Марина Липатова
Конспект занятия «Свойства воды» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для средней группы "Свойства воды"
Программные задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, уточнить значение воды для всего живого на земле.
2. Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: безвкусная, бесцветная, прозрачная.
Методы и приемы:
1. Игровой: появление персонажа «Капельки», сюрпризные моменты.
2. Наглядный: схемы, символы
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
3. Практический: опыты.
4. Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.
Оборудование:
1. Пластмассовые стаканы, молоко, вода, соль и сахар, краски и кисти, медальки «Капельки» (всё индивидуально для каждого ребенка).
2. Иллюстрации с изображением животных и людей с водой и в воде.
3. Символы, обозначающие свойства воды
4. Главный герой — Капелька.
Предварительная работа:
1. Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде».
2. Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера.
3. Проведение опытов с водой.
Содержание:
Игровая ситуация «К нам Капелька в гости пришла»
I. Организационный момент
(Стук в дверь. Входит Капелька)
Воспитатель: Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Верно, это Капелька. Давайте с ней поздороваемся (дети здороваются)
Воспитатель: Капелька, ты почему такая печальная?
Капелька: Я недавно родилась и совсем ничего не знаю про себя. От этого мне очень грустно, ведь ничего о себе не знать — это совсем не весело. И вот поэтому я решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то обо мне знаете.
II. Целеполагание и мотивация
Воспитатель: Капелька подготовила для вас очень интересную, но довольно сложную загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
Капелька: Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
Капелька: Верно! Значит тема нашей беседы – вода.
(Звучит аудиозапись журчания ручейка)
Воспитатель: Ребята, послушайте и определите, что это за звук (ответы детей). Действительно, это журчит ручей. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие. Ребята, давайте закроем глазки и хлопнем в ладоши, чтобы оказаться в лаборатории.
Воспитатель: Итак, представьте, что вы учёные.
III. Ход деятельности
Капелька: Я приглашаю вас в первую лабораторию, стол с цифрой 1 (Воспитатель напоминает о правилах поведения в лаборатории).
Опыт № 1 «Вода не имеет формы».
Воспитатель: Воду можно налить в любую посуду, в стакан, в тарелку и она будет менять свою форму, то есть растекаться. А если воду налить на стол, на пол, то она будет похожа на лужу. (Демонстрирую все эти действия с водой). Вода – это жидкость, она не имеет формы. (Показать схему).
Воспитатель: Ребята а как вы думаете дождик - это вода? (Ответы детей).
Воспитатель: Верно ребята дождик состоит из капель воды. Давайте разомнемся перед нашими дальнейшими исследованиями?
Физкультурная минутка «Дождик».
Дождик, дождик, что ты льешь? - 4 хлопка,
Погулять нам не даешь. - притопы.
Дождик, дождик, полно лить, - 4 хлопка
Деток, землю, лес мочить. - Прыжки на месте.
После дождика на даче - Ходьба.
Мы по лужицам поскачем. - Прыжки "через лужицы”
Капелька: Я приглашаю вас во вторую лабораторию, стол с цифрой 2
Опыт № 2 «Вода бесцветная».
Воспитатель: У вас на столах стоит по 2 стакана, в одном молоко, в другом вода.
Воспитатель: Возьмите по одному камешку и положите их в стаканы: один камешек в стакан с водой, а другой – в стакан с молоком.
Воспитатель: В каком из стаканов виден камешек? Почему? (вода прозрачная). А что значит «прозрачная»? (ответы детей).
Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите: какого цвета молоко? А цвет воды похож на цвет молока? Значит, цвет воды не… белый. Согласны?
Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).
Воспитатель: Ученые, вы сейчас сделали открытие: вода не имеет цвета, она бесцветна.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается схема этого свойства)
Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Капелька, хочешь? (Ответы).
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, пищевой краситель (для детей краски и кисть).
Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (краситель) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?
Воспитатель: А теперь вы добавите в воду краску. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Опыт № 3. Вода безвкусная
(Детям раздаются пиалы с сахаром, ложечки).
Воспитатель: Ребята, проходите в третью лабораторию, за стол номер 3.
А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Воспитатель: А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Капелька, чтобы не забыла, я приготовила вам схему этого свойства воды (перед детьми вывешивается схема этого свойства)
Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: Отправляемся в четвертую лабораторию, за стол с цифрой 4.
А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Воспитатель: Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей).
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
(Вывешивается схема этого свойства воды.)
Воспитатель: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы).
Я сейчас в воду добавлю волшебный порошок (ванилин) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой запах? (Ответы).
Физминутка
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в стороны.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить нельзя. (Разводят руки в стороны, приподняв плечи.)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам, ребята обратно вернуться в группу и пройти на стульчики. Садись и ты, Капелька.
Воспитатель: Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Капельке расскажем, для чего нужна вода и кому?
(Работа со схемой «Использование воды человеком»)
IV. Обобщение и систематизация знаний
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что, Капелька, узнала что-нибудь нового о воде?
Капелька: Да! Только это так трудно запомнить.
Воспитатель: А ребята тебе, Капелька, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на схемы) :
• Вода – не имеет формы
• Вода – бесцветная
• Вода – безвкусная
• Вода не имеет запаха.
Капелька: Спасибо, ребята, теперь я всё знаю о воде.
Воспитатель: А ты знаешь, Капелька, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?
Капелька: А зачем её беречь. Вон сколько воды!
Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
А чтобы ты, Капелька, не забыла про это, вот тебе памятка напоминание «Помыл руки плотно закрой кран».
Капелька: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.
Воспитатель: Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы). А сейчас у меня для вас есть ещё один сюрприз (вносятся медальки «Капелька»).
Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)
V. Итог
Воспитатель: Ребята, Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. (Каждому ребёнку вручается капелька)
Воспитатель: Спасибо тебе Капелька, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу. А теперь предлагаю всем детям и гостям закрыть глаза и насладиться песенкой воды.
(Фоном звучат звуки воды)