Марина Гурова
Конспект занятия в средней группе «Путешествие в лес»
Конспект квест-игры «Путешествие в лес» для детей средней группы
Цель: выявление уровня сформированности экологических знаний и представлений детей 4-5 лет;
Задачи:
Образовательные:
- закрепить с детьми полученные знания о природе: животных, насекомых, птицах, лекарственных растениях;
- закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы;
- закрепить знания детей о правилах поведения в природе;
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Путешествие в лес“» размещена в разделах
- формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам;
- формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество);
- продолжать учить устанавливать причинно - следственные связи;
- активизировать словарь
Воспитательные:
- воспитывать заботливое отношение к природе;
- воспитывать чувство сострадания и ответственности к животным, птицам, насекомым;
- воспитывать доброту, отзывчивость, вежливость.
- воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим; умение работать в команде.
Развивающие:
- развивать у детей интерес к живой природе, любознательность и эмоциональную отзывчивость, кругозор, мышление, связанную речь;
- развивать умение входить в определенный образ, выполнять имитационные движения;
- развивать пространственное мышление и ориентацию в пространстве; - развивать коммуникативную активность через общение, повышать концентрацию и игровую активность детей;
- развивать логику, развитие личности в командной игре, упорство для достижения цели;
- развивать представления о хороших и плохих поступках.
- обогащать словарный запас;
- способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание.
Материал:
Письмо, стрелки- указатели, картинки с изображением птиц, насекомых, листочки деревьев, игрушки: ежа, волка, лисы, зайца, белки, аудиозаписи «Звуки леса», «Голоса птиц», мусор и большой мусорный пакет для игры, рюкзак, пазлы, медали, яблоки
Предварительная работа: рассматривание картинок, беседы, чтение художественных произведений о животных, птицах, насекомых, отгадывание загадок., просмотр мультфильмов из серии «Шишкин лес», просмотр презентаций «Животные наших лесов», «Насекомые», «Лесная аптека», «Зимующие и перелетные птицы»,«Деревья и кустарники» составление рассказов о птицах и животных, д/ и: «Кого не стало», «Четвёртый лишний», «Кто где живёт?», «Кто что ест?», «Чей хвост», «Узнай по силуэту», «Животные и их детеныши», «Зимующие и перелетные птицы», «С какого дерева листок», «Назови лекарственную травку» и др.
Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон принес мне письмо. Вы хотите узнать, от кого оно и что в нем написано?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Тогда слушайте.
«Дорогие ребята! Пишет вам Старичок- Лесович. Я слышал, что вы любите природу и много о ней знаете. Я хочу проверить, так ли это, и приглашаю вас в путешествие по лесу. Мы вместе с жителями леса приготовили для вас подарок, а чтобы узнать какой подарок, вам нужно выполнить много трудных заданий. За каждое выполненное задание вы получите подсказку- пазл. Если вы найдете все подсказки и правильно их соедините, то сможете узнать, какой подарок. А чтобы вы не заблудились в лесу мы оставили для вас стрелки - указатели.»
Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие по лесу? Вы согласны выполнить задания лесных жителей и хотите получить подарок?
А как вы думаете, на чём можно отправиться в лес (ответы детей)
Я предлагаю отправиться в лес пешком.
Но прежде чем отправляться в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Правила поведения в лесу:.
А теперь.
Друг за дружкою вставайте
И за мною все шагайте.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки
(звук леса)
Воспитатель: Вот мы и добрались до леса. Но что - то здесь не видно никого.
Воспитатель. Вот и лес стоит густой,
Ветки ласково он тянет
Качает всем нам головой
В гости нас зовет и манит.
Появляется Старичок-Лесовичок. Говорит:
С-Л: Что же растёт в лесу?
А какие деревья вы ребята знаете?
Воспитатель: А сейчас вот какое задание от старичка-лесовичка
«Узнай дерево по листочку»
Молодцы! Справились.
А что же еще растёт в лесу?
Кустарники, грибы, травы.
А где же пазл подсказка, смотрите вот и первый пазл. Заберем ее с собой. Пойдем дальше? Куда нам стрелки показывают? Не отставайте, давайте вспомним игру:
«В лес отправимся гулять»
Раз – два – три – четыре – пять –
В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба)
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба "змейкой”).
Может быть, и под листочком
Сладку ягоду найдем. (присели)
На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках)
И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках).
Воспитатель: Ну вот ребята мы пришли в березовую рощу.
Стар-лес: Ребята, в березовой роще живут птицы. Они приготовили для вас небольшой концерт.
Воспитатель: Ну что ребята, выполним задание лесных жителей, внимательно посмотрите на картинку и отгадывайте, какая это птица и послушайте, как она для вас споет. (фонограмма пение птиц)
Воспитатель: Молодцы, ребята вы были внимательны и всех птиц отгадали. Воспитатель: А какие птицы еще живут в лесу? Расскажите, какую пользу приносят птицы?» (Уничтожают вредных насекомых - червяков, гусениц, которые поедают листики на деревьях). Молодцы. Смотрите ещё один пазл.
А мы с вами отправляемся дальше.
Друг за дружкою вставайте
И за мною все шагайте.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки
Полянка с цветами
Воспитатель: Ребята, смотрите какая красивая полянка впереди, как много на ней цветов (Звук насекомых) как вы думаете кто здесь живет? (дети высказывают свои предположения (бабочки, пчелы, кузнечики) Ребята, а как всех этих жителей цветочной полянки можно назвать одним словом? Правильно, насекомые. Ребята, а что вы знаете о насекомых? (Они бывают полезными и вредными.) Каких полезных насекомых вы знаете? (Это пчёлы, муравьи, божьи коровки.) А вредных? (-Это мухи, комары, гусеницы.).
