МААМ-картинки

Конспект занятия в старшей группе «История возникновения колоколов на Руси и других странах»

Елена Барабашина
Конспект занятия в старшей группе «История возникновения колоколов на Руси и других странах»
▼ Скачать + Заказать документы

Форма работы. ООД (Организованно - образовательная деятельность)

Цель:

Познакомить детей с историей возникновения колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах, устройством колокола и особенностями звучания.

Задачи:

-Формировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси.

-Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах.

-Знакомить с народной культурой России.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „История возникновения колоколов на Руси и других странах“» размещена в разделах

-Воспитывать чувство любви и патриотизма к своей Родине, уважение и бережное отношение к традициям своего народа.

Средства и приемы: - Музыкальное сопровождение: прослушивание записей колокольных звонов, народных напевов, песни «Колокольчик»(сл. В. Рождественского, муз. С. Чикобава).

-Использование ИКТ.

-Привлечение родителей к участию в организации занятия (принести колокольчики из различного материала: стеклянные, деревянные, из металла). Совместная деятельности родителей с ребенком (смастерить колокольчик для выставки).

Поощрение самостоятельного творчества детей в изобразительной деятельности: рисунок «Звонкий цветок Колокольчика», лепка колокольчика.

Материалы:

Репродукция картины Васнецова «Облака и золотые купола», видеоизображения колоколов и цветка колокольчика, способов литья колоколов в разные временна, фотографии Царь колокола и колоколен. Звукозаписи разных колокольных звонов. Набор колокольчиков из стекла, металла, дерева. Маленький колокольчик на каждого ребенка.

Действия:

1. Вводная часть. (На интерактивной доске изображение цветка колокольчика)

В руке у воспитателя звонкий колокольчик. Слушание песни «Колокольчик» (сл. В. Рождественского, муз. С. Чикобава)

Колокольчик! Колокольчик!

На лугу со всех сторон

Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий

Будто слышится мне звон.

Колокольчик! Колокольчик!

Неужели это ты

Так звенишь и так трепещешь

Там, где травы и цветы.

Может быть звонишь ты тоже,

Но твой звон не слышен нам,

И понятен только пчелам,

Роще, травам и цветам.

Воспитатель звенит колокольчиком и говорит : «Это колокольчик. Слышите, как он звенит? (Звенит ещё громче) Возьмите свои колокольчики и рассмотрите их внимательно.» Дети рассматривают устройство колокольчика, звенят в него.

Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете,отчего зависит звук колокольчика? От языка внутри него. Язык у колокольчика как смычок у скрипки. Звук во многом зависит от него, а ещё, из какого материала сделан колокольчик, его формы и веса. Из чего сделан этот колокольчик? ( Ответ детей: из металла) Как вы думаете,почему не делают колокольчики из дерева (Деревянный колокольчик не такой звонкий, показ деревянного колокольчика) Из дерева делают другие музыкальные инструменты. А можно ли сделать колокольчик из стекла? (Можно, только стекло хрупкое,легко бьётся, осколки будут опасны, зато стеклянный колокольчик будет красиво звенеть) Такой колокольчик может быть только предметом искусства.» (Фото колокольчика- гжель).

2. Основная часть.

Рассказ воспитателя об истории возникновения колоколов на Руси и других странах.

Воспитатель выясняет, знают ли дети, как давно появились колокольчики? Очень давно, ещё до Рождества Христова при царе Соломоне золотые колокольчики привязывали к крышам,чтобы разгонять птиц. А древние греки любили носить колокольчики на кошельках и при ходьбе колокольчики красиво звенели.

(Показ слайда с изображением цветка колокольчика) Посмотрите на этот красивый цветок. Есть легенда, которая гласит, что когда-то давным-давно,ещё в IV веке после Рождества Христова, епископу Ноланскому приснился сон, где он увидел полевые цветы, от дуновения ветра которые издавали чистые приятные звуки. После этого епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.

С принятием христианства и крещением Руси пришли колокола и к нам,и сразу же стали символом державы и мощи духа русского человека. (Звучит запись колокольного звона)

Колокол – это ударный музыкальный инструмент. Почему «ударный»(Ответы детей). А вы знаете, для чего нужны колокола на Руси? Рядом с храмом строили колокольню, на ней подвешивали колокол большой и малые колокола. Их звоном созывали народ на церковные службы и праздники, как происходит и в нашем поселке Пруды, в нашем храме Великомученика и Победоносца Георгия. Также колоколами оповещали народ об опасности: нападении врагов и пожаре. ( Показ слайдов: колокола)

Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Мастера пользовались почетом и уважением. Отливали колокола обычно из меди и бронзы. Иногда покрывали золотом. А ещё для изготовления колокола требовались такие материалы, как олово, проволочное железо, серебро, гвозди, говяжье и свиное сало, вар, белая глина, лыко-кора липы, вожжи, весы, подъемные и кузнечные инструменты. (Фото отливки колоколов, современные технологии отливки) Большой колокол отливали человек сто, все православные, душевные, добрые. Начинают с молитвой, чтобы все удалось. В глубокой яме форма стоит, куда медь расплавленную заливают. Сейчас отливают колокола также, как и в старину, по описаниям прадедов.

Настает момент, когда колокол рождается. (Фото колокол родился).Крепкие веревки берут мужики, колокол со всех сторон цепляют, все с молитвой, чтобы не разбился, не сорвался. оберегают как дитё малое. (Фото установки колокола на колокольню нашего храма).

