Анна Провоторова
Конспект занятия в старшей группе «Я родом из Донского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для познавательного развития старших дошкольников через ознакомление с историей Донского края.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление детей об истории своей малой Родины;
- закреплять знания о быте и укладе жизни казачьей семьи;
- формировать ценностные представления о семейных отношениях;
- закрепить знания о казачьей кухне;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Я родом из Донского края“» размещена в разделах
- совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу;
- расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим;
Словарная работа: Ввести в активный словарь детей слова: курень, казаки, плетень, горница, саман, чугунок, коромысло, ухват, узвар, нагайка.
Наглядный материал, оборудование: Убранство казачьего куреня с элементами быта; макет казачьего двора, обнесенный плетнем, детские казачьи костюмы; символика Всевеликого Войска Донского; игрушечные кони; рушник; солёное тесто для изготовления вареников.
Ход занятия:
Воспитатель: Вы бывали на юге России,
Где простор и бескрайняя ширь?
Поднебесье там синее, синее,
А в полях серебристый ковыль.
Вы бывали на юге России
Где станицы у самой реки?
Там рассветы такие красивые
И седлают коней казаки.
Дети входят в зал под казачьи напевы
Казак 1: Здорово дневали, земляки!
(После паузы).
Казак 1: Не понял! Здравствоваться не хотите, али не знаете как?
Казачка 1: Ну, полно, полно тебе, ишь разбушевался! Ну откуда им, современным людям, знать казачьи обычаи, если столько лет казаки были изгоями на родной земле.
Казак 2: Да, это точно, в наших семьях не было принято говорить о предках, редко у кого даже старинные семейные фотографии сохранились.
Казачка 2: А я более всего жалею из утраченного речь, язык, говор казачий. Он был настолько неповторимым, своеобразным,
Казачка 3: Выражения певучими, искромётными, - что современники не всегда смогут сегодня понять их смысл. Вот, например: «Чи я ня казачкя?»
Казак 3: Или: «Атец траву кося, ана исть ня прося».
Казачка 4: А слова, слова – то какие: жаних, вядро, страма, тяпло…
Казак 4: Кубыть, ноня, таперича, выспея…
Воспитатель: Отвечая на приветствие, казаки славили Бога тем самым, желая себе и другим, чтобы на сегодня все заладилось и задуманное свершилось. А теперь ты, Дима, поздравствуйся с народом ещё раз.
Казак 1: Здорово дневали, земляки!
Все: Слава Богу!
Воспитатель: А кто знает, как называется место, в котором мы живём?
Дети: Донской Край
Воспитатель: А почему возникло такое название?
Казачка 2: Потому что мы живём в Ростовской области, а наша главная река Дон.
Воспитатель: А что вы знаете о реке Дон? Какая она?
Казак 2: Река Дон – большая, широкая, полноводная с красивыми берегами.
Казачка 3: Она тянется далеко по всей нашей области.
Казак 3: По ней ходят корабли, теплоходы.
Казачка 4: По берегам расположены многочисленные деревни, сёла, города.
Воспитатель: Ростовская область находится на Донской земле, где всегда жили, живут и будут жить казаки. А в каком поколении вы помните наше родство, наши корни?
Казак 4: Да, интересно, кто мы? Откуда?
Воспитатель: А давайте-ка посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне, о жизни казачьей.
Дети садятся полукругом
Казак 1: Я знаю. Сам я – рожак станицы Обливская, мой далёкий прадед - сотник Обливский.
Казачка 1: Это он получил в 18 веке грамоту на землю в вечное владение из рук атамана Войска Донского за верную службу ратную?
Казак 2: Да. Прапрадед Димы привёз свою семью на голую землю на севере Донской области.
Казачка 2: Место было основано по-хозяйски, в живописной долине реки Чир, с травами по пояс.
Казак 3: Первый Обливский курень был четырёхкомнатным, саманным, под камышовой крышей.
Казачка 3: Посредине дома - русская печь с лежанкой и самое главное, с чудом кулинарии-с большим комелем, куда бабушка ставила рогачом чугунки.
Казак 4: Всё что выходило из этой печи, было необыкновенно вкусно и духовито: каши, блины с каймаком…
Казачка 4: Оладьи, вареники, пирожки и ватрушки, лапша, взвар из сухофруктов. Казачья кухня – неповторима и уникальна.
Казак 1: А мне показывали глиняную утварь моего деда. Особенно запомнились: коржаки, кувшины, горшки. Ложки были деревянными и обязательно расписными.
Казачка 2: В святых углах кухни и залы висели иконы, на стенах отдельно были расположены семейные фотографии.
Казак 3: В хате была прялка. Жужжание прялки приносило в семью спокойствие и уют.
Воспитатель: Да. В доме было много разных предметов, которые нужны были для ведения домашнего хозяйства. Вы все знакомы с названием предметов казачьего быта? А вот теперь я хочу проверить, как вы запомнили названье домашней утвари казаков. Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы их отгадывать и показывать карточки, которые я вам раздам.
Загадки:
1. Возле печи не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит, отдаёт, сам в угол идёт. (ухват)
2. Книзу узок, верх широк.