Стар-лес: «Ребята отгадайте загадки и узнайте, какие насекомые живут на цветочной полянке».
Воспитатель: Справимся, отгадаем загадки? Слушайте внимательно
1. Прыгает пружинка-
Зелененькая спинка-
Сверху на серединку,
С травинки на былинку,
С ветки на тропинку.
(Кузнечик (изображение- картинка)
2. Спал цветок и вдруг проснулся —
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
3. Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко
Это… Божья коровка
4. Домовитая хозяйка
Летает над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком.
(Пчела)
Воспитатель: Молодцы! Вот и ещё один пазл.
Гимнастика для глаз
В лесу темно. Все спят давно.
Только совушка-сова, большая голова,
На суку сидит, во все стороны глядит.
Вправо, влево, вверх и вниз, звери, птицы, эх, держись!
Осмотрела все кругом – за добычею бегом!
Ст-Лес :«Ребята недавно на полянку налетела буря и всех животных распугала, спрятались они кто куда, найдите животных и расскажите, что вы о них знаете»
Воспитатель: Ну что, поищем животных, ну ка посмотрите внимательно, куда же они спрятались?
1. «Угадай животное».
«За горами, за полями,
За дремучими лесами
Хищник-ворище
Ночами рыщет,
Добычу ищет,
Зубами — щелк.
Кто это?.
Правильно волк. Как называется дом у волка – логово. Чем питается волк? (Мелкими животными)
2. Ребята вы слышите, за пеньком пыхтит кто- то. (Звук ежа) (Воспитатель заглядывает)
Хотите узнать, кто здесь, отгадайте загадку:
«Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной»
Где дом ежа? Чем питается? (Живет ежик под корягами и пнями. Он питается червяками, жуками, ловит ящериц, ядовитых змей, мышей, лягушек.)
3. А здесь кто спрятался, чей это пушистый рыжий хвостик выглядывает.
Лиса, молодцы. Чем питается? Как называется дом лисы? (Лиса охотится на зайцев и мышей, живет в норе)
4. Интересно, а чьи это длинные ушки выглядывают из-за кустика? Кто там прячется. Правильно заяц.
Чем питается заяц, где его дом (Питается травой, корой деревьев. Живет в норе под кустом)
5. Смотрите, под деревом скорлупа от орехов лежит, кто же здесь прячется – белка. Где дом белки (в дупле). Чем питается (шишками, орехами, желудями, грибами, ягодами)
А кто же ещё живёт в лесу? кабан, медведь, лось
Правильно.
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем в игру
«КТО, КЕМ БЫЛ В ДЕТСТВЕ»
Ловкая белка –
Была в детстве …. бельчонком,
ЕЖ – колючий,
Был в детстве … ежонком,
А хищный волк –
Маленьким … волчонком.
А хитрющая лиса-
Рыженьким … лисенком,
Длинноухий быстрый заяц
В детстве был… зайчонком.
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием.
Ребята, я что-то устала, а вы? Давайте присядем на полянке, отдохнем, послушаем пение птиц, расслабимся.
Релаксационное упражнение «Расслабление»
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
Воспитатель:. Ну что, отдохнули, вставайте, пора идти дальше, с заданием вы справились, а вот и ещё пазл
Друг за дружкою вставайте
И за мною все шагайте.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки
Вот мы и к следующей полянке вышли. Посмотрите. На этой полянке никто не живет, ничего не растет, птицы не поют (на поляне мусор, пластиковые стаканы, бутылки, бумажки от конфет). Что здесь интересно случилось (дети высказывают свои предположения)
Старичок: «Ребята, на этой полянке побывали взрослые и дети - неряхи. Они кричали, шумели, всех птиц и зверей распугали, мусор разбросали, помогите нашей полянке и получите последний пазл – подсказку»
Воспитатель: Ребята, поможем полянке? Что нужно сделать? (собрать мусор в мусорный пакет и выбросить потом в мусорный бак)
Воспитатель: Ребята, мы выполнили последнее задание лесных жителей
Вы помните Старичок-Лесовичок в письме писал, что для того, чтобы узнать какой подарок, нужно собрать все пазлы в картинку. Давайте скорее соберем все пазлы и узнаем какой подарок.
Старичок-лесовичок: «Молодцы ребята! Вы настоящие знатоки леса, вы выполнили все задания лесных жителей, а еще мы узнали, что вы дружные, трудолюбивые и готовы всегда прийти на помощь»
Воспитатель: Ребята, лесные жители угощают нас яблоками. А тут ещё есть медали для нас (Открывают – там медали «Знатоки природы») Посмотрите, какие медали приготовили для вас лесные жители (дети рассматривают медали) Воспитатель предлагает детям помочь друг другу надеть медали.
Яблоки я предлагаю съесть, когда вернемся в детский сад. Как вы думаете почему (потому что надо помыть яблоки и руки)
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться домой в детский сад,
Друг за дружкою вставайте
И за мною все шагайте.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки
Воспитатель: Вот мы и в детском саду.
Давайте вспомним, где мы с вами были?
Кого встретили? какие задания лесных жителей мы выполнили?
Кому мы помогли?
Что было вам интересно?
Что было вам трудно?
Вам понравилось наше путешествие?