Елена Барабашина
Конспект занятия в старшей группе «История возникновения колоколов на Руси и других странах»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма работы. ООД (Организованно - образовательная деятельность)
Цель:
Познакомить детей с историей возникновения колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах, устройством колокола и особенностями звучания.
Задачи:
-Формировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси.
-Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах.
-Знакомить с народной культурой России.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „История возникновения колоколов на Руси и других странах“» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
-Воспитывать чувство любви и патриотизма к своей Родине, уважение и бережное отношение к традициям своего народа.
Средства и приемы: - Музыкальное сопровождение: прослушивание записей колокольных звонов, народных напевов, песни «Колокольчик»(сл. В. Рождественского, муз. С. Чикобава).
-Использование ИКТ.
-Привлечение родителей к участию в организации занятия (принести колокольчики из различного материала: стеклянные, деревянные, из металла). Совместная деятельности родителей с ребенком (смастерить колокольчик для выставки).
– Поощрение самостоятельного творчества детей в изобразительной деятельности: рисунок «Звонкий цветок Колокольчика», лепка колокольчика.
Материалы:
Репродукция картины Васнецова «Облака и золотые купола», видеоизображения колоколов и цветка колокольчика, способов литья колоколов в разные временна, фотографии Царь колокола и колоколен. Звукозаписи разных колокольных звонов. Набор колокольчиков из стекла, металла, дерева. Маленький колокольчик на каждого ребенка.
Действия:
1. Вводная часть. (На интерактивной доске изображение цветка колокольчика)
В руке у воспитателя звонкий колокольчик. Слушание песни «Колокольчик» (сл. В. Рождественского, муз. С. Чикобава)
Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон.
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты
Так звенишь и так трепещешь
Там, где травы и цветы.
Может быть звонишь ты тоже,
Но твой звон не слышен нам,
И понятен только пчелам,
Роще, травам и цветам.
Воспитатель звенит колокольчиком и говорит : «Это колокольчик. Слышите, как он звенит? (Звенит ещё громче) Возьмите свои колокольчики и рассмотрите их внимательно.» Дети рассматривают устройство колокольчика, звенят в него.
Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете,отчего зависит звук колокольчика? От языка внутри него. Язык у колокольчика как смычок у скрипки. Звук во многом зависит от него, а ещё, из какого материала сделан колокольчик, его формы и веса. Из чего сделан этот колокольчик? ( Ответ детей: из металла) Как вы думаете,почему не делают колокольчики из дерева (Деревянный колокольчик не такой звонкий, показ деревянного колокольчика) Из дерева делают другие музыкальные инструменты. А можно ли сделать колокольчик из стекла? (Можно, только стекло хрупкое,легко бьётся, осколки будут опасны, зато стеклянный колокольчик будет красиво звенеть) Такой колокольчик может быть только предметом искусства.» (Фото колокольчика- гжель).
2. Основная часть.
Рассказ воспитателя об истории возникновения колоколов на Руси и других странах.
Воспитатель выясняет, знают ли дети, как давно появились колокольчики? Очень давно, ещё до Рождества Христова при царе Соломоне золотые колокольчики привязывали к крышам,чтобы разгонять птиц. А древние греки любили носить колокольчики на кошельках и при ходьбе колокольчики красиво звенели.
(Показ слайда с изображением цветка колокольчика) Посмотрите на этот красивый цветок. Есть легенда, которая гласит, что когда-то давным-давно,ещё в IV веке после Рождества Христова, епископу Ноланскому приснился сон, где он увидел полевые цветы, от дуновения ветра которые издавали чистые приятные звуки. После этого епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.
С принятием христианства и крещением Руси пришли колокола и к нам,и сразу же стали символом державы и мощи духа русского человека. (Звучит запись колокольного звона)
Колокол – это ударный музыкальный инструмент. Почему «ударный»(Ответы детей). А вы знаете, для чего нужны колокола на Руси? Рядом с храмом строили колокольню, на ней подвешивали колокол большой и малые колокола. Их звоном созывали народ на церковные службы и праздники, как происходит и в нашем поселке Пруды, в нашем храме Великомученика и Победоносца Георгия. Также колоколами оповещали народ об опасности: нападении врагов и пожаре. ( Показ слайдов: колокола)
Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Мастера пользовались почетом и уважением. Отливали колокола обычно из меди и бронзы. Иногда покрывали золотом. А ещё для изготовления колокола требовались такие материалы, как олово, проволочное железо, серебро, гвозди, говяжье и свиное сало, вар, белая глина, лыко-кора липы, вожжи, весы, подъемные и кузнечные инструменты. (Фото отливки колоколов, современные технологии отливки) Большой колокол отливали человек сто, все православные, душевные, добрые. Начинают с молитвой, чтобы все удалось. В глубокой яме форма стоит, куда медь расплавленную заливают. Сейчас отливают колокола также, как и в старину, по описаниям прадедов.
