Татьяна Джигунова
Конспект занятия в старшей группе «Марья Искусница»
▼ Скачать + Заказать документы
«Марья Искусница».
(Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие)
Программные задачи:
1. На основе имеющихся знаний и умений формировать у детей интерес к русскому народному творчеству.
2. Использовать на занятии детское танцевальное творчество в характере русской народной пляски.
3. Определять динамичный, плясовой характер пьесы, познакомить с вариационной формой строения музыки пьесы.
4. Учить детей воспринимать веселый, шуточный характер песни
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Марья Искусница“» размещена в разделах
5. Познакомить с попевкой, учить детей различать звуки Т5/3.
6. Точно передавать ритмический рисунок припева, учить чисто пропевать распевы на 2 звука. Правильно передавать мелодию песни, четко произносить слова.
7. Развивать знания детей о движении мелодии вверх, вниз.
8. Учить детей менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
Содержание занятия :
1. Упражнение «Хороводный шаг», «Учись плясать по-русски!» р. н. м.
2. Музыкально-дидактическая игра «Узнай инструмент»
3. Слушание «Камаринская» Чайковского, «Как у наших у ворот» р. н. м.
4. Пение: Распевание «Бубенчики» Тиличеевой, «Веснянка» укр. н. м., «Песенка о весне» Бойко
5. Музыкально-дидактическая игра «Летела кукушка»
6. Игра «Не опоздай» р. н. м.
Материал: русский народный костюм, предметы прикладного искусства, музыкальные инструменты ложки, гармонь, рубель, бубен, балалайка, трещотка, коробочка, расписной сундучок, дидактическое пособие «Бубенчики».
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель, в русском костюме – Марьи Искусницы, сидит на скамейке у центральной стены. Звучит в записи р. н. м. «Во поле берёза стояла». Дети входят в зал и выстраиваются около воспитателя свободно.
Марья Искусница : Здравствуйте, дети! А я вас давно здесь поджидаю. Вы сегодня попали к нам на русскую ярмарку. Пойдёмте по ней погуляем, посмотрим товары.
Дети подходят к столам и рассматривают жостовские подносы, шали, деревянные ложки, дымку.
Марья Искусница : Все эти вещи изготовлены русским мастерами. Это всё русское народное творчество. А посмотрите на меня…
Что необычного в моём наряде? Как он называется?
ДЕТИ: Русский народный костюм.
Марья Искусница : А из каких деталей он состоит?
(показывает сарафан) Что это? А это? (показывает рубаху)
А что у меня на голове? (Кокошник).
М. р: Дети, вы вошли в зал под русскую народную песню «Во поле берёза стояла» Под эту мелодию можно водить хоровод.
Упражнение «Хороводный шаг»
Дети идут змейкой хороводным шагом за Марьей искусницей.
М. р: Марья Искусница, наши ребята могут показать тебе движения русской народной пляски. Посмотри!
Упражнение «Учись плясать по-русски!» р. н. м.
Марья Искусница : (благодарит детей) Дети, посмотрите, какой красивый сундучок есть на нашей ярмарке. Загляну я в него.
Отгадайте, что в нём лежит?
Марья Искусница загадывает загадки про музыкальные инструменты.
1Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот – открывай пошире рот. (ложка)
2. Морщинистый Тит всю деревню веселит. (гармонь)
3. Деревянна и ребриста, может вещи гладить быстро.
В руки палочку возьмёшь, заиграешь, запоёшь. (рубель).
М. р: А я вам загадаю музыкальные загадки.
Угадайте, какие вы услышите народные музыкальные инструменты.
Музыкально-дидактическая игра «Узнай инструмент»
Дети слушают в записи звучание народных инструментов, называют их.
М. р: Вот, сколько инструментов у нас собралось вместе. А когда все
инструменты собраны вместе, что получается?
ДЕТИ: Оркестр.
М. р: Сейчас вы услышите пьесу П. И. Чайковского «Камаринская» в исполнении оркестра народных инструментов. Слушайте внимательно, постарайтесь услышать знакомое звучание русских народных инструментов.
Слушание «Камаринская» Чайковского
После прослушивания высказывания детей.
Марья Искусница : А историю про муху да комара услышать хотите? «Как у наших у ворот» р. н. м.
Беседа о народной песне, ее характерных особенностях. Показ картинки.
М. р: Раз уж о песне зашла речь, то мы тоже споем.
Пение: Распевание «Бубенчики» Тиличеевой
Использовать пособие: «Бубенчики» (красный, желтый, зеленый)
Дети поют, показывая рукой, какой звенит бубенчик.
«Веснянка» укр. н. м.
Хлопками отмечают ритмический рисунок припева. Показать, как правильно пропевать распевы, упражнять в их пропевании.
«Песенка о весне» Бойко
Проговаривать текст в темпе песни на высоком звучании голоса. Пение по фразам.
Марья Искусница : Пролетала кукушка над нами, пролетала, а куда она прилетела так и не сказала.
Музыкально-дидактическая игра «Летела кукушка»
Дети слушают мелодические отрывки, определяют, куда полетела кукушка, передвигают фигурку в нужном направлении.
Марья Искусница : Как на ярмарке побывать, да в игру не поиграть!
Игра «Не опоздай» р. н. м.
Напомнить музыку и движения. Упражнять в выполнении 1,2го движения.
Марья Искусница : Много интересного мы с вами увидели, услышали сегодня на нашей ярмарке. В память о ней мы сделаем рисунки. Наша художественная мастерская ждёт вас.
Дети уходят в группу, продолжают работу.