Ирина Дмитриенко
Конспект занятия в старшей группе «История мебели»
▼ Скачать + Заказать документы
«История возникновения мебели»
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цель: закрепить знания о мебели, различных материалах, из которых изготавливают мебель; учить фантазировать, придумывать новые качества для мебели; развивать воображение, наблюдательность.
Задачи:
Темочки:
Образовательные: рассказать об истории создания различных предметов мебели (проследить за историей развития кресла, стула, кровати, дивана, стола); понимать и объяснить назначение различных предметов мебели; обсудить из каких материалов сделаны те или иные предметы интерьера.
Развивающие: развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и материалами, обобщать и делать выводы; развивать ретроспективный взгляд на предметы; активизировать познавательную деятельность; закрепить навыки словообразования.
Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности; воспитывать интерес к предметам окружающей нас обстановки, сделанными, руками людей, понимание важности труда, приносящего пользу людям.
Информационные ресурсы:
1. Интерактивная доска SKRIN media, видеопректор “Optoma DS211»
2. Информационная сеть интернет
Предварительная работа: экскурсия в краеведческий музей по теме «История возникновения мебели»;
Материалы и оборудование: интерактивная доска SKRIN media, видеопректор “Optoma DS211», презентация «Предметы быта»; ватман, карандаши, иллюстрации.
Персонажи: Незнайка, злой волшебник
Содержание
1. Организационный момент.
Дети играют в игровой комнате. К ним приходит воспитатель с гостем Незнайкой.
Воспитатель: Ребята, вы знаете что Незнайка принес нам интересный механизм.
- Как вы думаете, что это такое? (ответы детей)
Незнайка: Это «машина времени», с помощью этой машины мы можем передвигаться во времени. Сегодня я хочу пригласить вас в нашу историю. А вы знаете, что это такое история? (ответы детей)
Я сейчас поверну ручку нашей “машины времени”, и мы все окажемся в самом начале нашей истории – в древнем мире.
Стихотворение:
Раз первобытные люди
Пошли в первобытный лес.
И первобытное солнце
Глядело на них с небес.
Решили тогда эти люди
В глухой пещере пожить
Огонь они раздобыли,
На нём стали пищу варить.
А ели они руками
И воду пили с ручья,
Одеты не так, как мы с вами,
Шкурой прикрыты слегка.
Незнайка: Отправляемся. Крутим колесо «машины времени». (Дети закрывают глаза и под музыкальное сопровождение отправляются в прошлое)
Слайд 1 «Когда-то очень давно…»
Воспитатель: Мы с вами попали в то время, когда люди жили в пещерах, ели сырое мясо и носили шкуры зверей вместо одежды, затем научились разжигать костры, готовить пищу, грелись около костра.
- Как вы думаете, на чем они сидели? (ответы детей)
- На чем они спали? (ответы детей)
- На чем готовили еду? (ответы детей)
- А сидели они на камнях, вот таких (показывает камень)
Камни часто были холодными и людям было не уютно на них сидеть. Однажды когда охотники возвращались домой с охоты, уставшие, они присели в лесу на бревно - вот оно (показ бревна). И люди поняли, что удобнее сидеть на бревне, так как дерево не остывает, а наоборот нагревается. Так люди принесли бревно к костру.
Но как-то один человек нашел пенек в лесу, с вывороченными корнями, присел на него и понял, что сидеть на нем лучше, чем на бревне. На нем можно сидеть одному. Так появились пенечки – одиночки. Вот такие (показывает пень).
Воспитатель: Шли века, менялся человек, менялось и его жилище. Незнайка крутит колесо «машины времени» и дети попадают в новый век.
Слайд 3 «Русская изба»
Незнайка: Что нового появилось в быту человека (Ответы детей).
Воспитатель: Шло время, люди становились умнее. Они строили большие деревянные дома, в которых были каменные печи. Сидеть на бревнах и пеньках в избе было неудобно, и человек придумал лавку. Но человеку этого было мало. Ему нужно было не только сидеть, но сидя отдыхать, спать, есть. И так люди придумали: кровать, стол, шкаф и т. д.
- Как назвать предметы одним словом? (мебель)
Слайд 4, 5, 6 «Мебель»
Физкультминутка
Дети выполняют упражнения, имитируя действия мастера.
Мы – ребята-мастера. Стул сломали мы вчера,
Молотком тук-тук стучали, гвозди долго забивали,
Получилось как-то криво. Отпилили мы красиво.
Зачищали шкуркой долго, покрывали лаком стойким,
Верх узором украшали. Мастера смотреть позвали.
Незнайка: Ребята давайте поиграем в игру?
Игра «Большой – маленький».
- Я буду называть большой предмет, например стул, а вы будете называть и искать маленький стульчик.
- У меня большая кровать, а у вас маленькая… (кроватка).
- У меня большой диван, а у вас маленький… (диванчик).
