Галина Ништокина
Конспект занятия в средней группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Организационная информация. Примечание (дополнительная информация к конспекту
1 Ф. И. О. педагога (ов) Ништокина Галина Васильевна
2 Доминирующая образовательная область Художественно-эстетическое развитие.
3 Виды деятельности Игровая, познавательная, двигательная, речевая, коммуникативная, художественно- эстетическая.
2 Методическая информация 2 Методическая информация
1 Тема занятия «Масленица»
Публикация «Конспект занятия в средней группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет „Масленица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Средняя группа
- Темочки
2 Методы и приемы реализации Игровой, словесный, наглядно-практический.
3 Интеграция образовательной области Познавательное развитие, речевое развитие, социально -коммуникативное развитие, физическое развитие.
4 Возрастная группа Дети 4-5 лет
5.1 Цель Знакомство с традицией проведения народного праздника «Масленица».
5.2 Мотивация деятельности детей : Побывать на Масленичных гуляниях, познакомиться с традициями празднования масленицы.
5.3 Форма проведения Путешествие на масленичные гулянья.
6 Задачи
6.1 1. Образовательная: Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с ее традициями, символами; с различными жанрами устного народного творчества, с русскими народными играми.
6. 2 Развивающие: развивать психические процессы детей : внимание, память, мышление, речь; двигательную активность; слуховое и зрительное внимание, наблюдательность, познавательную активность, мелкую и общую моторику рук.
6. 3 Воспитательные: воспитывать у детей интерес к народным традициям и обычаям русского народа; любовь к Родине, чувство патриотизма.
7 Планируемые результаты
7.1 Дети побывают на масленичных гуляньях, познакомятся с традициями празднования Масленицы через непосредственное участие их в общем действии.
8 Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Куклы в русских народных костюмах, чучело масленицы, кукла берегиня Масленица, муляжи блинов, самовар, чайный сервиз, столик, стульчики, ложки с хохломской росписью, сковородка, костюм скомороха, ленты, заготовки кукол берегинь, косынок, фартуков на каждого ребенка, красная пряжа, лошадка-скакалка, флешка с записью музыки и песен, снежки, колокольчики.
9 Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты Беседы о праздниках, традициях русского народа, о традициях и обрядах праздника «Масленица».
Разучивание хороводных и подвижных игр.
Разучивание стихотворений, потешек, закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице; отгадывание загадок.
Конспект образовательной деятельности
I. Вводная часть
1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации) Все расселись по местам,
Никому не тесно?
По секрету скажу вам,
Будет интересно.
В: Ребята, я вас поздравляю с праздником, а вы знаете какой сегодня праздник? (ответы детей)
Ребята, а вы знаете что-нибудь о Масленице? (ответы детей).
В: А хотите я вам расскажу? (ответы детей).
В: Масленица - это старинный русский праздник проводы зимы и встречи весны и солнца. Это самый шумный, озорной, веселый праздник в конце зимы. В старину люди думали, что весна не наступит, если не зиму не проводить, а весну не встретить. Длится Масленица целую неделю, 7 дней, и все это время хозяйки пекут блины, приглашают гостей и угощают их. По народным поверьям необходимо было помочь солнцу победить злую морозную зиму, и любимой едой на Масленице были блины круглые, румяные, с пылу, с жару, похожие на солнца. Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. Блины смазывали обильно маслом, поэтому праздник и получил название «Масленица» Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, играли в веселые игры, катались на санях, ходили друг к другу в гости, угощались блинами.
Мотивация деятельности детей : В: Это что еще такое? Ребята вы знаете кто это такой? (ответы детей).
В: Представьтесь, пожалуйста.
Скоморох:
Я веселый скоморошка,
А зовут меня Антошка.
В: Очень приятно, скоморох Антошка, а к нам ты зачем пожаловал?
Я - веселый Скоморох!
Посмотрите, я не плох
За копейку (лучше пять)
Буду прыгать и плясать.
Вам не дам я заскучать!
Кто готов озорничать?
В: Погоди Антошка. Как это озорничать? У нас тут занятие идет, мы с ребятами про Масленицу беседуем, а ты нам мешаешь.
Скоморох: (обиженно). И ничего я не мешаю. Масленица это что, праздник. А на праздник что делают, веселятся. А вы все беседуете. Давайте лучше праздновать. Согласны ребята? (ответы детей).
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) В: Ребята хотите, тогда предлагаю вам отправиться вместе со скоморохом на масленичные гулянья. Давайте встанем со стульчиков и произнесем волшебные слова: Поклонись, покружись
На празднике Масленицы окажись.
Основная часть
В: Здравствуйте, ребята дорогие
Маленькие и большие.
Здравствуйте, гости,
Милости просим!
Масленицу широкою открываем,
И веселье начинаем!
Зимушку проводить нам нужно,
По старинному, весело и дружно.
Грустить сегодня не полагается,
И так, наш праздник начинается.
Скоморох: Будем петь, гулять, -
Весну-матушку встречать!
