Ирина Лапина
Конспект занятия «Насекомые» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.
Задачи:
-расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;
-обобщать представления о многообразии насекомых;
-уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;
-продолжать учить отгадывать загадки;
-способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;
Публикация «Конспект занятия „Насекомые“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
-активизировать и расширять словарный запас;
-развивать связную речь;
-прививать бережное отношение ко всему живому;
-замечать красоту окружающей природы.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы К. Ушинский «Капустная бабочка», В. Бианки «Муравейник зашевелился», Т. Н. Нуждина «Мир насекомых».
Наблюдение за насекомыми в повседневной жизни. Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые».
Наглядно — дидактический материал:
Картинки — карточки (животные, птицы, насекомые); плоскостные бумажные цветы; муляжи насекомых; иллюстрации насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик); карточки с растениями (ромашка, клевер, подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха).
Ход занятия
На столе стоит коробка с предметными карточками (животные, насекомые, птицы).
Воспитатель: Подойдите и выберете себе карточку, на которой изображено насекомое.
(дети выбирают)
Воспитатель: Кто какое насекомое нашел?
Дети: Пчела, муравей, бабочка, божья коровка, стрекоза, муха, комар.
Воспитатель: Молодцы! А когда же появляются насекомые?
Дети: Весной.
Воспитатель: Почему весной?
Дети: Солнце начинает греть,
увеличивается день, много света,
появляются растения,
появляются насекомые.
Воспитатель: Молодцы! Все правильно рассказали. Сегодня, я хочу вас пригласить в одно очень интересное место. Какое не скажу, я думаю, что вы сами догадаетесь. Закройте глаза и медленно покружитесь на месте.
(воспитатель раскладывает по всему ковру плоскостные цветы)
Воспитатель: Открывайте глаза. Как вы думаете, где же мы оказались?
Дети: На полянке.
Воспитатель: Присаживайтесь на полянку. Что же может расти на полянке?
Дети: Ромашка, клевер, подорожник, колокольчик, одуванчик, мать-и-мачеха)
Воспитатель: Все верно, много разных растений можно увидеть на полянке. А если есть растения, то кого же мы обязательно увидим?
Дети: Насекомых.
Воспитатель: Я собрала в коробку часть насекомых, которых мы можем увидеть на полянке. Хотите узнать, что это за насекомые?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Я буду загадывать загадки, а вы старайтесь отгадать.
Одевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко,
Это … (божья коровка).
Воспитатель: Какая она?
Дети: Красная, яркая.
Воспитатель: Значит и мы и птицы могут ее заметить. Как же она защищается от врагов?
Дети: Выделяет горькую, желтую жидкость
Воспитатель: Верно, эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом. А что означает красный цвет божьей коровки?
Дети: Я не съедобная!
Воспитатель : Божья коровка — это полезное насекомое или нет?
Дети: Полезное
Воспитатель: Какую пользу приносит?
Дети: Она уничтожает тлю.
Воспитатель: Верно, она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.
Воспитатель : Отгадайте следующую загадку.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (бабочка)
Воспитатель: Чем питается бабочка?
Дети: Соком растений, нектаром.
Воспитатель: Чем она пьет нектар?
Дети: Хоботком.
Воспитатель: А можно ли ловить бабочек? И почему?
Дети: Нет, мы можем поранить бабочку.
Воспитатель: Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится?
Дети: Бабочка погибнет.
Воспитатель: Как вы думаете, какую пользу приносят бабочки?
Дети: Опыляют растения.
Воспитатель: Следующая загадка.
Он работник настоящий,
Очень — очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
Дети: Муравьи.
Воспитатель: Муравьи живут большими семьями. Как называется их дом? Из чего строят?
Дети: Муравейник. Строят они его из веточек, хвоинок, соломинок, травинок.
Воспитатель: Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. Есть строители, что они делают?
Дети: Строят муравейники, ремонтируют ходы и переходы.
Воспитатель: Есть уборщики, добытчики, солдаты, чем они занимаются?
Дети: Чистят муравейники, добывают корм, защищают муравейник.
Воспитатель: Муравьи полезные или вредные насекомые?
Дети: Полезные, они поедают гусениц, тлю.
Воспитатель: Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Их называют санитарами леса.
Воспитатель: А эта загадка про кого?
Прыгает пружинка —
Зеленая спинка,
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)
Воспитатель: Кузнечика мы заметим в траве? Почему?
Дети: В траве его не видно, он зеленый, под цвет травы.
Воспитатель: А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет?
Дети: Мы услышим, как он стрекочет.
Воспитатель: Чем он делает такие звуки?
Дети: Крыльями.
Воспитатель: Верно, он трет одно крылышко о другое и получается такая песня кузнечика. Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.
Воспитатель: Каких полезных насекомых мы еще знаем?
Дети: Пчела — дает нам мед; стрекоза — уничтожает комаров, мух.
Воспитатель: А каких вредных насекомых вы знаете?
Дети: Муха, комар — разносят болезни, грязь.
Воспитатель: Верно, теперь мы с вами поиграем и узнаем кто из вас самый внимательный. Нужно угадать какое насекомое улетело или уползло.
Игра «Кого не стало»
Выкладываются насекомые : божья коровка, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, муха, бабочка. Дети рассматривают, называют, запоминают. По команде воспитателя отворачиваются. Убирается одно насекомое. Дети поворачиваются и угадывают, кого не стало.
Воспитатель: Замечательно, теперь пора возвращаться домой. Закроем глаза и медленно покружимся.
Воспитатель убирает с ковра плоскостные цветы.
Воспитатель: Открываем глаза. Мы снова в нашей группе. Понравилась вам прогулка на полянку, кого мы там видели?
Дети: Насекомых.
Воспитатель: Каких полезных насекомых знаем? Какую пользу они приносят?
Дети: Божья коровка, муравей, стрекоза — уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела дает мед, бабочка — опыляет растения.
Воспитатель: Назовите вредных насекомых. Какой вред от них?
Дети: Комары и мухи, они разносят разные болезни и могут нас заразить.
Воспитатель: Молодцы! Мне было с вами очень интересно.