Мария Сафарьян
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального лексико-грамматического занятия
«Дикие животные»
для старшей логопедической группы
Цель: обобщение, уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные и их
животные».
Задачи: 1. Продолжать расширять и систематизировать знания по теме «Дикие
животные и их детеныши», совершенствовать лексико – грамматический строй речи,
совершенствовать синтаксическую сторону речи, учить понимать и употреблять
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Педагоги компенсирующей направленности
- Старшая группа
- ТНР, заикание. Конспекты
- Темочки
предложно-падежные конструкции.
2. Развивать связную речь, речевой слух, все виды восприятия, творческое
воображение, внимание, память, мышление, развивать мелкую и общую моторику,
логическое мышление, умение обобщать.
3. Воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия,
инициативности, самостоятельности, желание трудиться, бережное отношение к
предметам, усидчивость и аккуратность, бережное и заботливое отношения к
природе, животным и птицам.
Дидактический материал: демонстрационные картинки (медведь, заяц, лиса, рысь,
еж, барсук, олень, лось, волк, белка, раздаточные картинки с изображением диких
животных и их детенышей, с контуром медведя по количеству детей, конверты для
них.
Оборудование: стульчики по количеству детей, магнитная доска, магниты, указка,
мяч, предметные картинки
Ход занятия.
Орг. Момент.
1. Тот, кому я мяч бросаю, на вопрос мой отвечает!
-Кто это? Трусливый, длинноухий, серый или белый? (Заяц)
-Бурый, косолапый, неуклюжий? (Медведь)
-Серый, злой, голодный? (Волк)
-Хитрая, рыжая, ловкая? (Лиса)
-Проворная, запасливая, рыжая или серая? (Белка)
-Полежала между елками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг
убежала (Еж)
-Аккуратный, трудолюбивый. (Барсук)
-Похож он на свинью, но с клыками (Кабан)
-Моет в речке свою пищу, чтоб была она почище.
А чистюля тот называется… (Енот)
-Не нужны нам топоры
Мы строители … (Бобры)
-Не боюсь в лесу врага
Есть копыта и рога. (Лось)
Логопед: Ребята! О ком сейчас вы отгадывали загадки? Как мы можем назвать одним
словом всех?
Дети: Дикие животные.
2. Логопед: Да! Сегодня мы поговорим с вами о диких животных. Но для начала
давайте сделаем упражнение на дыхание. Встаньте все, руки опустите вниз. Делаем
быстрый шумный вдох носом, затем медленный выдох ртом с поворотом головы
влево, затем вправо.
Дети выполняют упражнение 3 раза. После чего садятся на свои места.
3. Логопед: а теперь давайте посмотрим на картинки и назовем всех животных,
которых вы видите. Хором.
Дети: Заяц, рысь, барсук, медведь, еж, лось, олень, волк, лиса, белка (хоровые
ответы).
Логопед: Молодцы! Почему диких животных называют «дикими».
Дети: Потому что они живут в лесу, о них никто не заботится, они сами себе строят
дома и добывают пищу.
Логопед: Верно! А как дикие животные готовятся к зиме?
Дети: Их шубка становится густой, пышной и теплой, чтобы они не замерзли.
Логопед: Да. А что еще делает заяц?
Дети: Он меняет серую шубку на белую, чтобы его не было видно на снегу.
Логопед: Правильно. А как готовятся медведь, еж и барсук?
Дети: Эти животные впадают в спячку до весны!
Логопед: Верно! А белка?
Дети: Она готовит запасы на зиму в своем дупле.
Логопед: А кто из этих животных рогатый и копытный?
Дети: Лось и олень!
Логопед: Верно! А теперь давайте-ка вспомним, кто из этих животных хищник?
Дети: барсук, волк, лиса, медведь, еж.
Л. : Молодцы ребята, а давайте поиграем в игру «Сосчитай зверей» считаем до 5 всех
по очереди. Хором.
