Екатерина Вонокова
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с природой в детском саду «Обитатели леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.
Задачи:
Образовательные задачи:
• Закреплять знания и навыки поведения в природе.
• Закреплять знания детей о растениях, насекомых и животных.
• Обобщать и пополнять детские представления о состоянии окружающей среды.
Развивающие задачи:
• Развивать наблюдательность, эстетическое отношение к природе.
• Развивать познавательный интерес к миру природы.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
• Развивать чувство ответственности за сохранность природы.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать желание беречь природу.
• Способствовать осмыслению своего места в природе.
• Воспитывать ответственность за сохранение красоты и богатства родной природы.
Предварительная работа:
Чтение стихов и рассказов о природе. Слушание звуков природы. Беседы о природе, рисование «В мире природы».
Интегрируемые образовательные области:
Социально- коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Словарная работа: лисята, Леший, записка.
Технологии: здоровье сберегающая, игровая.
Методы и приемы:
• Наглядный: рассматривание, образец, показ воспитателя.
• Словесный: беседа, пояснение, рассказ, вопросы.
• Практический: самостоятельное выполнение заданий, проявление творчества и фантазии.
• Игровой.
Материал и оборудование: мяч, магнитная доска, игрушка лисичка, наклейки с лесными животными, части карты «Как найти лисят», картина «Осенний лес», фигурки диких животных, картинки с насекомыми, разрезная картинка «Ромашковое поле».
Демонстрационный материал: карточки с животными, птицами, насекомыми, записка, мешочек, карточки с заданиями, карта «Как найти лисят»
Раздаточный материал: графо моторные дорожки, карандаши.
Структура непосредственно образовательной деятельности:
1. Вводная часть
2. Основная часть
3. Заключительная часть (рефлексия)
Ход НОД:
Организационный момент:
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: ребята давайте поздороваемся друг с другом:
- Здравствуйте, ладошки. Хлоп - хлоп - хлоп.
- Здравствуйте, ножки. Топ - топ - топ.
-Здравствуйте, пухленькие щечки. Плюх - плюх - плюх.
-Здравствуйте, губки. Чмок - чмок - чмок.
-Здравствуйте, зубки. Щелк - щелк - щелк.
-Здравствуй, мой носик. Бип - бип - бип.
- А теперь дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.
(Дети совместно с воспитателем выполняют движения в соответствии с текстом)
Воспитатель: ребята, занимайте свои места на стульчиках. А у нас сейчас занятие ознакомление с природой.
Основная часть
Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и берет Лисичку.
Воспитатель: ребята, смотрите, кто к нам пришел в гости! (Ответы детей: Лисичка).
Лисичка: Здравствуйте, дети! (Дети здороваются) Ребятки, у меня беда. Мои лисята пошли гулять и заблудились. Когда я пошла их искать, то нашла этот мешочек, а в нем записка и задания (показывает детям открытку с изображением леса карточки с заданиями)
Воспитатель читает записку:
«Лисичка, выполни мои задания, и твои лисята смогут вернуться домой. За каждое правильно выполненное задание ты будешь получать часть карты. Когда соберешь всю карту, ты сможешь найти своих лисят. Леший».
Лисичка: Задания такие сложные, что я одна не могу справиться. Ребята, вы мне поможете?
Воспитатель: ребята, поможем Лисичке? (Ответы детей: да)
Воспитатель: Лисичка, для того чтобы справиться с твоими заданиями ребятам надо размять язычок. Присоединяйся к нам.
Артикуляционная гимнастика «Грибочек»
Воспитатель достает из мешочка первую карточку с заданием.
Воспитатель: 1 задание:
«Что такое природа? (Ответы детей: леса, реки, деревья и т. п.) Скажите, как нужно вести себя на природе?» (Ответы детей: не загрязнять ее, не ломать деревья и т. д.). Как мы можем охранять природу (Ответы детей: чистить реки, пруды, убирать за собой мусор в лесах и т. д.) Правильно, ребята! За правильные ответы на мои вопросы часть карты вы найдете там, где находится у висит картина «Осенний лес». Молодцы, ребята! Лисичка, с первым заданием ребята справились (дети находят картину и часть карты). И мы нашли первую часть карты!
Лисичка: Спасибо ребята!
Воспитатель достает вторую карточку из мешочка.
Воспитатель: 2 задание: «Скажите кто кем стал. За правильные ответы вы найдете часть карты где, у вас стоят дикие животные»
Ребята, давайте, мы с вами поиграем в игру, а ты лисичка к нам присоединяйся.
Игра «Кем (чем) был, кем (чем) стал».
Воспитатель: ребята я вам буду показывать картинки, а вы мне называете, кто на ней изображен и кем или чем стало (картинки достаются из мешочка).
Яйцо – Цыплёнок – курица.
Икринка – лягушка, рыба.
Семечко – растение, овощ.
Жёлудь - дуб.
Воспитатель: ребята, а давайте поиграем еще! (Ответы детей: да)
Игра с мячом «Я знаю…»
Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 3 названия цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.
