из молока.
Просмотр презентации.
- Нам понадобится молоко и лимонная кислота, которую делают из лимона. В один стакан положите ложку лимонной кислоты, размешайте.
- Что получилось?
- Чем отличается кефир от молока (кефир более густой, на вкус он кислый.
-Это кисломолочный продукт.
Вывод: если в молоко добавить лимонную кислоту, то оно створожится, будет как кефир.
Опыт №3
- Есть выражение: «молоко убежало». Но у молока нет ног, почему так говорят?
Ответ: Молоко убегает при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты кастрюлю с молоком, то существенная часть молока из неё просто вытечет.
- А наше молоко не только умеет «бегать» но еще и «танцует».
Опыт «Танцующее молоко».
- Итак, пододвигаем к себе тарелку с молоком. Теперь набираем пипеткой пищевой краситель и капаем его на молоко в центре тарелки. Дальше берем сухую ватную палочку и касаемся ей молока там, где есть краситель. Что получилось? Верно, ничего. Теперь окуните палочку в жидкое мыло и коснитесь молока в центре на протяжении 10-15 секунд и наблюдайте «волшебство в молоке».
- Почему так получилось, как вы думаете?
Вывод: В молоке есть жиринки, а жир боится моющее средство, вот и разбегается в разные стороны.
- Красивый узор? На что похоже? (на радугу, на небе облака, мозаику, северное сияние)
Опыт №4
Посмотрите, рядом с яйцом нарисовано море.
- Что бы это могло значить?
- Для следующего нашего опыта нам понадобится яйцо, банка и соль.
Опустим яйцо в обычную воду. Что стало с яйцом?
А теперь добавим в банку 2 ст. ложки соли и снова опустим яйцо в воду. Как вы думаете, что будет с яйцом? 1). Оно утонет, 2).будет плавать на поверхности или 3).яйцо зависнет посередине банки.
-Почему в пресной воде яйцо тонет, а в соленой — поднимается на поверхность? Вода, хоть и жидкость, но тоже имеет свою плотность. Солёная вода более плотная, поэтому яйцо и не тонет. А как почувствовать плотность воды? Если вы были на море, то наверняка ощутили, как хорошо вас «держит» вода.
Делаем вывод: солёная вода более плотная, поэтому легче держит предметы.
Динамическая пауза.
- А теперь немного отдохнём.
Вот большой стеклянный чайник.
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.
Дети надули животик, одну руку поставили
на пояс, другую изогнули.
Присели, одну руку поставили на пояс.
Кружатся, «рисуя» руками круг.
Потянулись, сомкнули руки над головой.
Руки вытянули вперёд.
Опыт №5
-Посмотрите, из кусочков сахара я на блюдце построила башню. Постройте свою башню из сахарных кубиков.
- Как вы думаете, что будет, если у башни из сахарных кубиков подмокнет основание? Предлагаю выбрать верный ответ из трёх вариантов.
1. башня окрасится по всей высоте.
2. сахарная башня рухнет.
3. башня превратится в горку крашеного сахара.
-А теперь на основание башни капните немного пищевого красителя.
- Что произошло с башней? (Она быстро стала окрашиваться снизу вверх, и довольно быстро рухнула) Почему это произошло? Вывод: Как только нижние кусочки сахара промокли, сахар начал растворятся, кубики потеряли форму и башня упала.
- А теперь предлагаю посмотреть, что стало с нашим мороженым? А вы как думаете?
Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло. Так что же? Может, шуба — вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает? Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло.
Теперь закономерен и вопрос: "Зачем же человек в мороз надевает шубу?" Ответ: "Чтобы не замерзнуть". Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.
4. Рефлексия. (Контроль и оценка результатов деятельности, подведение итогов).
- Что нового вы узнали? Что запомнилось больше всего?
- На прощанье я решила подарить вам волшебных человечков. Кому было сегодня интересно – возьмет улыбающегося, а кому скучно – грустного. Дети выбирают человечка по настроению.
- А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся.
И какие же слова
Говорим мы уходя?
Дети: До свидания!