Татьяна Валерьевна Олемская
Сценарий досуга в старшей группе «Идёт матушка-весна»
▼ Скачать
Сценарий досуга в старшей группе на тему «Идёт матушка-весна…»
Задачи.
Приобщать детей к народным традициям, которые пришли из прошлого русского народа.
Повторить с детьми знакомые русские народные песенки, потешки, заклички, считалки, шутки, прибаутки.
Упражнять детей в умении инсценировать потешки, игры.
Закреплять умение соотносить слова с выразительными движениями; развивать чувство ритма.
Публикация «Сценарий досуга в старшей группе „Идёт матушка-весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2018
Развивать память, голосовой аппарат, речевое внимание, речевое дыхание.
Побуждать детей поддерживать диалог с взрослым, игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.
Воспитывать любовь к родной природе, интерес и любовь к родной речи, народным играм, мудрым народным обычаям, интерес к работам народных умельцев, желание любоваться красотой предметов быта.
Предварительная работа: чтение и обыгрывание потешек (кружковая работа, подготовка предметов для ярмарки совместно с родителями, разучивание роли клоуна Тимоши и движений для девочек в роли ручейков.
Оборудование.
1. Кукла из кукольного театра клоун Тимоша (для показа ребёнком).
2. Кукла Маша и кукла Никитушка – игрушки, хорошо знакомые детям по
сюрпризным моментам в младшей и средней группах.
Кукла Маша в русском народном костюме.
3. Подвески в виде зайчиков жёлтого цвета – солнечные зайчики для упражнения на развитие фонематического дыхания.
4. Орехи в корзинке для массажа ладоней.
5. Ленты для девочек.
6. Кушаки для мальчиков.
7. Расписное пасхальное яйцо.
8. Гжельская подставка для яйца.
9. Стульчики для кукол – 2 шт.
10. Грамзапись звуков домашних животных.
11. Игрушечная лошадка на палочке (для театра потешки «Ваня-простота»).
12. Бубен, колокольчики.
13. Палочка для обыгрывания потешки «Чики-чики-чикалочки».
14. Шапочка лисы (для театра потешки «Лиса по лесу ходила…»).
15. Корона (для театра потешки «Стала Маша гостей созывать…»).
16. Предметы для ярмарки: матрёшки, дымковские игрушки, поднос, ложки хохлома, подсвечник, фигурки животных (гжель, связанная крючком и вышитая салфетки, куклы из ткани и соломы.
Ход.
Обратить внимание на внешний вид детей, сказать, какие они красивые, спросить, какое у них настроение. Предложить детям улыбнуться и подарить друг другу улыбку и хорошее настроение.
- Ребята, я знаю, как вы любите играть и сейчас мы поиграем в игралочку – превращалочку. Внимание! Начинаю превращать!
Чары – бары – растабары,
Чары – бары – чу -
Я в ручейки вас
Превращу!
Какие весёлые ручейки! Нас много – вот и получился большой ручей, и бежит ручьём вода…
(Дети под музыкальное сопровождение идут за воспитателем «змейкой» и поют 1 - й куплет укр. нар. песни «Веснянка» («Ой бежит ручьём вода…»).
- Дети, о каком времени года поётся в песне?
- А сейчас какое время года?
- Любите ли вы весну?
- Что нам подарила весна? (Ответы детей: солнце греет, снег расстаял, потекли ручьи, выросла трава, появились листья на деревьях и кустах, растут цветы, поют птицы, летают бабочки, появились муравьи, червяки, жуки).
- Дети, кто из вас вспомнит загадку о весне?
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
- А знаете, почему день прибывает? У солнышка есть много друзей – солнечных зайчиков. Они яркие, помогают солнцу светить. Их много, поэтому день прибывает, становится длиннее и на дворе светло. Давайте поиграем с солнечными зайчиками, которые живут у нас в группе! Подуйте на них!
(Дети выполняют упражнение на развитие речевого дыхания).
- Ребята, вам понравилось играть с зайчиками?
- Какое у вас настроение?
- Я вижу, что вы очень рады приходу весны. Как мы называем весну? (Ответы детей). Правильно, матушка-весна, весна - красна. А сколько потешек мы знаем о весенних приметах!
Как по лугу, лугу
По зелёну лугу
Разливалася вода,
Расстилалася трава,
Трава шёлковая…
(Под слова русской народной потешки в центр круга выходят две девочки и выполняют движения в соответствии с текстом).
- Воды было много и чтобы высушить её и бежать в поля, мы кого - то звали. Вспоминайте!
(Выслушать ответы детей и предложить нарисовать в воздухе солнце левой и правой руками).
Солнышко,
Колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!
(Дети сопровождают слова заклички соответствующими движениями).
- Ребята, солнце высушило траву на лугах, полях, лужайках и мы можем отдыхать, играть в игры. А какие народные игры вы знаете?
(Дети называют знакомые игры: «Жучок-паучок», «Сидит- сидит зайка», «Гуси вы, гуси», «Мыши водят хоровод», «Гуси - лебеди», «У медведя во бору», «Иголка с ниткой», «Ловишки»).
- Дети, вам хочется поиграть? А моё желание выполните? Я очень люблю игру «Жучок-паучок». Как можно выбрать жучка?