Воспитатель: молодцы, ребята! Со вторым заданием справились хорошо! (Дети находят, где стоят дикие животные и часть карты). И мы нашли вторую часть карты!
Лисичка: Спасибо ребята!
Воспитатель достает третью карточку из мешочка.
Воспитатель: 3 задание: «Ответьте на следующие вопросы:
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?
– Какие животные впадают в спячку? (Медведь, ёж, хомяк)
– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)
– Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла)
– Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло)
За правильные ответы вы найдете часть карты где у вас насекомые».
(Дети находят картинки насекомых и часть карты).
Воспитатель: молодцы, ребята! Вы нашли третью часть карты! С третьим заданием справились легко!
Лисичка: ребята просто молодцы!
Воспитатель достает четвертую карточку из мешочка.
Воспитатель: 4 задание: «Отгадайте мои загадки:
1. Они украшают луга и леса
И это не только природы краса –
В них пчёлы находят целительный дар
И бабочки пьют их них сладкий нектар. (Цветы)
2. Они – лесные санитары.
Так прозвали люди их недаром.
Чтобы лес был красив и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Они на страже день и ночь
Гонят разных короедов прочь! (Муравьи)
4. Можем мы в траве их встретить,
Ведь жильцов там миллион!
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без них весь лес, друг мой,
И одинокий, и пустой. (Насекомые)
За правильные ответы вы найдете часть карты где находится плакат «Береги лес».
(Дети находят плакат и часть карты).
Воспитатель: смотри, Лисичка, как ребята легко справляются с заданиями! Молодцы!
Лисичка: а давайте мы с вами поиграем в любимую игру моих лисят!
Игра «Третий лишний»
Вы уже знаете, что в нашем лесу обитают не только насекомые и птицы, но и животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с животными, мы поиграем в игру «Третий лишний»
1. заяц, ёж, шмель;
2. паук, скворец, сорока;
3. бабочка, стрекоза, енот;
4. кузнечик, божья коровка, воробей;
5. пчела, стрекоза, енот;
6. кузнечик, божья коровка, воробей;
7. медведь, муха, пчела;
8. стрекоза, кузнечик, ласточка;
9. голубь, комар, жук;
10. стрекоза, шмель, ворона.
Лисичка: молодцы, Ребята! Вы очень много знаете и теперь я знаю, что вы поможете моим лисятам!
Воспитатель: 5 задание: «Знаете ли вы кто живет в моем лесу? Отгадайте следующие загадки: Ловко прячется в норе,
Любит шарить во дворе!
Схватит куру — и в леса!
И зовут её - … (Лиса)
Ходит в красной тюбетейке,
И сидит не на скамейке,
А на дереве в лесу,
И почти что навесу.
Постучит, букашку схватит
Знаменитый "доктор" (дятел)
Под кустом лежит колючим
"Что- то" из больших колючек!
Что за "Что — то"? - не поймёшь!
— Знаю, знаю! Это (еж)
На цветке сидит цветочек,
В два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные,
По краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
"Да ведь это! " (бабочка)
За правильные ответы вы найдете часть карты, если правильно соберете картинку из моего мешочка (Дети собирают картинку «Ромашковое поле» и часть карты с обратной стороны картинки).
Воспитатель: ну что, Лисичка, ребята со всеми заданиями справились. Посмотрите, ребята, мы собрали с вами всю карту и теперь Лисичка сможет найти своих лисят.
Лисичка: спасибо, ребята, вы мне очень помогли! Я снова смогу обнять своих лисят! За то, что вы мне помогли, я приготовила вам подарки: портреты моих друзей! Но может вы еще мне поможете? Я теперь не могу найти дорогу от вашего детского сада к моему лесу»
Воспитатель: хорошо Лисичка! Ребята, поможем еще Лисичке? (Ответы детей: да) Ребята пришло время прощаться с Лисичкой, давайте скажем ей до свидания и пожелаем поскорее найти лисят! (Дети: до свидания, Лисичка, а мы с вами поможем Лисичке быстрее найти дорогу в лес и получить подарки. Сейчас я каждому раздам карту как Лисичке добраться до дома, и вы самостоятельно нарисуете ей дорогу от нашего детского сада до леса. (Раздаю листы с графо моторными дорожками).
Дети выполняют задание.
Заключительная часть (рефлексия)
Воспитатель: ребята, вы все были молодцы! Кто был у нас сегодня в гостях? (Ответы детей: Лисичка). Почему она пришла к нам в гости? (Ответы детей: Ей нужна была помощь найти лисят). А мы смогли ей помочь? (Ответы детей: да).
Вы сегодня большие молодцы! Какое задание вам больше всех понравилось? (Ответы детей). Что было сложно для вас? (Ответы детей).
Самооценка детей: Как вы считаете, вы справились со всеми заданиями? (Ответы детей).
Теперь пришло время получить подарки от Лисички (Каждому ребенку раздаются наклейки с дикими животными).