Не кастрюля, а… (чугунок)
3. Кривой двух братцев понёс к Дону купаться.
Пока братцы купаются, кривой на берегу валяется (вёдра, коромысло)
4. Лохматый казак, посередине ушак.
По двору ходит, порядок наводит (веник)
5. Летала пташка промеж рта и чашки (ложка)
Не казак, а с усами.
На 4-х ногах, а не конь.
Песни распевает каждые его знает (котёнок)
6. Что на сковородку наливают, да вчетверо сворачивают (блины)
7. Для гостей дом отпускали в Дон.
Когда с воды подняли, всех гостей собрали (сети и рыба)
Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки разгадали. А знаете, что у казаков мебель была проста, особенно ценился сундук, объёмный солидный, с откидной крышкой. Дима, а что обычно хранится в сундуке у казаков?
Казак 1: Обычно в сундуке у казаков хранится одежда.
Воспитатель: В хате здесь сундук стоит. Что же он в себе таит? Его так просто не открыть. Нужно ласково попросить.
Дети: Сундучок наш сундучок, приоткрой нам свой бочок! (воспитатель. открывает сундук).
Воспитатель: Смотрите, ребята здесь старинная казачья одежда. Шилась она вручную.
Казак 1: А ещё одежда была простой и удобной для того, чтобы казаку было легче садиться на коня (показ).
Казачка 1: Казачки носили кофточки с баской. Они имели длинные рукава
Казачка 2: Для пышности костюма носили нижние юбки.
Казак 2: У казаков на стоячем воротнике рубахи вшивалась красная или синяя окантовка.
Воспитатель: А вы знаете, что издавна на Дону, когда в семье рождался сын, казаки из родни приносили в дар (на зубок) патрон, пулю, лук, стрелу. С малого возраста казачонок верхом разъезжал по двору, а в 5 – 6 лет скакал уже в степи. Рукопашному бою учили с трёх лет, стрелять – с пяти.
Казачка 3: Если казаки одобряли какое-то решение, то кричали громко и дружно «Любо!» А ещё мы знаем, что у казаков есть свой гимн, флаг, герб и печать.
Воспитатель: А я сейчас проверю. Подойдите, пожалуйста, к столу и соберите символику Всевеликого Войска Донского.
Дети собирают символику из нескольких частей
Воспитатель: Почему вы считаете, что это флаг казачьего общества?
Казак 4: Флаг состоит из 3 продольных полос равной ширины.
Казачка 4: Синий цвет-это чистое небо и частая вода, жёлтый- цвет степи, красный-цвет крови, отваги и храбрости.
Воспитатель: А что изображено на гербе?
Казак 1: На гербе изображён бегущий олень, раненый стрелой.
Казачка 1: Казаки считали себя такими же сильными, свободными, как олень, никогда не сдаются врагу живыми.
Воспитатель: Вы правы. Настоящий казак должен быть сильным, смелым, ловким. Все эти качества он воспитывает с детства. Но и невозможно представить казака без коня, который является ему другом
Казак 2: Конь нередко спасал жизнь казаку. Если хозяин погибал, конь не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.
Воспитатель: И мы сейчас проверим, как наши казачата умеют держаться в седле и ездить верхом. Садитесь на коня. Становитесь в круг. В середине я положу платок. Вы должны под музыку скакать по кругу. И когда музыка оборвётся, схватить платочек. Кто сделает это первым, тот самый ловкий и быстрый.
Игра «На коне»
Воспитатель: Молодцы казачата, не подвели! А на Дону казаки игривые, а казачки говорливые. И сейчас я предлагаю сыграть нашим девочкам в очень интересную игру. Девочки, вы идёте под музыку по кругу. Музыка останавливается, и вы останавливаетесь тоже. Я набрасываю рушник кому-нибудь на плечи. На ком рушник, тот говорит: «Слово ты мне говори». Я буду называть слово по- казачьи, а вы мне его по – русски. Если ответ правильный, то все громко мы кричим какое слово?
Дети: «Любо!»
Игра «Забытые слова»
Слова: Командир-атаман; полотенце-рушник; дом-курень; балахон-платье; плётка-нагайка; здорово дневали – здравствуйте; хворать-болеть; цибарка – ведро; чувяки – тапочки; кочет – петух; вечерить – ужинать; бирюк – волк; корец – ковш; отец – батя; котелок – казан; говорить – гутарить; горница – комната; плетень – забор; ведмедь – медведь; цибарка – ведро.
Казак 1: Анна Юрьевна, а мне говорили, что в казачьей семье очень строго соблюдались традиции и обычаи.
Воспитатель: Да Дима. Это правда. Казакам с детства прививалось уважение к старшим. А какие законы знаете вы?
Казачка 1: Надо быть скромным и честным. Без согласия родителей не решался ни один вопрос.
Казак 2: К отцу и матери обращались только на «Вы».
Казачка 2: А ещё казачки - хорошие хозяйки. Любили чистоту и порядок, а самое главное, очень вкусно готовили. Казачья еда очень полезная.
Воспитатель: А вы знаете какие - ни будь казачьи блюда?