Настает момент, когда колокол рождается. (Фото колокол родился).Крепкие веревки берут мужики, колокол со всех сторон цепляют, все с молитвой, чтобы не разбился, не сорвался. оберегают как дитё малое. (Фото установки колокола на колокольню нашего храма).
Колокол как живое существо. Как человек - имеет уши, язык, плечи, туловище, ему давали имена: Сокол, Георгий, Гавриил, Медведь. Украшали письменами и узорами. Древние колокола- это ценные исторические памятники нашей истории и культуры., нашей веры Православной, а также литейного ремесла. Скажите, какой самый большой колокол и где он находится? (Ответы детей, фото Царь колокола) Правильно, Царь-колокол и находится он в столице нашей Родины- Москве. Весит он 200 тонн. При пожаре деревянной ещё Москвы, люди, боясь, что он расплавится от жара, стали поливать его водой и от перепада температуры от него откололся кусок весом11,5 тонн. Второй по величине колокол находится в Александрово- Невской Лавре города Санкт-Петербурга (фото). Третий по величине колокол был отлит в городе Воронеже в наше время и освящен действующим Патриархом Кириллом (фото третьего колокола).
Не каждый человек заставит петь колокол. На звонаря надо учиться и мастерство приходит с годами. Колокольный звон - это целая наука. Он бывает разный и имеет свое название: Благовест - мерные удары в большой колокол, Трезвон – несколько колоколов звучат вместе, Перезвон – все колокола, но по очереди, Красный звон- целый день на большие праздники. Давайте послушаем. (Звучат варианты колокольного звона).
Посмотрите на картину Васнецова «Облака и золотые купола». (Репродукция картины) Подумайте, отчего церковные колокола принято устанавливать на высоких башнях-колокольнях (Ответы детей).Правильно, чтобы звуки были слышны далеко-далеко.
Силу колокола люди знали давно и есть такая традиция- встать под колокол, потянуть за веревку, которой привязан язык колокола и, замерев, слушать падающие на тебя звуки, ожидая обновления внутри себя.
3. Заключительная часть.
Стало традицией дарить расписные колокольчики –сувениры с рисунком,гербом. Они стали составляющей частью нашей культуры. Школьный колокольчик зовет детей на первый урок, последний – возвещает о вступлении выпускников во взрослую жизнь.
Сегодня вы, ребята, внимательно слушали, рассуждали, чувствовали и радость и грусть при звучании колокола - одного из символов нашей Родины.
Рефлексия:
Через изобразительную деятельность: 1. рисование в сравнении колокольчика цветка и музыкального инструмента «Звонкий цветок Колокольчика»; 2. лепка колокольчика.
Совместная творческая работа родителей с ребенком «Колокольчик».
Чтение стихотворения «Слышу вас, колокола над землею…»
КОЛОКОЛА РОССИИ
автор Ефим Шкловский
Слышу вас, колокола над Землёю.
Против горя, против зла вы со мною.
Сколько веры и тепла! Сколько силы!
До чего же вам мила Мать-Россия!
Вам и роща дорога и былинка,
И дорога на века, и тропинка,
И могучий богатырь, и старушка,
Златоглавый монастырь и церквушка.
Вы слышны и мудрецу, и ребёнку,
Вы летите ко дворцу и в избёнку.
Вот, гудя, ударит бас: Слушай! Слушай!
Словно с неба Божий глас – прямо в души.
Всё призывней, всё сильней, всё набатней,
Всё соборней для людей, всё понятней.
Собирает он народ воедино
И на подвиги зовёт исполина.
А вослед ему звучат говорливы
Колокольчиков – внучат переливы.
Позабудутся на миг боль да горе.
Озарится светом лик в каждом взоре.
Раскрываются сердца. Люди – братья!
Словно не было конца и распятья.
Словно не было потерь и печали –
Снова радуйся и верь, как в начале.
И для жизни собирай снова силы.
И сражайся и страдай для России.
Голоса колоколов, словно пламя,
Как свидетели веков всё вы с нами.
Толь сомнения вас жгли, то ли беды –
Всё равно вы с нами шли до победы.
Никогда ваш гул и стон не остынет –
От Мамаевых времён до Хатыни.
И при солнце и в ночи жизни ради
Ваш набат для нас звучит в Бухенвальде.
И Майданек слышит вас и Освенцим,
Потому что боль жива в вашем сердце.
Потому что знали вы слёзы тризны
И страдали для любви и Отчизны.
Так взлетайте вновь и вновь в купол синий,
Чтоб всегда жила любовь над Россией!
Список используемой литературы
1. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Старшая группа
Издательство МОЗАИК-СИНТЕЗ Москва 2014г.
2. Комплексные занятия в ДОУ по программе под редакцией М. А. Васильевой
Издательство Учитель» Воронеж 2011г.
3. Интернет-ресурс https://www.yandex.ru/
4. Документальный материал из семейного архива.