Лариса Суворова
Конспект занятия в старшей группе «Юрта — жилище Хакасии»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Юрта – жилище Хакасии»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Физическое развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
«Познавательное развитие» :
- познакомить детей с традиционным жилищем хакасского народа,
- дать первичные представления о труде взрослых,
- познакомить с растениями, животными, полезными ископаемыми республики Хакасия,
- воспитывать доброе, ответственное отношение к природе.
«Физическое развитие» :
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Юрта — жилище Хакасии“» размещена в разделах
- расширить, обогатить и уточнить знания детей о народных играх.
«Речевое развитие» :
- активизировать речь.
«Художественно-эстетическое развитие» :
- учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи.
Методы и приемы:
Практический: игра, рисование
Наглядный: показ, рассматривание
Словесный: рассказ, вопросы
Материалы и оборудование: ноутбук, музыкальный центр; гимнастическая палка.
Раздаточный материал: краски, кисточки, салфетки, шаблоны посуды, банки с водой.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Народная игра
Игровая Игровые ситуации
Коммуникативная Вопросы, рассказывание
Элементарный бытовой труд
(в помещении и на улице)
- Самообслуживание Поручения (индивидуальные и подгрупповые).
Изобразительная Рисование
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Игровая ситуация
- Ребята, на прошлой неделе мы были в гостях у снежного барса в Хакассии. А сегодня нас в гости приглашает девочка Татка. Она нас ждет и будет рада встрече. Как мы будем добираться до Хакассии?
Дети высказывают свои предположения и «строят» самолет. Создана позитивная мотивация
2 Презентация «Хакасская юрта» Дети слушают рассказ воспитателя, задают вопросы. Познакомлены с традиционным жилищем хакасского народа.
3 Игра «Перетягивание рук» В этой силовой игре участвует два ребенка. Они садятся друг против друга, уперевшись ступнями ног. В руки соревнующимся вручается метровая палка, которую они захватывают поперёк. По команде оба начинают тянуть друг друга. Победителем становится тот, кто перетянет противника.
Расширены, обогащены и уточнены знания о народных играх
4 Рассматривание посуды
- Посмотрите, какая посуда использовалась для приготовления пищи?
Я вам сейчас загадаю загадки о посуде и предметах быта, которыми пользовались хакасы. Вы попробуете отгадать (смотри приложение № 2)
- Как вы думаете, из чего делали посуду?
- А какая сейчас посуда у людей?
- Теперь деревянной посуды уже почти нет, ее изготавливают как сувенир. Кто из вас знает, что такое сувенир?
Сувенир – это предмет, созданный трудом народных мастеров. Народные умельцы очень любят свой труд, они стараются оставить прошлое и настоящее того народа, где ониживут. Сувениры изготавливают из дерева, глины, соломы, стекла.
Рассматривают посуду, слушают рассказ, задают вопросы. Развиты первичные представления о труде взрослых.
Познакомлены с
растениями, животными, полезными ископаемыми республики Хакасия
Воспитано доброе, ответственное отношение к природе.
5 Роспись посуды.
Показывает орнамент и образец воспитателя. Самостоятельная работа Научились создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи.
6 Игра-рефлексия.
«Ниточка тянись, впечатлениями делись…»
Предложить детям поделиться друг с другом своими впечатлениями о занятии. Педагог начинает, а дети продолжают Рассматривают выполненные работы. Выбирают игру. Развита связная речь.
Приложение
1) Раньше хакасы жили в юртах. Юрты были разборными, потому что хакасы — народ кочевой. Они переселялись с места на место в зависимости от времени года.
- Как вы думаете, из чего сделана юрта?
2)Перед вами деревянная восьмиугольная юрта с отверстиями в крыше, куда должен выходить дым.
3)- Что находится в центре каждой юрты?
В центре хакасской юрты (как и у многих других народов) находится очаг.
Внутреннее пространство юрты разделялось на мужскую и женскую половины. Напротив входа у стены ставилась деревянная кровать. Она покрывалась овчинным одеялом и покрывалом из ситца. У богатых хозяев были нарядные одеяла, даже сшитые из соболя. Сверху они покрывались шелком, а по краю делалась кайма из шелка другого цвета. Лицевой край одеяла опушался беличьими и соболиными лапками. С двух сторон постели лежали вышитые хакасские подушки. На стене над кроватью вешался войлочный ковер. По толстому войлоку вдоль боковых краев вешались контурные узоры повторяющихся фигур. Кровать завешивалась пологом из шелка или парчи. На женской половине юрты находились три буфетные полки. Первая полка для кадок, средняя для чашек и третья – для чайной посуды. С мужской стороны вдоль стен устанавливались три мебельные секции. Самая почетная секция находилась у кровати, где стояли два больших сундука. Они завешивались персидским ковром, под ним устанавливалась полка с расставленными шкатулками и святыми иконами.
- Современная посуда с традиционным хакасским орнаментом
2)
Загадки:
Стоит толстячок
Подбоченевши бочек,
Шипит и кипит
Всем чай пить велит.
(Самовар)
Черный конь
Скачет в огонь.
(Кочерга)
На стене висит, болтается,
За него всяк хватается.
(Полотенце)
Новая посуда,
А вся в дырах.
(Решето)