Папки-передвижки

Конспект занятия в средней группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет «Масленица»

Галина Ништокина
Конспект занятия в средней группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия

I. Организационная информация. Примечание (дополнительная информация к конспекту

1 Ф. И. О. педагога (ов) Ништокина Галина Васильевна

2 Доминирующая образовательная область Художественно-эстетическое развитие.

3 Виды деятельности Игровая, познавательная, двигательная, речевая, коммуникативная, художественно- эстетическая.

2 Методическая информация 2 Методическая информация

1 Тема занятия «Масленица»

Публикация «Конспект занятия в средней группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет „Масленица“» размещена в разделах

2 Методы и приемы реализации Игровой, словесный, наглядно-практический.

3 Интеграция образовательной области Познавательное развитие, речевое развитие, социально -коммуникативное развитие, физическое развитие.

4 Возрастная группа Дети 4-5 лет

5.1 Цель Знакомство с традицией проведения народного праздника «Масленица».

5.2 Мотивация деятельности детей : Побывать на Масленичных гуляниях, познакомиться с традициями празднования масленицы.

5.3 Форма проведения Путешествие на масленичные гулянья.

6 Задачи

6.1 1. Образовательная: Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с ее традициями, символами; с различными жанрами устного народного творчества, с русскими народными играми.

6. 2 Развивающие: развивать психические процессы детей : внимание, память, мышление, речь; двигательную активность; слуховое и зрительное внимание, наблюдательность, познавательную активность, мелкую и общую моторику рук.

6. 3 Воспитательные: воспитывать у детей интерес к народным традициям и обычаям русского народа; любовь к Родине, чувство патриотизма.

7 Планируемые результаты

7.1 Дети побывают на масленичных гуляньях, познакомятся с традициями празднования Масленицы через непосредственное участие их в общем действии.

8 Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Куклы в русских народных костюмах, чучело масленицы, кукла берегиня Масленица, муляжи блинов, самовар, чайный сервиз, столик, стульчики, ложки с хохломской росписью, сковородка, костюм скомороха, ленты, заготовки кукол берегинь, косынок, фартуков на каждого ребенка, красная пряжа, лошадка-скакалка, флешка с записью музыки и песен, снежки, колокольчики.

9 Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты Беседы о праздниках, традициях русского народа, о традициях и обрядах праздника «Масленица».

Разучивание хороводных и подвижных игр.

Разучивание стихотворений, потешек, закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице; отгадывание загадок.

Конспект образовательной деятельности

I. Вводная часть

1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации) Все расселись по местам,

Никому не тесно?

По секрету скажу вам,

Будет интересно.

В: Ребята, я вас поздравляю с праздником, а вы знаете какой сегодня праздник? (ответы детей)

Ребята, а вы знаете что-нибудь о Масленице? (ответы детей).

В: А хотите я вам расскажу? (ответы детей).

В: Масленица - это старинный русский праздник проводы зимы и встречи весны и солнца. Это самый шумный, озорной, веселый праздник в конце зимы. В старину люди думали, что весна не наступит, если не зиму не проводить, а весну не встретить. Длится Масленица целую неделю, 7 дней, и все это время хозяйки пекут блины, приглашают гостей и угощают их. По народным поверьям необходимо было помочь солнцу победить злую морозную зиму, и любимой едой на Масленице были блины круглые, румяные, с пылу, с жару, похожие на солнца. Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. Блины смазывали обильно маслом, поэтому праздник и получил название «Масленица» Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, играли в веселые игры, катались на санях, ходили друг к другу в гости, угощались блинами.

Мотивация деятельности детей : В: Это что еще такое? Ребята вы знаете кто это такой? (ответы детей).

В: Представьтесь, пожалуйста.

Скоморох:

Я веселый скоморошка,

А зовут меня Антошка.

В: Очень приятно, скоморох Антошка, а к нам ты зачем пожаловал?

Я - веселый Скоморох!

Посмотрите, я не плох

За копейку (лучше пять)

Буду прыгать и плясать.

Вам не дам я заскучать!

Кто готов озорничать?

