Татьяна Корнеева
Конспект занятия в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [Ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
«Звуковая культура речи : звук ц»
Цели: развивать звуковую культуру речи и обогащать словарный запас детей.
Задачи:
Образовательные:
Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в слогах, в словах).
Учить различать слова, начинающиеся со звука ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.
Развивающие:
- Совершенствовать интонационную выразительность речи;
Темочки:
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Развивать фонематический слух, подвижность языка;
Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость;
- Формировать бережное отношение к миру животных.
Материал: загадка, иллюстрации картинок; игрушка цыплёнок, картинки для сказки -царь, царица, царевна, дворец, солнце, месяц, аудиоколонка
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, встанем в круг, поздороваемся, как мы умеем.
Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп,
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,
Здравствуй, шустрый язычок (играют язычком - бл, бл, бл)
Язычок - озорничок за заборчиком живет (упражнение «заборчик»)
Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки)
Любит он и подремать (широкий язык лежит на нижней губе, упражнение «лопата»)
Вдруг узким –узким стал язык (язык узкий между зубов и вперед, упражнение «иголочка»)
Язычок мы этот спрячем в рот,
Пусть немножко отдохнет!
Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда присаживайтесь и слушайте внимательно!
загадка
клюв у этой птицы-
длинный как спицы.
Она по болоту гуляет,
Лягушек поджидает.
Дети: цапля
Воспитатель: Верно!
(воспитатель, слегка интонируя звук «ц», произносит слова: цапля, цепь, царь, цокот.)
Воспитатель: Ребята, какой звук я выделила голосом?
Дети: Звук «ц»
Воспитатель: Конечно звук «ц», этот звук нам важно научиться произносить правильно. Для этого послушайте песенку: Цццццццц. Давайте вместе попробуем. Улыбаемся, зубки заборчиком, а язычок отталкивается от зубок. (Поём вместе, индивидуально, громко, тихо.)
Воспитатель: Очень хорошая песенка, попробуем другую цып, цып, цып.
Дети: Цып, цып, цып…
Цыплё нок: Здравствуйте ребята! я цыпленок- Цыпа
Дети: Здравствуй цыплёнок!
Воспитатель: Ребята, цыплёнку скучно и он хочет поиграть!
Дети: Поиграем с ним?
Дети: Да!
Воспитатель: Я буду произносить слова. Когда вы услышите в слове звук Ц, хлопните в ладоши. (Цапля. цокает. ходит. цветок. растет. цветет. цирк. приехал. цифра. пять. лисица. хитрая. мастерица.)
Воспитатель: Цыпа предлагает нам поиграть с мячиком. Я вам буду говорить детеныша, а вы называть маму:
У львенка?- львица.
У тигренка?- тигрица.
У волчонка?- волчица.
У лисёнка?– лисица.
У цыплёнка? – курица.
У медвежонка?- медведица.
У крокодильчика? -крокодилица.
У верблюжонка? – верблюдица.
У ослика? –ослица.
Воспитатель: Отлично, а теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка (музыкальное сопровождение)
Воспитатель: Ребята, мне Цыпа сказал, что любит сказки. Но не простые, а с любимым звуком Ц. Хотите послушать?
Дети: да!
Воспитатель на магнитную доску прикрепляет предметы по ходу сказки – царь, царица, царевна, дворец, солнце, месяц.
сказка
Воспитатель: сказка называется «Царство-государство»
В некотором царстве, в некотором государстве жили - были царь с царицей. И была у них дочка - царевна. Жили они в прекрасном дворце. Каждое утро всходило яркое солнце, и все выходили гулять на улицу. А вечером из оконца любовались ясным месяцем. Жили они дружно и счастливо.
Воспитатель: какие слова со звуком [ц] вы услышали?
(дети называют слова, воспитатель задает наводящие вопросы – где жили герои сказки? – в некотором Царстве, куда выходили гулять царь, царица и царевна? –на улицу, из чего любовались ясным месяцем? – из оконца) Как называется сказка?
- Какие вы знаете сказки со звуком «Ц»? (цветик -семицветик, Царевна-лягушка, Цыпленок и утенок, Царевна -несмеяна)
Воспитатель: Отлично! Цыпа очень доволен, придет домой и маме расскажет сказку, в которой так много слов с его любимым звуком.
-Ребята, кому вы расскажите?
Воспитатель: - Нашему цыпленку пора отправляться к домой, но на последок Цыпа нам приготовил задание. Выполним его? Присаживайтесь на свои места за столом.
Воспитатель:- Ребята, а давайте сделаем гимнастику для пальчиков "Цыплята".
Пальчиковая Гимнастика «Цыплята».
Раз, два, три, четыре, пять. (Соединять пальцы обеих рук, образуя шар.)
Будем мы цыплят считать. (Ритмично сжимать и разжимать кулачки.)
Раз – цыплёнок на крыльце, (Загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счёт.)
Два – ещё сидит в яйце,
Три – цыплёнок самый смелый,
А четыре – самый белый,
Пятый – маленький цыплёнок, (Загнув мизинец, прижимать кулачки друг к другу.)
Кушать захотел спросонок. (Стучать указательным пальцем правой руки по левой ладони.)
Покормим цыплят!
Воспитатель: -А сейчас посмотрите на картинки на ваших столах и послушайте задание
Обведите предметы нарисованные на картинке в которых слышится звук «Ц»
Дети обводят и по очереди называют обведенный предмет.
Воспитатель: Замечательно!
Рефлексия:
-С каким звуком мы познакомились на занятии?
-Кто к нам в гости приходил?
-как называлась сказка, которую я вам рассказала?
Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень хорошо отвечали, научились правильно произносить звук «ц». Всем большое спасибо!