- У меня большой стол, а у вас маленький… (столик).
- У меня большой шкаф, а у вас маленький… (шкафчик).
Воспитатель: Прошло еще немало лет. Менялись люди, менялись их вкусы и мода, менялась и мебель. Сейчас у каждого в доме есть мебель. Сегодня человек уже не может обходиться без мебели. Она стала красивее, удобнее. Люди научились делать мебель из разных материалов: дерева, металла, пластмассы, стекла. А какие преимущества у железной мебели? (Прочная, не ломается, но очень тяжелая.) Какими свойствами обладает деревянная мебель? (Красивая, прочная, хорошо пахнет лесом, ее можно покрасить в разные цвета.) А пластмассовая мебель чем хороша? (Легкая, яркая, хорошо моется.) Как вы думаете, что хорошо и что плохо в стеклянной мебели? (Она красива, через нее хорошо видно, но ее легко разбить.) Совершенно верно, у каждой мебели есть свои достоинства и недостатки, поэтому каждый для своего дома выбирает ту мебель, которая ему больше нравится.
– Ребята, какая мебель есть у вас дома? (ответы детей)
– Где дома хранится посуда? (Шкаф, сервант, буфет.)
Незнайка: Ребята, мне пора отправляться домой? (В группу вбегает злой волшебник и забирает «машину времени».)
Волшебник: Ага без меня решили путешествовать. Я заберу вашу «машину времени» и не отдам пока вы не выполните мои задания. Убегает.
Воспитатель: Ну что дети нам надо выполнить задании. Ведь мы хотим вернуться домой.
Задание 1
Отгадывание загадок.
Незнайка: Сейчас вы будете разгадывать загадки. Тот, кто отгадает загадку, должен найти картинку с отгадкой и прикрепить ее магнитом на доску.
Не зря в квартире он стоит:
Когда к обеду он накрыт,
Он собирает всю семью.
За ним я чай и кофе пью,
Уроки делаю, читаю.
(Стол.)
На нём сидят, когда он сложен.
Когда разобран он – лежат.
Когда же день рождения,
Он разместит гостей.
О чём стихотворение,
Ответь ты поскорей.
(Диван.)
В кухне нашей тесновато,
Там для стульев места нет,
Мы под стол обычно ставим
Деревянный… (табурет).
Михаил Потапыч спать
Лёг в большущую… (кровать).
Задание 2
Сравнение предметов.
– Давайте представим себе, что мы пришли в мебельный магазин и хотим купить в свою квартиру мебель. Но мы не можем выбрать, что лучше: стул или кресло? Нам необходимо сравнить эти два предмета. Сначала скажите мне, чем они похожи? (И на стуле, и в кресле можно сидеть; и у стула, и у кресла есть сиденье, ножки, спинка; и стул, и кресло – это мебель.)
– А теперь скажите, чем они различаются? (У кресла есть подлокотники, а у стула – нет; кресло мягкое, а стул – жёсткий; стул сделан из дерева, а кресло покрыто тканью.)
– А в какие комнаты можно поставить стул? (В кухню, гостиную, спальню.)
– А кресло куда можно поставить? (Только в гостиную.)
Задание 3
Упражнения на развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре
(Удар кулачками друг о друга,
Мы посуду перемыли
(Одна ладонь скользит по другой по кругу).
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку
(Загибать пальчики по одному,
начиная с большого пальца).
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился
(Загибать пальчики по одному, начиная
с большого пальца,
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали
(Удар кулачками друг о друга).
Задание 4
Игра «Расставь мебель».
Незнайка: Посмотрите внимательно, что оставил нам злой волшебник. Листы бумаги н а них нарисована комната одного мальчика. Вы видите, он стоит и смотрит телевизор. Комната у него серая, и в ней очень мало мебели. Я предлагаю вам помочь мальчику и обставить его комнату красивой мебелью. Вы должны будете выбрать только ту мебель, которую можно поставить в гостиную.
(Дети выполняют групповую работу. Вбегает злой волшебник, благодарит детей, забирает работу и отдает детям «машину времени» и убегает.
Незнайка: Вот теперь мы можем оправиться назад. (Крутит колесо «машины времени», дети закрывают глаза и под музыкальное сопровождение возвращаются назад. Незнайка прощается с детьми и уходит.)
9. Рефлексия.
Воспитатель:
-Ну вот мы и вернулись.
-На чем мы сегодня путешествовали?
-Кто с нами путешествовал?
-Что мы сегодня сравнивали?
-Что мы поставили в комнату мальчика?
-Как назвать это одним словом?
Анализ работы детей на занятии :
Дети научились делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями о жилище человека и мебели, которая окружает его, поддерживать беседу при сравнении предметов, высказывать свою точку зрения; выражать положительные эмоции. Пытались самостоятельно высказывать предложения в решении проблемных ситуаций. У детей наблюдалась активность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности.