Баярма Бадмажапова
Проект «Юрта»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Юрта – мини музей»
«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,
наша любовь к Родине имеет своим истоком
тот «уголок земли», где мы родились и выросли»
(Н. Смирнов)
С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Проект „Юрта“» размещена в разделах
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной краеведческой работы. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном городе, крае, республике и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.
Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.
На основе народной культуры в детском саду совместно с родителями хотим создать мини-музей «Юрта», целью которого является ознакомление детей с историей, традициями и бытом наших предков. Деятельность мини–музея «Юрта» призвана стать источником приобщения воспитанников к истории, культуре и традициям бурятского народа.
Основная Концепция проекта по созданию и организации деятельности мини – музея «Юрта» - его функциональность и целесообразность.
Мы считаем, что музей должен быть реальным помощником для педагогов, которые в доступной форме должны довести информацию об истории, культуре и традициях народа до каждого маленького гражданина.
Цель:
Воспитание духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру Бурятии на основе осознания внутрикультурных, исторических корней и связей.
Задачи:
1. Воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями бурятского народа, накопленных поколениями и отраженных, заключенных в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах устного народного творчества).
2. Создание оптимальных условий для приобщения взрослых и детей к истокам бурятской культуры.
3. Содействие развитию у детей:
- начал исторического и гражданского самосознания
- ощущения причастности к бурятской культуре
- историческому прошлому
- осознанного благоговейного отношения к родному краю
Сопутствующие задачи по знакомству детей с основными чертами и понятиями культуры и исторического прошлого бурятского народа:
- формирование представлений о традиционной семье бурятского народа; знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, показ роли семьи в сохранении и передаче традиций;
- знакомство детей с понятием юрта - как феномен культуры, как средоточие основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода;
- ознакомление с основными занятиями бурятского народа: животноводством, земледелием, пчеловодством, рыболовством, орудиями производства; показать роль природы в жизни бурятского народа;
- знакомство с изделиями и технологиями традиционных ремёсел –войлоковаляние, вышивка, гончарное искусство, искусство резьбы по дереву, плетение из лыка и бересты и т. д.
- знакомство детей с фольклором бурятского народа. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой;
- освоение старинных детских игр, обогащение речи ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;
- через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников;
- ознакомление детей с понятием “музей” и формирование представлений о том, какие бывают музеи.
Проект представлен взаимосвязанными тематическими блоками.
“Бурятская юрта” : знакомство с историей жилища как феномена культуры; семейный, бытовой уклад и его связь с интерьером традиционного жилища простого народа.
“Фольклор” : знакомство с устным народным творчеством бурятского народа – мифы, сказания, легенды, игры, песни, предания, загадки, поговорки. “Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство” : знакомство с различными промыслами, со способами изготовления посуды (керамика, деревянные изделия, плетеная посуда, войлоковаляние и вышивка в быту, орнаментальное искусство, украшение изделий вышивкой, изготовление женских головных уборов.
“Природа родного края” : показать детям, как бурятский народ берег и сохранял природу - источник своего существования.
“Истоки ” : рассказы детям об истории родного края.
«Бурятия день за днем» : ознакомление детей с республикой современной, с достижениями и героями нашего времени.
Мини - музей “Юрта” должна быть предметной развивающей средой для детей “Детского сада “Хараасгай”. Именно на основе музейно-образовательной среды мини – музея “Юрта” реализуется одна из основных идей проекта – идея визуального средового образования, основанная на понимании огромного значения для развития ребёнка социальной и предметной среды.
Неотъемлемой частью реализации проекта является активное участие и помощь родителей воспитанников в сборе материала для экспозиций мини - музея, организации экскурсий в исторические и этнографические музеи села.
Приобщение дошкольников к истокам культуры и
традициям бурятского народа
Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения сохранить эту самобытность. А сохранить её можно, если приобщать ребёнка с раннего возраста к ценностям духовной культуры, выбрать нужные ориентиры для его воспитания. В “Конвенции о правах ребёнка” в ст. 29 сказано, что образование должно быть направлено на “воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения»
Как родителям сохранить свою духовность и выбрать правильные ориентиры для воспитания детей, научить их любить Родину такую, какая она есть. Что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура.
Одним из направлений в работе детского сада “Хараасгай ” является нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников.
Предлагаемая методика создана на основе многоаспектного подхода к знакомству детей дошкольного возраста с истоками культуры и традиций бурятского народа:
- доступность знаний, достоверность и научность;
- соответствие сложности материала возрасту детей;
- культурологический подход (этнокультурный, социокультурный);
- краеведческий опыт;
- экологическое воспитание.
Для реализации методики предлагается интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре бурятского народа во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Содержание представляемого материала по блокам:
“Бурятская юрта”
- Юрта. Жилище.
- Бытовой уклад.
«Народные ремёсла и декоративно-прикладное искусство”
- Хозяйственные занятия.
- Орнаментальное искусство.
- Войлоковаляние и вышивка в быту.
- Изделия из дерева и бересты
- Музыкальные инструменты
- Глиняные изделия
- Народные игры
- Женские головные украшения
“Фольклор”
- Фольклор бурятского народа (произведения устного народного творчества).
- Обрядовый фольклор (Обычаи и обряды).
- Музыкальное искусство (старинные народные песни).
- Культурно-массовые мероприятия (национальные праздники, народные игры)
“Истоки ”
- История земли бурятской.
- “Древо жизни” - связь человека с его родом.
“Природа родного края”
- Большие и малые реки нашей республики.
«Бурятия день за днем»
- Бурятия современная.
- Села нашей республики.
- «Ими гордится Бурятия» (Люди, прославившие нашу республику)
- Исторические и этнографические музеи.
- Художественное и музыкальное искусство.
- Промышленные предприятия республики