Елена Гулунова
Конспект занятия в старшей группе «Мой край родной, любимый край»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
Цель: Уточнить и расширить знания детей о малой Родине.
Задачи:
Образовательные: уточнить и расширить знания детей о Родине, о государственной символике Республики Северная Осетия-Алания. Знакомить с некоторыми достопримечательностями Северной Осетии-Алании.
Развивающие: развивать познавательные интересы, связную речь, стремление детей рассказывать по собственной инициативе.
Воспитательные: воспитывать у детей уважительное отношение к символике, любовь к родному краю, к ее природе.
Обогащение словаря: Аланы, предки, хребты, символ.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Мой край родной, любимый край“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Активизация словаря: герб, республика, Родина.
Предварительная работа: беседы с детьми о родном крае, о родном городе, занятия по ознакомлению с государственной символикой Республики Северная Осетия – Алания, рассматривание альбомов и иллюстраций о знаменитых людях Осетии, заучивание стихов о Родине, подготовка презентации с изображениями достопримечательностей родного города, природы Осетии. Показ презентации «Кавказские горы».
Методические приемы: Рассказ воспитателя, вопросы-ответы, использование ИКТ, сюрпризный момент, дидактические игры, физминутка.
Материал: ноутбук, экран, проектор, презентация «Моя республика» (природа Осетии, лото «Знаменитые люди» на каждого ребенка, осетинская посуда – тарелка, чашка, рог, вырезанные силуэты осетинской посуды, краски, кисточки, стаканчики для воды, салфетки, три пирога для угощения, подборка осетинской мелодии.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами поговорим о Родине. У каждого человека есть земля, именуемая Родиной.
Дети, скажите мне, пожалуйста, что такое Родина? В нашей стране много республик, городов, рек, лесов, полей. Все это – наша большая Родина и мы гордимся нашей Родиной.
(ребенок читает стихотворение Н. Забила «Наша Родина»)
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна,
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как называется наша огромная страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: А столица нашей страны?
Дети: Москва. Воспитатель: Правильно, дети. Россия – наша большая Родина, но у каждого человека есть земля, на которой он родился, улица, где он вырос, республика, в которой он живет, и она называется малой Родиной. Как вы думаете, как называется наша с вами малая Родина?
Дети: Северная Осетия – Алания.
Воспитатель: Как называется столица нашей республики?
Дети: Владикавказ.
Воспитатель: Ребята, а чем славится наша республика?
Дети: Горами, ледниками, ущельями, бурными реками. Воспитатель: Ребята, а какая все-таки красивая наша республика. Посмотрите на экран.
Воспитатель: А вот и флаг Алании.
Его цвета означают:
Белый цвет – цвет мудрости,
Красный цвет – цвет мужества,
Желтый цвет – цвет милосердия.
Воспитатель: А теперь найдите среди этих гербов герб республики Северная Осетия – Алания (на экране появляются гербы России, Северной Осетии – Алании, Чечни).
Воспитатель: Правильно. Обратите внимание: в верхней части щита на фоне голубого неба белеет вершина горы Казбек и протянулась линия Черных гор, напоминающая своим контуром Столовую гору. Ниже размещена зеленая полоска лесистых гор. В центре герба – закрытые ворота крепости, золотистого цвета. На красном фоне нижней части щита герба расположен по диагонали золотой ключ с прорезью в виде креста – символ веры, и малая корона – знак твердости и власти. Щит увенчен большой императорской короной с крестом и обрамлен венком из дубовых веток с золотистыми листьями, перевитыми муаровой лентой голубого цвета.
Воспитатель: Мы очень любим наш город. Посмотрите, какой он красивый. (На экране появляются изображения улиц и парков города).
-Ребята, давайте погуляем по городу.
(Проводится разминка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит воспитатель).
Мы по городу шагаем (идут по кругу)
То, что видим, называем (образуют пары)
Светофоры и машины, (поворачивают голову вправо)
Ярмарки и магазины, (поворачивают голову влево)
Скверы, улицы, мосты. (взмахивают сначала левой, затем правой рукой)
И деревья, и кусты! (поднимают руки вверх, опускают) Воспитатель: Наша республика славится тем, что у нас прекрасная природа. Но самое главное достоинство – это наши горы, самые высокие, самые величественные. Посмотрите на них и скажите, названия каких гор вы знаете?
Дети: Столовая гора, Казбек, Эльбрус.
Воспитатель: Почти половина территории нашей республики покрыта горами. (показ изображения на экране) – Ребята, а вы знаете, из чего сложены горы?
Дети: Из горных пород и минералов.
Воспитатель: Каких?
Дети: Каменный уголь, гранит, мрамор, глин, железная руда.
Воспитатель: Как их можно назвать одним словом?
Дети: Полезные ископаемые.
Воспитатель: Да, полезные ископаемые – огромное бесценное богатство земли. По территории Северной Осетии протекает много рек, но среди них есть самая большая. Как она называется?
Дети: Река Терек. (показ изображения с горной рекой)
Воспитатель: Правильно. В нашей республике много известных людей, которые своими поступками, подвигами, прославили Осетию:
К. Хетагуров – великий поэт, драматург. (ребенок читает стихотворение)
Люблю я целый мир, люблю людей, бесспорно,
Люблю беспомощных, обиженных, сирот,
Но больше всех люблю, чего скрывать позорно?
Тебя, родной аул и бедный мой народ!
Исса Плиев – генерал.
Хаджи Мамсуров – разведчик.
Васо Абаев – ученый. (показ слайдов на экране)
(Ребенок читает стихотворение)
Помнят в Осетии этих парней
Крепких и озорных,
Помнят героев, погибших в войне
Помнят подвиги их.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть в лото «Знаменитые люди»
(Игра проводится за столами)
Воспитатель: Ребята, нашу республику называют Алания. Как вы думаете, почему? (предположения детей)
- Потому, что предками осетин являются Аланы. Они носили военную форму, саблю, стрелы. Они защищали свои земли, свой народ от врагов. Аланы оставили нам хорошие обычаи и традиции (уважение к старшим, прислушивание к мнению старших, быть вежливыми и скромными). Аланы занимались скотоводством. Они держали табуны лошадей, стада коров, отары овец. Аланы были очень гостеприимными. Их женщины к приходу гостей готовили три пирога и пиво. (на экране появляется изображение накрытого стола)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что означают три пирога?
1- Солнце
2- Вода
3- Земля
- А сейчас я вам покажу посуду, которой пользовались Аланы. Посмотрите, это тарелка для пирогов. Это чаша для пива. Это рог для вина. Аланы на праздниках пили из него вино. Видите, на всей посуде выложен осетинский орнамент. Подойдите к столам. Сейчас мы с вами превратимся в художников и попробуем расписать силуэты посуды осетинским орнаментом. (Под спокойную осетинскую мелодию дети рисуют).
Рефлексия: Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Что нового узнали для себя? Ни один праздник в Осетии не обходится без угощения – без традиционных трех пирогов. И мы сегодня угощаем Вас! (под осетинскую музыку выносят три пирога).