В: Погоди Антошка. Как это озорничать? У нас тут занятие идет, мы с ребятами про Масленицу беседуем, а ты нам мешаешь.

Скоморох: (обиженно). И ничего я не мешаю. Масленица это что, праздник. А на праздник что делают, веселятся. А вы все беседуете. Давайте лучше праздновать. Согласны ребята? (ответы детей).

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) В: Ребята хотите, тогда предлагаю вам отправиться вместе со скоморохом на масленичные гулянья. Давайте встанем со стульчиков и произнесем волшебные слова: Поклонись, покружись

На празднике Масленицы окажись.

Основная часть

В: Здравствуйте, ребята дорогие

Маленькие и большие.

Здравствуйте, гости,

Милости просим!

Масленицу широкою открываем,

И веселье начинаем!

Зимушку проводить нам нужно,

По старинному, весело и дружно.

Грустить сегодня не полагается,

И так, наш праздник начинается.

Скоморох: Будем петь, гулять, -

Весну-матушку встречать!

На санях кататься,

блинками баловаться!

Дети: Как на масленой неделе

Каждый день блины мы ели.

И мальчишки, и девчонки

Собирались на вечерки:

Песни пели и плясали,

Весну радостно встречали!

Весну радостно встречали,

Зиму на год провожали.

В первый день масленицы делали маленькую домашнюю куклу Масленицу и куклу-чучело Кострому соломенное чучело зимы, для улицы в человеческий рост и (показ). Домашнюю куколку делали из красивой ткани и красных ниток. Посмотрите на куколку, что она держит в руках? (ответы детей). Это куколка должна оберегать семью весь год от всего плохого - например от болезней, поэтому она называется кукла берегиня. Куколку сажали на видное место в доме, а в конце года ее сжигали или пускали по воде. Чучело делали из тряпок и соломы, наряжали ее в платье, повязывали платок, усаживали в сани и везли на горку. Деревню объезжали с чучелом по кругу, как бы помогая солнцу быстрее согреть землю. Давайте и мы с вами прокатим наше чучело на конях, поможем солнышку согреть землю, что бы скорее наступила весна.

Игра «Снежки». В следующий день строили ледяные и снежные крепости для игр. Начинаются веселые игры.

Давайте и мы с вами сейчас поиграем.

Игра ручеек.

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, отвечайте старательно:

На тарелке он один- называем просто….(блин)

Много испекли их мы, назовём тогда …. (блины)

Испекли для дочек-назовём (блиночек)

Будет кушать их сынок-назовём тогда…. (блинок)

Огромный, как домище-назовём…. (блинище)

Д / и «Блин какой?». (ответы детей : вкусный, сладкий, большой, маленький, солнечный, желтенький, кругленький, горяченький и т. д.)

В: Давайте мы с вами тоже попробуем испечь блины. Подвижная игра «Горячий блин»

В:Блинов ребята мы напекли, пора гостей звать, да блинами угощать. Эй, народ честной,

Не ходи стороной!

К нам скорее подходи,

У нас вкусные блины!

С медом, сладкие они! Масленицу мы встречаем,

Зимушку мы провожаем!

Дети: Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя –

Будьте счастливы, как мы!

Ешьте! Пейте! Угощайтесь!

И побольше развлекайтесь!

Масленица у ворот,

Открывайте шире рот!

Убедитесь сами:

Угостим блинами,

На сметане пышками,

Пирогами пышными.

Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару – разбирайте!

Похвалить не забывайте.

День последний подошёл. Последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». Ведь последний день недели – воскресенье. А прощеным его называют, потому что в этот день все друг у друга прощения просят за то что совершили, за ошибки, за все то, что могло обидеть человека. Ведь встретить весну надо с чистой совестью. Говорили: «Прости меня, пожалуйста». «Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: «Прости меня». Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Давайте и мы с вами попросим прощение друг у друга.

Я прошу меня простить, Все обиды позабыть. В этот день, и этот час, Я, в ответ прощаю, Вас. В прощеное воскресение молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями, с шумом, а поздно вечером подъезжала к приготовленному костру. С Масленицей прощались и сжигали соломенное чучело Масленицы, чтобы оно унесло все болезни и несчастья. В: Мы с вами тоже попрощаемся с Масленицей. В:Ой ребята, чуть не забыла, я ведь для вас сделала куколок Маслениц берегинь, чтобы они весь год оберегали ваших пап, мам и вас от несчастий. Посмотрите какие они красивые. Ой ребята но куколки почему-то без косынок, да и фартука на них нет. Как же так, я ведь точно помню, что и фартук всем одела, и косынки повязала. Все понятно, это ты Антошка напроказничал? Скоморох: Простите меня, я больше так не буду делать. В: Ну ребята, простим скомороха? (ответы детей) В: Хорошо простим тебя Антошка, думаю что ребята и сами смогут повязать косынки и одеть фартуки на куколок. Справитесь ребята? (ответы детей). Присаживайтесь за столы вместе со скоморохом, и нарядите куколок. Продуктивная деятельность.

Заключительная часть

Анализ и самоанализ деятельности В: Ребята какими красивыми стали наши куколки. Вы возьмете их с собой домой и поздравите мам, пап, бабушек с праздником.

А с каким праздником вы будете поздравлять родителей? (ответы детей)

В: Без какого угощения не обходится праздник- масленица (ответы детей)

-С каким временем года прощаются на масленице, а какое время года встречают? (ответы детей)

- Сколько длится праздник масленица? (ответы детей)

- Как называется последний день масленицы? (ответы детей)

-А для чего в старину делали кукол берегинь? (ответы детей)

- А что мы сегодня делали на занятии? (ответы детей) - А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Подведение итогов Все большие молодцы и умницы.

Давайте попрощаемся с нашими гостями и скоморохом, можно отнести куколок в свой шкафчик.

Дальнейшая разработка темы

В дальнейшем дети участвуют в обще садовском развлечение «Масленица», в группе проходят беседы и обсуждения Масленицы, делается альбом с фотографиями.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ФЭМП группы общеразвивающей направленности детей 3–4 лет «В гости на день рождения к Маше» Конспект открытого занятия по ФЭМП группы общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет Тема "В гости на день рождение к Маши" Подготовила:.

Конспект занятия «Экологическая прогулка» для детей средней группы общеразвивающей направленности "Экологическая прогулка" для детей средней группы общеразвивающей направленности. Тема: «Здравствуй, ежик» Форма: комбинированная Возрастная.

Конспект интегрированного занятия «По сказке «Теремок» в группе общеразвивающей направленности от 2 до 3 летКонспект интегрированного занятия «По сказке «Теремок» в группе общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет Цель: Учить внимательно слушать сказку, сопровождая текст показом героев на фартуке. Совершенствовать умение рисовать губкой. Задачи:.

Конспект НОД «Одежда» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Конспект интегрированной НОД по познанию окружающего мира и развитию речи на тему «Одежда» в группе общеразвивающей направленности для детей.

Конспект НОД «Русская народная песня» в группе общеразвивающей направленности детей 6–7 лет НОД по теме «Русская народная песня» Задачи:Знакомить детей с песнями, хороводами, играми русского народа. Учить выразительно и эмоционально.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы общеразвивающей направленности. Тема: «Волшебство магнита» Цель: создание социальной ситуации развития в поисково – исследовательской деятельности в процессе знакомства.

Конспект занятия по речевому развитию в группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет «Чудеса на огороде»Конспект занятия по речевому развитию в группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет «Чудеса на огороде» Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию, в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет «Чудеса.

Конспект прогулки для детей группы общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет «В гости к рябине»Конспект прогулки для детей группы общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет «В гости к рябине» Цель: Познакомить детей с листьями и ягодами рябины. Ход наблюдения: Воспитатель читает детям стихотворение: Друг за другом становитесь,.

Конспект занятия по ОО «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Конспект занятия по О. о. «Физическое развитие», о. д. «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет. Выполнила:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в средней группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет «Масленица»
Опубликовано: 10 марта 2024 в 16:07
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в средней группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет «Масленица»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Ништокина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД