Юлия Ероклинцева
Конспект занятия по познавательному развитию «Государственные символы России. Флаг Российской Федерации» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста системных представлений о Государственном флаге России.
Задачи:
Образовательные:
Обобщить и уточнить представления детей о Государственном флаге РФ, о России как о государстве, в котором они живут.
Познакомить с историей государственного флага, его символическим значением.
Развивающие:
Развивать умение образовывать прилагательные от существительных.
Развивать познавательный интерес, интерес к истории родной страны.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Государственные символы России, Флаг Российской Федерации“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Старшая группа
- Флаг России. День Российского флага, 22 августа
- Флаг России. Конспекты занятий к 22 августа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2024
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение детей к государственным символам России.
Воспитывать чувство гордости и достоинства за то, что их Родина – Россия.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов и рассказов о России, загадки о символики России, прослушивание аудиозаписи гимна, рассматривание карточек с символикой России.
Материалы и оборудование: презентация «История флага России», ноутбук, телевизор, демонстрационные карточки, фонограмма песни «Вперед, Россия!», флажки по количеству детей, карта, ручка, блокнот, бинокль, аптечка, компас, чипсы, игрушка, флаг России (уменьшенная копия, карточки с изображением флагов других государств.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, практический
Ход занятия:
Воспитатель: Посмотрите, ребята, у нас на занятии сегодня присутствуют гости. Давайте поприветствуем их и пожелаем доброго утра.
Круг доброты
«Доброе утро!» солнцу и птицам,
(Дети поднимают руки вверх, машут)
«Доброе утро!» улыбчивым лицам,
(Руки на поясе, поворачиваются и улыбаются друг другу)
«Доброе утро!» нашей планете,
(Поднимают руки вверх и опускают, изображая большой круг)
«Доброе утро!» скажут все дети!
(Дети берутся за руки и поднимают их вверх)
«Доброе утро!»
(Опускают руки)
Воспитатель: Скажите, вы любите путешествовать?
Ответы детей.
Воспитатель: Скоро нам предстоит большое путешествие по нашей планете, вокруг земного шара.
Воспитатель: Как еще можно назвать такое путешествие?
Его еще называют кругосветное. Давайте подойдем поближе к большому глобусу.
Дети переходят к демонстрационному столу, на котором разложены следующие предметы: карта, ручка, блокнот, бинокль, аптечка, компас, чипсы, игрушка, флаг России (уменьшенная копия)
Воспитатель: Начнем мы свое путешествие на корабле. Поплывем от Северного полюса на юг.
А что за условия на Северном полюсе?
Ответы детей.
Воспитатель: На Северном полюсе есть только снег, льды, холодные моря и океаны. К такому путешествию нужно хорошо подготовиться. Давайте подумаем, что из данных предметов может пригодиться настоящим путешественникам?
Воспитатель: Я буду называть предметы. Если они необходимы, вы хлопнете в ладоши. Если нет, то спрячете кулаки за спину.
Воспитатель перечисляет предметы: карта, ручка, блокнот, бинокль, аптечка, компас, чипсы, игрушка. Последним предметом воспитатель называет флаг.
Воспитатель: Почему вы взяли (не взяли) флаг?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, гимн, герб и флаг – это главные государственные символы России. И так принято во всем мире, что на каждом корабле во время плавания поднят флаг родной страны. Ребята, а мы в какой стране живем?
Ответы детей.
Воспитатель: А что вы знаете о государственном флаге России?
Ответы детей.
– У флага России три цвета – белый, синий, красный.
– Сверху расположена белая полоса, в середине синяя, внизу красная.
– Белый цвет означает мир и чистоту.
– Синий – веру и верность.
– Красный – мужество и силу.
Воспитатель: Молодцы. Я хочу познакомить вас с историей Российского флага.
Занимайте места.
Дети проходят для просмотра презентации.
Воспитатель: Наш флаг появился очень давно. Первый флаг был поднят над первым русским военным кораблем «Орел». Но корабль сгорел, и было известно лишь, что флаг был трехцветный – белый, синий, красный. Первый Российский флаг утвердил своим указом Петр Первый. Он сам начертил образец, определил порядок и ширину горизонтальных полос, а цвета оставил такие, как и были на флаге самого первого русского военного корабля. Этот первый флаг хранится в военно-морском музее в Санкт-Пербурге. Правда за долгую историю нашей страны он не раз менялся. И снова был утвержден как главный государственный символ России не так уж давно, около 30 лет назад, как раз когда ваши папы и мамы были такие же маленькие, как вы сейчас. Вот этот флаг – точная копия флага России, только уменьшенная. А как нужно относиться к государственному флагу?
Ответы детей.
Воспитатель: Во все времена флаг страны героически защищали, бережно хранили, с гордостью несли на парадах, поднимали на всех торжественных мероприятиях. Проходите ко мне, вставайте в круг.
Дети проходят.
Музыкальная физкультминутка «Мы – россияне!»
Воспитатель делит детей на две группы и вручает флаги России двум детям (командирам, капитанам). Под музыку по сигналу «Марш!» дети маршируют врассыпную. По сигналу «По местам!» команды строятся в две шеренги перед демонстрационной доской, и командиры поднимают флаг вверх.