Колокол как живое существо. Как человек - имеет уши, язык, плечи, туловище, ему давали имена: Сокол, Георгий, Гавриил, Медведь. Украшали письменами и узорами. Древние колокола- это ценные исторические памятники нашей истории и культуры., нашей веры Православной, а также литейного ремесла. Скажите, какой самый большой колокол и где он находится? (Ответы детей, фото Царь колокола) Правильно, Царь-колокол и находится он в столице нашей Родины- Москве. Весит он 200 тонн. При пожаре деревянной ещё Москвы, люди, боясь, что он расплавится от жара, стали поливать его водой и от перепада температуры от него откололся кусок весом11,5 тонн. Второй по величине колокол находится в Александрово- Невской Лавре города Санкт-Петербурга (фото). Третий по величине колокол был отлит в городе Воронеже в наше время и освящен действующим Патриархом Кириллом (фото третьего колокола).

Не каждый человек заставит петь колокол. На звонаря надо учиться и мастерство приходит с годами. Колокольный звон - это целая наука. Он бывает разный и имеет свое название: Благовест - мерные удары в большой колокол, Трезвон – несколько колоколов звучат вместе, Перезвон – все колокола, но по очереди, Красный звон- целый день на большие праздники. Давайте послушаем. (Звучат варианты колокольного звона).

Посмотрите на картину Васнецова «Облака и золотые купола». (Репродукция картины) Подумайте, отчего церковные колокола принято устанавливать на высоких башнях-колокольнях (Ответы детей).Правильно, чтобы звуки были слышны далеко-далеко.

Силу колокола люди знали давно и есть такая традиция- встать под колокол, потянуть за веревку, которой привязан язык колокола и, замерев, слушать падающие на тебя звуки, ожидая обновления внутри себя.

3. Заключительная часть.

Стало традицией дарить расписные колокольчики –сувениры с рисунком,гербом. Они стали составляющей частью нашей культуры. Школьный колокольчик зовет детей на первый урок, последний – возвещает о вступлении выпускников во взрослую жизнь.

Сегодня вы, ребята, внимательно слушали, рассуждали, чувствовали и радость и грусть при звучании колокола - одного из символов нашей Родины.

Рефлексия:

Через изобразительную деятельность: 1. рисование в сравнении колокольчика цветка и музыкального инструмента «Звонкий цветок Колокольчика»; 2. лепка колокольчика.

Совместная творческая работа родителей с ребенком «Колокольчик».

Чтение стихотворения «Слышу вас, колокола над землею…»

КОЛОКОЛА РОССИИ

автор Ефим Шкловский

Слышу вас, колокола над Землёю.

Против горя, против зла вы со мною.

Сколько веры и тепла! Сколько силы!

До чего же вам мила Мать-Россия!

Вам и роща дорога и былинка,

И дорога на века, и тропинка,

И могучий богатырь, и старушка,

Златоглавый монастырь и церквушка.

Вы слышны и мудрецу, и ребёнку,

Вы летите ко дворцу и в избёнку.

Вот, гудя, ударит бас: Слушай! Слушай!

Словно с неба Божий глас – прямо в души.

Всё призывней, всё сильней, всё набатней,

Всё соборней для людей, всё понятней.

Собирает он народ воедино

И на подвиги зовёт исполина.

А вослед ему звучат говорливы

Колокольчиков – внучат переливы.

Позабудутся на миг боль да горе.

Озарится светом лик в каждом взоре.

Раскрываются сердца. Люди – братья!

Словно не было конца и распятья.

Словно не было потерь и печали –

Снова радуйся и верь, как в начале.

И для жизни собирай снова силы.

И сражайся и страдай для России.

Голоса колоколов, словно пламя,

Как свидетели веков всё вы с нами.

Толь сомнения вас жгли, то ли беды –

Всё равно вы с нами шли до победы.

Никогда ваш гул и стон не остынет –

От Мамаевых времён до Хатыни.

И при солнце и в ночи жизни ради

Ваш набат для нас звучит в Бухенвальде.

И Майданек слышит вас и Освенцим,

Потому что боль жива в вашем сердце.

Потому что знали вы слёзы тризны

И страдали для любви и Отчизны.

Так взлетайте вновь и вновь в купол синий,

Чтоб всегда жила любовь над Россией!

Список используемой литературы

1. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Старшая группа

Издательство МОЗАИК-СИНТЕЗ Москва 2014г.

2. Комплексные занятия в ДОУ по программе под редакцией М. А. Васильевой

Издательство Учитель» Воронеж 2011г.

3. Интернет-ресурс https://www.yandex.ru/

4. Документальный материал из семейного архива.

Публикации по теме:

Колокола и колокольчики детям!Колокола и колокольчики детям! Я очень люблю путешествовать и каждый раз, когда я выбирала сувениры – мне нравились колокольчики! Так скопилась целая коллекция, их стало.

Образовательная деятельность по приобщению детей к истокам русской культуры «Колокола России» Цель: приобщение детей к истокам русской культуры. Образовательная область «Познание»: через экспериментальную деятельность показать процесс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «История возникновения колоколов на Руси и других странах»
Опубликовано: 14 апреля 2015 в 22:04
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе «История возникновения колоколов на Руси и других странах»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Барабашина (УИ 268988) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД