Оксана Белова
Конспект занятия в подготовительной к школе группы по познавательному развитию «Символы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Закрепить и обобщить знания детей о государственной символике России в беседе с детьми;
Стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей страны используя наглядность;
Формировать уважительное отношение к государственным символам посредствам обогащения знаний детей о символике;
Формировать навыки поведения детей при использовании символики при особых событиях в жизни страны.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группы по познавательному развитию „Символы России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Темочки
Оборудование: Карта России, символы России : Российский Герб, Российский флаг, Разрезанные картинки Российского Герба, настольно-печатная игра «Найди флаг»; аудиозапись гимна страны, песни «Гляжу в озера синие…» (муз. Л. Афанасьева, сл. И. Шаферана).
Ход занятия:
Валеологическое упражнение «Доброе утро» :
1. Доброе утро! (руки на поясе, улыбаемся друг другу)
Улыбнись скорее!
И сегодня весь день (хлопаем в ладоши)
Будет веселее!
2. Мы погладим лобик, (выполняют движение по тексту)
Носик и щечки.
Будем мы красивыми (фонарики)
Как в саду цветочки!
3. Разотрем ладошки (выполняют движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
4. Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова. (руки на поясе, улыбаемся друг другу)
Будьте все здоровы!
Воспитатель: За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем,
Тебя по-славянски назвали Россия. (Дети садятся на стульчики).
Воспитатель: посмотрите, что я принесла? (на доске карта России)
Дети: это карта
Воспитатель: это не просто карта, это карта нашей страны. Посмотрите, какая она большая! Как называется наша страна?
Дети: Россия, Родина.
Воспитатель: как называют людей, проживающих в России?
Дети: россияне, россиянки.
Велика и прекрасна наша страна, наша Родина. В разные времена её называли по-разному: Русь, Россия, Советский Союз, Российская Федерация. Но для других стран и народов наша страна всегда была Россией. Это имя она носит и сейчас.
Как велика моя земля, Когда глухая ночь у нас
Как широки просторы! Чернеет за оконцем,
Озера, реки и поля Дальневосточный край в тот час
Леса, и степь, и горы. Уже разбужен солнцем.
Раскинулась моя страна И поезд по стране моей
От севера до юга: К границе от границы
Когда в одном краю весна, Не меньше чем за десять дней –
В другом снега и вьюга. И то едва домчится….
Воспитатель: Территория нашей страны действительно очень большая. (Показать на карте). На поезде пересечь нашу страну можно за несколько дней, долететь на самолёте за один день; когда на западе утро, на востоке уже вечер. Если на западе весна, и на деревьях появились первые робкие листочки, то на севере нашей страны ещё морозы, много снега, а на юге совсем тепло, может люди даже купаются в море и загорают. (Показ иллюстраций). Вот какая большая наша с вами страна, наша Родина.
– Ребята, а кто знает, как называется самый главный город в нашей стране?
Дети: Москва.
Воспитатель: В Москве, в Кремле работает правительство во главе с президентом.
– А кто знает, как зовут президента России? (Показ портрета).
У каждой страны есть свои символы : флаг, герб, гимн. Такие символы есть и у России.
Есть у каждой страны особенная, самая главная песня – гимн. Гимн – это торжественная песня, в которой народ славит свою страну. Он исполняется в особенных случаях. Гимн посвящен нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным и отважным людям, великой истории, в гимне поется о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине
- Кто знает, как нужно слушать гимн? (стоя, нельзя разговаривать, мужчины снимают головные уборы) таким образом граждане страны проявляют уважение к гимну, к своей стране. Написал слова гимна поэт Сергей Михалков
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена.
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля,
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
- Какие слова Сергей Михалков использовал для описания нашей страны?
Наша страна славится и своими играми давайте поиграем в одну из них.
Игра «Чиж»
Участников игры в кругу должно быть четное количество. Все заранее делятся на пары. Еще один участник стоит в центре круга. Он — «чиж». Участники идут по кругу, один в затылок другому. По ходу песни участники и «чиж» показывают движения по тексту:
По дубочку постучишь —
Вылетает сизый чиж
У чижа, у чижика
Хохолочек рыженький
Чижик по полю летал,
Правой ножкой все кивал
Чиж, чиж, не зевай,
Себе пару выбирай!
На последних словах все должны поменяться парами, а «чиж» — найти себе пару. Не нашедший пару становится новым чижом.
Воспитатель: какие ещё символы России вы запомнили? (Флаг, герб) Давайте сейчас поговорим еще об одном символе России.
- Что это? (показ флага)
– Ребята, а где можно увидеть флаг нашей Родины?
Дети: Государственный флаг России развивается на государственных зданиях, вывешивается на домах в дни государственных праздников. Государственный флаг России можно увидеть на военных парадах, на кораблях, на борту российских самолетов.
- А какого он цвета?
- В каком порядке расположены полосы на флаге?
Дети: Верхняя полоса белая, потом синяя и нижняя – красная.
Воспитатель: всё верно, флаг, который есть у России – три колор или три цвета, бело –сине- красный. Что вам напоминает белая полоса?
