Надежда Дерышева
Конспект занятия в старшей группе «Цветик-Семицветик» по сказке В. П. Катаева «Цветик-Семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщение представлений по прочитанной сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»
Задачи:
Формировать умение узнавать и пересказывать сказку по иллюстрациям, анализировать характер и поступки героев;
Расширять и активизировать словарный запас детей, закреплять умение отвечать полным ответом.
Развивать интерес к художественной литературе, навыки общения, логическое мышление.
Развивать речь, память, внимание, зрительное восприятие.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Цветик-Семицветик“ по сказке В, П, Катаева „Цветик-Семицветик“» размещена в разделах
- Катаев В. П.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
Развивать общую и мелкую моторику.
На основе сказки воспитывать такие качества как, доброта, сострадание, милосердие, отзывчивость.
Воспитывать умение слушать ответ товарища, дружелюбие.
Предварительная работа: чтение и просмотр сказки В. П. Катаева «Цветик – семицветик», пересказ сказки.
Демонстрационный материал: цветок из фетра цветик-семицветик с отрывными лепестками, презентация, аудиозапись Домисолька, цветок, портрет В. Катаева, иллюстрации к сказке, коробка с «осколками» вазы, скотч малярный, ножницы, целая ваза, букет цветов, глобус, игрушки животных Севера, животные средней полосы, лед, игрушки для игры «Узнай по описанию», мини-раскраски цветик-семицветик, зрительная гимнастика.
1. Организационный момент.
Воспитатель держит в руках стебель с сердцевиной от цветка. На экране картинка: героиня сказки Цветик-семицветик со стеблем в руках.
- Ребята, посмотрите, что я держу в руках? (стебель от цветка)
- Чего не хватает у него? ( Его частей: лепестков).
- Вы узнали этот цветок? (Цветик-Семицветик)
(- Отгадаем. Что это за цветок с помощью загадки.
Ровно семь лепестков,
Нет пестрее цветков.
Оторвешь лепесток —
Полетит он на восток,
И на север, и на юг,
И вернется к нам он в круг.
Ты желанье загадай,
Исполненья ожидай.
Что же это за цветок?
Лютик? Ландыш? Огонек?
(Цветик-семицветик)
- Из какой он сказки? (Цветик-Семицветик)
- Почему такое необычное название «семицветик»? (потому что у цветка было семь лепестков)
- Почему это сказка, как вы думаете? ( Потому что там есть волшебство: волшебница-старушка, волшебный цветок).
- Раз в сказке есть волшебство, значит сказка какая? (Волшебная)
- Ребята, наша сказка авторская или народная? (авторская)
- Почему она авторская? (сказку написал писатель, автор)
- Давайте вспомним кто автор этой сказки? (Валентин Катаев)
- Кто является главным героем этой сказки? (Девочка Женя)
- А почему у цветка героини сказки нет лепестков? (Героиня сказки Женя использовала лепестки на свои желания)
- Какие волшебные слова произносила Женя, чтоб исполнилось желание?
(Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели)
- Да, это не простой цветок, а волшебный, из сказки «Цветик – Семицветик». Цветок потерял волшебную силу, с потерей лепестков. Но я знаю как мы с вами сможем цветку вновь обрести волшебную силу, мы постараемся вернуть лепестки на место с помощью наших знаний и умений. Ваши знания имеют волшебную силу, и они помогут цветку обрести новую жизнь.
-А за то, что вы отгадали сказку и ответили на все вопросы, мы прикрепим первый лепесток.
2. Основная часть.
-Прежде, чем мы приступим к заданию «Восстанови события», мы сделаем зрительную гимнастику.
- Молодцы. Наши глазки готовы к работе.
– У меня перепутались иллюстрации к сказке. Давайте расставим их по порядку. Что было сначала, что потом?
(работа с иллюстрациями возле стола)
1) – Что мы видим на первой картинке? (на экран картинку)
Женя купила баранки, а собака их съела. Женя погналась за собакой и потерялась.
- Что было раньше: Женя купила 6 баранок и сушку или к ней пристала собака? (Купила 6 баранок и сушку.)
- В сказке нам встретилось интересное выражение: «Женя любила считать ворон».
- Как вы это поняли? (быть невнимательным, рассеянным, не исполнять свои обязанности, отвлекаться на посторонние предметы, заниматься пустыми или бессмысленными делами)
- Молодцы. Вы справились с этой задачей и мы можем прикрепить второй лепесток нашего цветика-семицветика.
2) – О чем говорит вторая картинка? (на экран картинку)
Женя встретила старушку, которая дала ей волшебный цветок.
Дыхательная гимнастика
- А сейчас, ребята, представим, что у нас в руках Цветик-семицветик. Давайте понюхаем, как пахнет этот цветок. Носиком глубоко вдыхаем его аромат, а ротиком выдыхаем (3-4 раза).
- Старушка «как сквозь землю провалилась» Как это понять? (Ее не стало, исчезла, вдруг пропала, неожиданно пропала).
-Кто запомнил, как называются такие выражения? (фразеологизмы)
- На что потратила Женя первый лепесток? (Чтобы оказаться дома)
- Поиграем в игру «Хоровод предложений».
- Я придумаю первое предложение. Следующий ребенок называет последнее слово и с ним же придумывает новое предложение. И так по цепочке. (Я читаю книгу. Книга лежит на столе. Стол находится в доме. Дом очень красивый. В книге красивые иллюстрации. Иллюстрации нарисовал художник.)
- Молодцы. Вы справились с этой задачей и мы можем прикрепить следующий лепесток нашего цветика-семицветика. Какой он по счету? (третий)
3) –Что же было дальше? (на экран картинку)
Женя хотела поставить цветок в самую красивую вазу и разбила её.
- На что потратила Женя второй лепесток? (Чтобы мамина вазочка стала целой)
- У меня есть коробка. Посмотрите, что в ней. (осколки вазы, скотч и ножницы)
- Велю, чтобы мамина ваза стала целой! Ребята, давайте мы склеим вазу.
(Дети склеивают вазу при помощи скотча.)
- Если вам нужна помощь, то вы можете попросить меня о ней. Как правильно просить о помощи? (имя + пожалуйста + просьба).
- Для того, чтобы ваза прочно склеилась, нужно крепко закрыть глазки и произнести волшебные слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели, чтобы мамина ваза склеилась.
(Поменять сломанную вазу на целую)
- А вот и букет цветов, чтобы поставить в вазу.
- Думаю теперь мама Жени будет довольна.
- Молодцы. Вы справились с этой задачей и мы можем прикрепить следующий лепесток нашего цветика-семицветика.
(Идем прикреплять цветок. Сели)
4) – О чем говорит нам следующая картинка?
Пошла Женя гулять. Увидела мальчишек. Но они не взяли её играть.
- Мальчики не взяли Женю в свою игру и что решила сделать Женя? (Женя отправилась на Северный полюс)
- А где находится Северный полюс? Покажите на глобусе. (ребёнок показывает на глобусе)
- Что вы знаете о Северном полюсе? (Там холодно круглый год. Море покрыто льдом)
- Что такое лёд? (замерзшая вода)
- В каких состояниях бывает вода? (Жидкая, твердая, газообразная – пар, туман)
- Посмотрите, у меня есть лед. Потрогайте его. Какой он? (холодный, твердый, мокрый)
- У меня еще есть животные. Но какие из них живут на Северном полюсе? (олень, белый медведь, морж, тюлени)
- Поместите их на лед.
(На столе игрушки животных. Дети из предложенных выбирают тех, кто живет на Севере)
- Выбор каких животных вызвал у вас сомнение? (Пингвины)
- В народе говорят, что белый медведь и пингвин никогда не встретятся, так как живут на разных полюсах.
- Почему? (Они живут на Южном полюсе, там тоже всегда холодно)
- Как же животные живут в таких суровых условиях? (У них густая шерсть, и толстый подкожный жир)
- «Увидев медведей на Северном полюсе, Женя закричала что есть мочи» Что означает этот фразеологизм? (кричать очень громко, изо всех сил)
- Молодцы. Вы справились с этой задачей и мы можем прикрепить пятый лепесток нашего цветика-семицветика.
5) - Давайте мы с вами немного согреемся после Северного полюса. 1, 2, 3 в круг иди.
Физминутка «Лети, лети лепесток». (Группа Домисолька – «Цветик – семицветик»)
(Под песню дети вместе с воспитателем проговаривают слова с движениями)
«Лети, лети лепесток, (поочередно поднимают руки вверх)
Через запад на восток, (приседание с поворотом)
Через север, через юг (приседание с поворотом)
Возвращайся сделав круг. (поворот вокруг себя)
Лишь коснешься ты земли (касание ладошками до пола)
Будь по моему вели». (прыжок на месте)
- Молодцы. Вы хорошо отдохнули и мы можем прикрепить следующий лепесток нашего цветика-семицветика. Какой он по счету? (шестой)
6) – Что дальше произошло с Женей? (на экран картинку)
Женя увидела во дворе детей, у которых были разные игрушки и захотела, чтобы все игрушки на свете стали ее.
- А откуда вообще берутся игрушки? (Можно сделать самим. Родители покупают в магазине)
На полке расставлены разные игрушки. (мяч, кукла, машина, плюшевая игрушка).
- Рассмотрим игрушки глазками, каких цветов, из каких материалов они сделаны.
Игра «Угадай по описанию».
- Сейчас я загадаю одну из предложенных игрушек и опишу ее вам. Вы попробуйте догадаться, о чем идет речь.
2 ребенка проделывают тоже самое.
- Молодцы. Вы справились с этой задачей.
7) – Нам осталось прикрепить последний лепесток. На кого Женя потратила последний лепесток? Кого встретила Женя? (на экран картинку)
У Жени остался один лепесток. Женя встретила больного мальчика.
-А кто хочет нам рассказать, что случилось с Витей и Женей в сказке? (В сказке Женя встретила красивого мальчика Витю. Он болел и не мог играть с Женей, поэтому она решила совершить добрый поступок)
- Ребята вы все правильно рассказали! А, что же было дальше? (Женя загадала, что бы Витя был здоров! Женя потратила на это желание свой последний лепесток)
- А, как вы думаете, правильно ли поступила Женя? (Ответы детей).
- Женя потратила последний лепесток на доброе дело. Обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? (нет, достаточно иметь доброе сердце, приходить на помощь другим в трудную минуту, не ждать, когда вас попросят об этом).
- Какие из желаний, которые загадала Женя, показались вам ненужными? Почему вы так решили?
- Молодцы. Вы нашли ответы и на эти вопросы и мы можем прикрепить последний лепесток нашего цветика-семицветика.
Итог
- Вот, ребята, ваши знания и дружная совместная работа показали силу. Вы помогли цветку снова обрести свою волшебную силу. Он снова может выполнять добрые желания.
- Представьте себя на месте Жени, какое бы желание вы загадали? («Я бы загадал (а, чтобы….) Дать каждому подержать цветик-семицветик при загадывании желания.
- Хорошие у вас желания.
- Пока этот волшебный цветок в группе, я хочу загадать желание: хочу, чтобы дети в группе «Почемучки» были самыми добрыми, самыми дружными, внимательными и честными, чтобы «Цветику – семицветику» не приходилось исправлять ваши ошибки.
-Чтобы у вас осталось приятное впечатление от нашего занятия, я хочу подарить вам по волшебному цветку. Лепестки этого цветика вам нужно будет раскрасить. Пусть этот цветок подарит вам хорошее настроение.