На санях кататься,
блинками баловаться!
Дети: Как на масленой неделе
Каждый день блины мы ели.
И мальчишки, и девчонки
Собирались на вечерки:
Песни пели и плясали,
Весну радостно встречали!
Весну радостно встречали,
Зиму на год провожали.
В первый день масленицы делали маленькую домашнюю куклу Масленицу и куклу-чучело Кострому соломенное чучело зимы, для улицы в человеческий рост и (показ). Домашнюю куколку делали из красивой ткани и красных ниток. Посмотрите на куколку, что она держит в руках? (ответы детей). Это куколка должна оберегать семью весь год от всего плохого - например от болезней, поэтому она называется кукла берегиня. Куколку сажали на видное место в доме, а в конце года ее сжигали или пускали по воде. Чучело делали из тряпок и соломы, наряжали ее в платье, повязывали платок, усаживали в сани и везли на горку. Деревню объезжали с чучелом по кругу, как бы помогая солнцу быстрее согреть землю. Давайте и мы с вами прокатим наше чучело на конях, поможем солнышку согреть землю, что бы скорее наступила весна.
Игра «Снежки». В следующий день строили ледяные и снежные крепости для игр. Начинаются веселые игры.
Давайте и мы с вами сейчас поиграем.
Игра ручеек.
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, отвечайте старательно:
На тарелке он один- называем просто….(блин)
Много испекли их мы, назовём тогда …. (блины)
Испекли для дочек-назовём (блиночек)
Будет кушать их сынок-назовём тогда…. (блинок)
Огромный, как домище-назовём…. (блинище)
Д / и «Блин какой?». (ответы детей : вкусный, сладкий, большой, маленький, солнечный, желтенький, кругленький, горяченький и т. д.)
В: Давайте мы с вами тоже попробуем испечь блины. Подвижная игра «Горячий блин»
В:Блинов ребята мы напекли, пора гостей звать, да блинами угощать. Эй, народ честной,
Не ходи стороной!
К нам скорее подходи,
У нас вкусные блины!
С медом, сладкие они! Масленицу мы встречаем,
Зимушку мы провожаем!
Дети: Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя –
Будьте счастливы, как мы!
Ешьте! Пейте! Угощайтесь!
И побольше развлекайтесь!
Масленица у ворот,
Открывайте шире рот!
Убедитесь сами:
Угостим блинами,
На сметане пышками,
Пирогами пышными.
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару – разбирайте!
Похвалить не забывайте.
День последний подошёл. Последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». Ведь последний день недели – воскресенье. А прощеным его называют, потому что в этот день все друг у друга прощения просят за то что совершили, за ошибки, за все то, что могло обидеть человека. Ведь встретить весну надо с чистой совестью. Говорили: «Прости меня, пожалуйста». «Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: «Прости меня». Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Давайте и мы с вами попросим прощение друг у друга.
Я прошу меня простить, Все обиды позабыть. В этот день, и этот час, Я, в ответ прощаю, Вас. В прощеное воскресение молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями, с шумом, а поздно вечером подъезжала к приготовленному костру. С Масленицей прощались и сжигали соломенное чучело Масленицы, чтобы оно унесло все болезни и несчастья. В: Мы с вами тоже попрощаемся с Масленицей. В:Ой ребята, чуть не забыла, я ведь для вас сделала куколок Маслениц берегинь, чтобы они весь год оберегали ваших пап, мам и вас от несчастий. Посмотрите какие они красивые. Ой ребята но куколки почему-то без косынок, да и фартука на них нет. Как же так, я ведь точно помню, что и фартук всем одела, и косынки повязала. Все понятно, это ты Антошка напроказничал? Скоморох: Простите меня, я больше так не буду делать. В: Ну ребята, простим скомороха? (ответы детей) В: Хорошо простим тебя Антошка, думаю что ребята и сами смогут повязать косынки и одеть фартуки на куколок. Справитесь ребята? (ответы детей). Присаживайтесь за столы вместе со скоморохом, и нарядите куколок. Продуктивная деятельность.
Заключительная часть
Анализ и самоанализ деятельности В: Ребята какими красивыми стали наши куколки. Вы возьмете их с собой домой и поздравите мам, пап, бабушек с праздником.
А с каким праздником вы будете поздравлять родителей? (ответы детей)
В: Без какого угощения не обходится праздник- масленица (ответы детей)
-С каким временем года прощаются на масленице, а какое время года встречают? (ответы детей)
- Сколько длится праздник масленица? (ответы детей)
- Как называется последний день масленицы? (ответы детей)
-А для чего в старину делали кукол берегинь? (ответы детей)
- А что мы сегодня делали на занятии? (ответы детей) - А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
Подведение итогов Все большие молодцы и умницы.
Давайте попрощаемся с нашими гостями и скоморохом, можно отнести куколок в свой шкафчик.
Дальнейшая разработка темы
В дальнейшем дети участвуют в обще садовском развлечение «Масленица», в группе проходят беседы и обсуждения Масленицы, делается альбом с фотографиями.