Дети: Белоствольные березы, снег, облака, ромашки на лугу.
Воспитатель: Белый цвет означает мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность.
Воспитатель: А синяя полоса?
Дети: Небо, реки, озера, моря.
Воспитатель: синий цвет Российского флага означает верность, небо, целомудрие, духовность.
Воспитатель: А что вам напоминает красная полоса?
Дети: Красный – цвет солнца, огня, тепла,
Воспитатель: красный цвет означает защиту веры, отвагу, героизм, великодушие.
- О флаге России написано много стихов. Послушайте одно из них.
Светит под солнцем, под ветром полощется
Символ России и знак –
Знамя трехцветное, наше полотнище,
Флаг государственный, стяг.
Вот как колышется он на просторе!
Всюду он с нами навек:
Красный, как солнце, синий, как море,
Белый, как выпавший снег.
Воспитатель: Россия – это государство. В мире много разных государств и в каждом есть свой флаг. Хотите посмотреть, какие еще бывают флаги?
(посмотреть другие флаги)
Воспитатель: предлагаю вам поиграть в игру «Узнай наш флаг»
(дети в кругу на ковре, детям розданы флаги разных государств, белой стороной вверх, по музыку дети передают флаги друг другу, как музыка остановится флаги переворачивают, ребенок должен отыскать флаг России и показать его, аргументируя свой ответ) – игра повторяется 3 раза, при этом воспитатель каждый раз меняет расположение флагов.
- Какой символ России мы ещё не рассмотрели? (показ герба России). Что это?
Дети: Герб
Герб – это отличительный знак государства. Изображают его на флагах, монетах, печатях (показ картинки, изображающей герб)
Государственный герб можно увидеть на границе нашей страны. Его помещают на пограничных столбах, и когда люди из других стран приезжают в нашу страну, то видят герб и флаг и сразу понимают, что попали в Россию.
Давным-давно не в России, а в других странах были такие воины — рыцари. Вы, наверное, слышали о них, смотрели фильмы. Рыцари часто проводили турниры, т. е. боролись друг с другом. Рыцарь должен был быть обязательно на коне. А одежда у них была металлическая, чтобы ее нельзя было проколоть мечом или копьем – это было основным оружием в те времена. (Показать изображение рыцаря). Так как одежда у рыцарей была одинаковая, во время таких турниров трудно было узнать, где свои, а где соперники. И тогда рыцари стали прикреплять к шлемам разные знаки, чтобы узнавать своих, – султанчики, ленточки, а потом стали рисовать на шлемах различные рисунки. Так они различали во время турниров своих соперников. Вот такой знак и называли гербом.
Позже гербы стали придумывать не только воины, но и семьи, а потом города и страны. На гербе старались изобразить что-то очень важное для семьи, города, страны.
Сейчас все города и страны имеют свой герб. Это герб России.
Рассмотреть, как выглядит герб:
— Вот золотой двуглавый орел на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр, в левой лапе – держава. Скипетр и держава — это символы царской власти. Над головой орла – золотая корона. Посмотрите на крылья орла – они тоже золотого цвета, похожи на солнце. А солнце у нас всегда было символом добра, справедливости. На груди орла расположен щит. На щите изображен всадник на коне. Это не простой всадник. Зовут его Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества.
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
- у нашего города тоже есть герб, давайте посмотрим.
- Какие цвета использованы для фона. (зелёный и белый)
Окружающая нас природа это лес, тайга - зелёный цвет – символ природы, здоровья, жизненной энергии и белый или цвет серебра – символа чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.
Ель – символ вечности и долголетия в гербе символизирует окружающую город природу – девственную, непроходимую тайгу, экологический источник жизни.
Фигура оленя показывает, что город находится в районе исторических и ныне существующих эвенкийских оленеводческих поселений.
Тында – крупный транспортный узел. Об этом говорит изображение в гербе ключа. Бородка ключа сделана в виде крылатого колеса – традиционной железнодорожной эмблемы.
Золото – символ богатства, уважения, стабильности, интеллекта; в гербе города также символизирует золотоносный шельф реки Тынды.
Изображённые в основании герба бруски в виде пирамиды аллегорически показывают Тынду как молодой, растущий город.
Таким образом, герб Тынды языком символов и аллегорий отражает исторические, природные и экономические особенности города.
- у меня есть предложение давайте придумаем и составим герб нашей группы. Для этого предлагаю поделиться на две команды и подумать, что главное в нашей группе, о чем мы хотим рассказать. На столах есть материалы, из которых можно составить герб и обязательно в гонце рассказать о нём. (дети выполняют задание)
Итог занятия
- Какие государственные символы вы знаете?
- Для чего стране нужен флаг?
- Из каких цветов состоит российский флаг?
- Где можно увидеть государственный флаг России?
- Что символизирует наш герб?
- Что изображено на гербе России?
- Что такое гимн?
- Как надо относиться к государственному гимну России?
Предлагаю Вам послушать наш гимн. Как надо слушать гимн?
Исполняется гимн, дети слушают стоя. Видеоролик «Гимн России в исполнении детей»