Л. : Ребята, скажите, а лесу сколько живет животных один?
Дети: Много!
Л. : Давайте поиграем в игру с мячом, я бросаю вам мяч и называю одного
животного, а вы возвращаете мне обратно и называете много таких животных.
Например бобер – много бобров. …
Логопед: Ребята, а сейчас давайте внимательно рассмотрим животных на картинках и
разберемся, как они выглядят, какие части у них есть.
Л. : Итак, у животных есть тело?
Л. : Чем покрыто тело?
Дети: шерстью.
Л. : У всех ли шерстью покрыто тело?
Дети: нет, у ежа иголками.
Л. Что еще есть?
Дети: лапы.
Л. сколько лап?
Дети: 4.
Л. Голова, на голове что есть?
Дети: глаза, пасть, уши, нос.
Л: как думаете, что какое чувство очень важное для животных? Нюх.
Л. : что еще есть у животных?
Дети: хвост. Посмотрите, чем отличается хвост лисы и зайцы, белки и лося…
Давайте поиграем в игру «Где чей хвост».
Л. Молодцы. Отдохнем и немного превратимся в диких животных и сделаем
звериную зарядку!
Физминутка «Звериная зарядка»
Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы ноги на ширине плеч, переступать с ноги на
То одну, то обе вместе, ногу, раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало - (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала!
4. Логопед: Ребята! Посмотрите, что у вас в конвертах (дети смотрят на свои
картинки). Давайте поиграем в Игру «Мама и детеныш» мама лиса – детеныш
лисенок…
Дети выполняют задание.
5. Логопед: Молодцы! А теперь давайте поговорим о том, какие дикие животные. Что
мы можем сказать о лисе. Какая она?
Дети: Рыжая, хитрая, ловкая, хищная.
Логопед: Да! А о волке?
Дети: Серый, злой, голодный, хищный.
Логопед: Молодцы! А какая белочка?
Дети: Рыжая, проворная, шустрая.
Логопед: А медведь?
Дети: Косолапый, большой, коричневый.
Логопед: А Заяц?
Дети: Беленький, трусливый, быстрый.
Логопед: Молодцы! А олень и лось?
Дети: Рогатые, большие, копытные.
Логопед: Да! А еж?
Дети: Маленький, колючий.
Логопед: Верно! А что можем сказать про рысь?
Дети: Хищная, короткохвостая.
Логопед: Молодцы! А барсук?
Дети: Полосатый, хищный.
6. Скажите ребята, вам нравятся дикие животные?
Давайте назовем их ласково. Игра с мячом.
7. Пальчиковая гимнастика. Ребята, а давайте с вами узнаем, где живут дикие
животные. Приготовьте пальчики и повторяйте за мной.
У лисы в лесу глухом есть нора – надежный дом.
(дети загибают пальцы на обеих руках по одному пальцу на каждое двустишие).
Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дома, всем тепло, уютно в нем.
(удары ладонями и кулачками поочередно)
Итак, где же живут звери?
8. Игра «Кто где живет» Медведь в берлоге, белка в дупле, лиса, еж, барсук, заяц – в
норе…
9. Логопед: Умницы! Давайте вспомним, что же мы сегодня изучали?
Дети: Диких животных.
Логопед: Да, диких животных. Так почему их называют «дикими»?
Дети: Потому что они живут в лесу, о них никто не заботится, они сами себе строят
дома и добывают пищу.
Логопед: Верно! Ребята! Я вам сейчас раздам листики. Кто на них изображен, как вы
думаете?
Дети: называют животного.
Логопед: Верно! Это дикие животные. Обведите по контуру простым карандашом, а
дома раскрасьте их – это ваше домашнее задание. Во что играли, что вам больше
всего понравилось?
Дети отвечают по очереди, делятся своими впечатлениями.
Логопед: Умницы, вы очень хорошо сегодня занимались!