Казак 3: У нас в реке Чир водилось очень много рыбы. Казаки ловили и из неё варили уху, жарили, запекали.
Казачка 3: Из теста пекли пироги, готовили лапшу, борщ,
Казак 4: Компот из сухофруктов - узвар называется.
Казачка 4: Вареники с творогом, картошкой.
Воспитатель: Прекрасно. Как много вы знаете о казачьей кухне! И сейчас я предлагаю слепить со мной вареники с картошкой. Давайте наденем фартуки, косыночки (на столе лежит раскатанное тесто). Тесто на столе уже раскатано, поэтому берём формочки и вырезаем кружочки, чтобы вареники были одинаковы. В середину положим начинку и краешки крепко-крепко залепим, чтобы начинка не убежала. А пока вы лепите вареники, послушайте интересную сказку про вареники.
«В одной донской станице жила - была казачка. Решила она как-то вареников налепить да деток своих накормить. Кинулась, а муки- то нет. Пошла она к мельнику, низко поклонилась ему в пояс и попросила: «Мельник, мельник, дай мне муки - вареников налепить да казачат накормить». Мельник дал ей муки. Побежала она к речке: «Речка-матушка, дай мне водицы, хочу, вареников налепить да казачат накормить». Речка дала ей водицы. Хозяйка набрала водицы в крынку, поблагодарила речку и пошла к курочке: «Курочка-хохлатка, дай мне яичко, я вареников налеплю, у меня дома детки голодные. Дала курочка ей яичко. Пошла хозяйка домой, яичко помыла, руки сполоснула. Взяла сито, просеяла муку, яичко разбила, посолила, налила водички, помешала, насыпала муки и замесила тесто». Вот так казачке помогли, налепить вареники те, кто с ней рядом находится. Ну, вот мы и налепили вареники. А что с ними надо сделать?
Казак 1: Положить в чугунок и поставить в печь.
Дети кладут в чугунок вареники и ставят в печь
Воспитатель: А мы снимем фартуки и помоем руки. Ребята, вы молодцы, присаживайтесь на стульчики. И сейчас отгадайте ещё одну загадку.
Не атлет и не артист он.
Не летает в облаках,
Всё умеет, с ним не страшно
Он - простой, Донской…. казак!
Совершенно верно. И сегодня к нам в гости пришёл настоящий Донской казак.
Входит казак – Самир Амирасланов
Самир: Здорово дневали, земляки!
Все: Слава Богу!
Самир: Прослышал я, что здесь о казаках гутарять. А вы знаете кто такие казаки?
Казак 1: Это смелые, ловкие, сильные, решительные люди.
Казачка 1: Они любят свою Родину и готовые ее защищать.
Казак 2: Главным украшением казака считалось оружие: шашка, копьё, нагайка.
Самир: Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин о нагайке написал такие слова:
Был и я среди донцов,
Гнал и я османов шайку;
В память битвы и шатров
Я домой привез нагайку.
У меня в руках настоящая казачья нагайка. В старину обычно говорили : «Нагайкой владеешь - силу имеешь». У казаков есть такое современное слово «фланкировка»- это когда отрабатывают сложные движения, вращая нагайку. И сейчас я вам покажу несколько элементов фланкировки.
Фланкировка
Воспитатель: Казаки придумали много различных игр, которые помогали в приобретении различных навыков и умений. И сейчас я прошу всех встать в круг.
Самир: Ну что юные казачата, сейчас я проверю какие вы ловкие.
Игра с нагайкой
Воспитатель: А наши казачата не только ловкие, но умеют и песни распевать. А ну ребята, порадуем нашего гостя-казака!
Песня «Эх, казачата»
Самир: Любо, казачата, любо! Раз вы такие смелые, ловкие, трудолюбивые да и поёте хорошо, угощу я вас настоящей казачьей едой, которая и вкусная и полезная, сил прибавляет, настроение повышает. (Преподносит в горшке уху. Дети проходят за стол). Только есть, вы будите по-казачьи. Знаете как? Из одного чугунка черпать деревянными ложками по очереди, а кто без очереди, тому ложкой по лбу щелкнем. Ну а мне пора уходить. До свиданья, люди добрые!
Все: С богом!
Воспитатель: Ну что ребята. Вот мы и узнали откуда мы, где наши корни. Голос родной крови неподвластен времени – от каждого из нас тянется в прошлое, незримая нить.
Казак 1: И даже если не знать о ней, она напомнит о себе зовом далёких предков.
Казачка 1: Откуда я?
Все: С Дона!
Казак 2: Где высь и простор.
Казачка 2: Где поле широко работа красна.
Где песня далеко – далеко слышна…
Казак 3: Где каждый мальчишка с рожденья – казак!
Казачка 3: И здесь не поруган обычай святой:
Все: Горой на врага.
И за друга – горой!
Воспитатель: Знайте, ребята и помните - ваши родители, бабушки и дедушки являются носителями родовой памяти. Спешите узнать у них кто вы, где ваши корни. А пока у нас с вам есть одно общее, что объединяет и роднит…Все мы родом из…
Все: Донского края!
Дети: До свидания, люди добрые! (поклон)
Дети уходят.