(Дети рассказывают считалку).
- А за нами наблюдает лиса. Она песни поёт, лапти плетёт. Поможем ей?
(Театр потешки «Лиса по лесу ходила…». Предложить детям сесть на стулья. Звенит колокольчик. Из - за театральной ширмы появляется клоун Тимоша – роль с куклой исполняет ребёнок - и рассказывает воспитателю о гостье, которую никто не заметил).
- Кто к нам пришёл, дети? Кого мы не заметили?
- Конечно, это наша красавица – кукла Маша.
(Рассмотреть одежду куклы: сарафан, рубашку, украшенные кружевами, ленту на голове; спросить, какие головные уборы носили в старину; обратить внимание на косу, бусы).
- Посмотрите, какой красивый у нашей Машеньки головной убор! Что это? (Корона). Маша у нас нарядная, красивая, на праздник собралась. А какие праздники мы празднуем весной? (Ответы детей: Международный женский день 8 Марта, Масленицу, Пасху. Обратить внимание детей на то, что Масленицу празднуют не только весной, но и зимой).
- Давайте и мы нарядимся и отправимся в гости к нашей хозяюшке Машеньке!
(Мальчикам повязать кушаки, девочкам – ленточки. Предложить детям встать в круг).
- Машенька старалась, куличи пекла.
(Театр потешки «Стала Маша гостей созывать…»).
- А ещё хозяюшка Маша принесла нашему Никитушке красивое расписное яичко. А я приготовила вам сюрприз: вот такую подставку для яичка. Посмотрите, знакома вам роспись на подставке? (Ответы детей: гжельская).
(Слышен звук колокольчика, ржание лошади, мычание коровы, звуки других домашних животных. Воспитатель вглядывается, предлагает детям посмотреть вдаль).
- Кто-то едет. Кто же это? Я вижу: едут на лошадке, а ещё… Слышите? Узнали? Верно, на коровке. Конечно, это дедушка Егор. На праздник спешит, на ярмарку.
(Театр потешки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор»).
- Приехали! А на площади уж праздник, народ гуляет, знакомые встречаются, новости рассказывают, шутки, прибаутки, небылицы. А мы расскажем?
(Дети, стоя в кругу, рассказывают любимые русские народные потешки по желанию:
«Как у нас-то козёл что за умный был», «Три-та-та», «Заяц Егорка», «Ваня-простота», «Чики-чики-чикалочки», «На улице две курицы» и другие. После обыгрывания потешки «Чики-чики-чикалочки» предложить детям поиграть с орешками – выполнить массаж ладоней).
- Дети, нравится вам на празднике? Послушайте, что Тимоша говорит!
(Клоун Тимоша приглашает на ярмарку: «Ярмарка – загляденье, всем – на удивленье! На ярмарку приходите – радость получите!»).
- Да, ребята, здесь ещё и ярмарка. Мы увидим много поделок, выполненных народными умельцами. Посмотрите, что же есть на ярмарке?
(Дети называют предметы: гжельская посуда, дымковские игрушки, матрёшки, салфетки вышитые и связанные крючком, поднос и ложки, выполненные в технике хохломской росписи).
- Дети, понравилось вам на празднике? А ярмарка понравилась? (Ответы детей).
- Ребята, как вы думаете, кто же подарил нам тепло, много праздников, хорошее настроение? (Ответы детей). Конечно, это весна. Сегодня вы были внимательные, весёлые, играли в игры, радовались. Молодцы! Я желаю вам, чтобы вы росли весёлыми, крепкими и здоровыми. И если мы попросим весну принести нам большой урожай, моё пожелание сбудется!
Иди весна, иди красна,
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Большой урожай в наш край!
- А я, дети, приглашаю вас на прогулку, где нас ждёт новая встреча с весной.
Приложение.
Театр русской народной потешки «Стала Маша гостей созывать…».
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Сергей приди, и Матвей приди,
А Никитушка – ну, пожалуйста!
(«Хозяюшка» Маша ходит по кругу, приглашая каждого «гостя» поклоном и прикладывая правую руку к груди).
Стала Маша гостей угощать:
И Ивану блин, и Степану блин,
И Сергею блин, и Матвею блин,
А Никитушке – мятный пряничек.
(Ребёнок, исполняющий роль Маши, выполняет движения в соответствии с текстом потешки: подходит к каждому «гостю» и изображает жестами угощение блинами и пряничком, а «гостя Никитушку» гладит по голове).
Театр русской народной потешки «Лиса по лесу ходила…»
(Девочка - «лиса» ходит по кругу, показывая движения в соответствии с текстом).
Лиса по лесу ходила, девочка ходит по кругу
Звонки песни выводила, протяжно напевает: «Тяв-тяв…»
Лиса лычки драла, имитация движений
Лиса лапотки плела, имитация движений
Себе – двое, 2 раза «достаёт из корзины»
Мужу – трое, имитация движений 3 раза
Детишкам – по лаптишкам. имитация движений 1 раз
Театр русской народной потешки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор».
Из-за леса, из-за гор,
Едет дедушка Егор:
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на собачках.
(Дети бегут по кругу, показывая жестом, как люди подгоняют животных; использовать звукоподражание).
Литература: программный материал; произведения устного народного творчества в соответствии с возрастом.