Воспитатель: Ребята, мы живем с вами в великой стране России. Значит мы – …
Дети: Россияне!
Воспитатель: Все должны уважать государственные символы родной страны. Российский флаг развевается над важными правительственными зданиями и государственными учреждениями, над морскими судами. Еще его поднимают, когда мы выигрываем спортивные соревнования. Когда альпинисты покоряют горную вершину, они водружают на ней Российский флаг. Например, Эльбрус. Это самая большая вершина в Европе и в России.
Не так давно Российский флаг был даже установлен на дне океана в районе Северного полюса, где толщина льда достигает 4,5 м, а вода холодная-холодная (ледяная). Как вы думаете, как туда попал наш флаг?
Ответы детей.
Воспитатель: Два российских батискафа впервые в мире! погрузились на дно океана в районе Северного полюса. И там, на дне океана они установили российский флаг, который был специально изготовлен из очень прочного материала – титана.
А представьте, что мы с вами плывем на корабле. Во время плавания мы можем встретить иностранные корабли. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете наш государственный флаг.
Дети строятся клином, изображая корабль.
Игра «Мы сегодня моряки!»
Приготовим две руки
(Поочередно выставляем руки вперед)
Мы сегодня моряки!
(Поочередно ставим руки на пояс)
Путь-дорога далека,
(Маршируем)
Всем помашем мы – пока,
(Машем над головой)
По волнам корабль идёт,
(Ладони "в замок", плавные движения руками, изображая волны)
Набирает полный ход,
("Моторчик")
Повернём штурвал чуть-чуть,
(Изображаем поворот штурвала)
И морской проверим путь.
(Приставив ладонь ко лбу, поворачиваемся слева направо)
Вот высокая волна
(Поднимаемся на носочки, руки плавно вперед и вверх)
Вот большая глубина.
(Приседаем, руки вниз)
Капитан шагает к нам -
(Встаем, маршируем)
Ну-ка, смирно!
(Приставной шаг вперед)
По местам!
(Приставной шаг назад)
Мы в бинокль смотрим вдаль
(Делаем руками бинокль, смотрим влево)
А вдали плывет корабль.
(Делаем руками бинокль, смотрим вправо)
Это друг наш или враг?
Посмотрите, чей там флаг?
Воспитатель: Корабль по правому борту! (Корабль с флагом Франции – картинка) А может ли это быть Российский корабль?
Ответы детей.
Воспитатель: У флагов некоторых стран могут быть такие же цвета, как у российского флага, только они располагаются по-другому. Это французский флаг, значит и корабль из какой страны?
Из Франции.
Воспитатель: Давайте французский корабль поприветствуем длинным гудком.
Дети: Тууу!
Воспитатель: По левому борту корабль! (Корабль с флагом Нидерландов – картинка)
Посмотрите флаг на корабле тоже красный, белый, синий. Это российский корабль?
Ответы детей.
Воспитатель: Это флаг Нидерландов, значит и корабль из какой страны?
Нидерланды.
Воспитатель: Давайте корабль из Нидерландов поприветствуем гудком.
Дети: Тууу!
Воспитатель: Прямо по курсу корабль! (Корабль с флагом России – картинка)
Флаг какой страны на корабле?
Дети: России!
Воспитатель: Поприветствуем российский корабль – помашем ему рукой и прокричим «Ура!»
Дети: Урааа! (Дети машут)
Воспитатель: Молодцы, правильно определили российский корабль. А сейчас давайте подойдем к столам.
Дети проходят. На столах разложены карточки с изображением флагов других государств.
Воспитатель: Что вы видите?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сколько флагов существует во всем мире?
Ответы детей.
Воспитатель: Запомните, сколько стран, столько и флагов! 251! Государственные флаги – особенные. Каждый символ на флаге имеет свое значение и может многое рассказать о своей стране. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Игра на внимание «Найди такой же!»
На телеэкране появляются поочередно изображения флагов различных стран: Германия, Венгрия, Япония, Испания, Франция, Нидерланды, Китай, Канада, США, Словакия, Болгария, Турция, Мексика, Аргентина, Польша, Египет, Англия, Чехия. У детей на столах хаотично разложены карточки соответствующие данным флагам. Дети выбирают карточку, поднимают вверх. Воспитатель называет, какой страны это флаг. Дети образуют от существительного (название страны) прилагательное. Например: «Венгрия. Это Венгерский флаг». Последним на экране появляется флаг Российской Федерации.
Дети: Россия! Это российский флаг!
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вижу, что вы многое узнали о государственном флаге России.
Итоговые вопросы:
– Назовите главные государственные символы России?
– Где можно увидеть государственный флаг России?
– Какого цвета был первый российский флаг?
– Название города, в котором хранится в музее первый российский флаг?
– Кто запомнил, как зовут царя, который утвердил первый российский флаг?
– Как необходимо относиться к государственному флагу?
Воспитатель вручает подарок. Это игра-викторина патриотической тематики
Молодцы!