Миясер Атаханова
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Личная гигиена» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Личная гигиена»
Возраст: 6-7 лет.
Задачи:
Образовательные:
- Привлечь внимание детей к проблеме здоровья и его сохранения;
- Сформировать понятие «культура здоровья»;
- Познакомить детей с понятиями «личная гигиена», «здоровье», «предметы личной гигиены индивидуального пользования»;
- Познакомить с приемами и техниками по уходу за личной гигиеной (чистка зубов, техника мытья головы.
Развивающие:
- Уметь аргументировать свое мнение;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе „Личная гигиена“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Конспекты занятия
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
- Размышлять.
Воспитательные:
- Побуждать детей не бояться высказывать свое мнение;
- Стимулировать к участию в решение проблемы;
- Учить быть доброжелательными.
Речевые:
- Совершенствовать диалогическую речь.
Оборудование: корона, видеоролик и аппаратура для демонстрации, диск, предметы гигиены (зубная паста, расческа, носовой платок, мыло, зеркало, шампунь, детски ножницы в чехле, «волшебный мешочек», вырезанные из цветной бумаги короны размером 2 см*2 см, слайдовая презентация, модель челюстей, щетка зубная большая.
Методические приемы: логические умозаключения, воображаемая ситуация, отдельные задания, моделирование ситуации.
Ход занятия:
На экране выведен первый слайд.
Ведущий: Здравствуйте, дети! Меня зовут Елена, я королева. Вы заметили, какое первое слово я вам сказала? Здравствуйте! Что же означает это слово? Правильно, это пожелания здоровья. Предлагаю еще раз поприветствовать друг друга, но на этот раз помнить, что вы желаете здоровья окружающим. В ваших голосах я услышала доброту, вы действительно пожелали всем здоровья. А что такое здоровье? Как вы думаете? (высказывания детей). Это состояние благополучия физического, когда наше тело работает так как должно, психического – это когда мы понимаем кто мы, какие мы, какие чувства испытываем, умеет их выражать, и социального благополучия – когда мы умеем выстраивать отношения с людьми (младше нас, ровесниками, старше нас). Такое состояние полного благополучия называется здоровье, а не только отсутствие болезней.
Сегодня я хочу вас познакомить со своей Страной Здоровья (далее – СЗ) – это мой организм (слайд 1, работа с картой). Скажите, для чего нужна королева или король стране? (ответы детей) Действительно, этот человек разумно управляет страной и ее жителями, от его решений зависит, хорошо ли, сытно ли, мирно ли живется им всем. И как у любого государства, у СЗ есть границы. Зачем стране нужны границы? (ответы детей) Конечно, это место, где заканчивается страна и начинается что-то другое. Это место принято защищать. Зачем его защищать? Так и есть, граница защищает нас от вредных воздействий извне. И тогда границей моей СЗ является кожа, она покрывает поверхность моего организма, показывает, что мое тело закончилось. Кожа защищает тело человека от болезней. Когда вы бегаете, прыгаете и вам становится жарко, то на Вашей коже появляются капельки пота. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливаются жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью, и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим.
Именно поэтому в моей стране есть Озера Личной гигиены (показ ролика).
Что такое личная гигиена? Итак, личная гигиена - это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Чистота – друг опрятности, красоты и здоровья, неотъемлемые спутники человека на протяжении всей его жизни.
И Озера нужны, что эту чистоту поддерживать, ведь кожу нужно мыть, постоянно ухаживать за ней. Я предлагаю вам поучаствовать в моем упражнении, которое поможет вам проверить, что вы сегодня уже сделали для защиты своих границ.
Упражнение «Сделал - встань».
Цель: научить детей наблюдать за своей активностью по соблюдению правил личной гигиены, замечать, какие действия необходимо выполнять в дополнение к тем, что уже совершаются.
Ведущий: Я буду называть действие по личной гигиене, а вам, если совершали его сегодня, нужно быстро и тихо встать.
1. Вымыл лицо.
2. Вымыл шею.
3. Помыл руки после посещения туалета.
4. Почистил зубы.
5. Расчесал волосы.
6. Почистил, подстриг ногти.
7. Пользовался носовым платком.
8. Проветрил комнату.
9. Помыл руки после улицы.
10. Прополоскал рот после приема пищи.
11. Помыл руки после игры с домашним животным.
12. Помыл руки после прогулки.
Ведущий: Молодцы! Можете похлопать себе как чистюлям.
Да, чистюлями мы можем стать не только при помощи воды. У людей есть много предметов, необходимых нам для поддержания гигиены тела. А что же человеку необходимо, мы вспомним, поиграв в «Волшебный мешочек».
Игра «Волшебный мешочек».
Цель: закрепить с детьми знания о предметах гигиены для индивидуального использования, уметь различать предметы гигиены по данному признаку.
Ведущий: Ваша задача наощупь угадать предметы, которые в нём находятся и рассказать об их назначении.
Дети достают мыло, расческу, носовой платок, зеркало, зубную пасту, полотенце для рук и др., рассказывают, для чего эти предметы предназначены, как ими пользоваться.
Ведущий поясняет все объяснения детей. Последним можно из мешочка извлечь мыло, если это не сделают участники игры; если мыло уже было
Возможные варианты рассказов о предметах гигиены для педагогов и детей.
Расческа – используется одним хозяином, необходима для поддержания опрятности (расчесывание). При длительном использовании на расческе остается кожное сало, грязь с грязных волос, поэтому необходимо систематически, по мере загрязнения промывать расческу с губкой и мылом для очищения.
Шампунь – средство для мытья волос и кожи головы.
Очень тщательно нужно промывать волосы, т. к. на них накапливаются кожный жир, грязь и пыль. Легче ухаживать за короткими волосами, они лучше промываются и быстрее высыхают от влаги. Поэтому мальчики могут иметь короткую спортивную прическу, особенно в летнее время. Девочкам, у которых длинные волосы, необходимо мыть голову не реже одного раза в неделю, после мытья волосы следует тщательно расчесывать только своей и обязательно чистой расческой. Как вы думаете, сколько раз надо намыливать голову? Если моетесь 1 раз в неделю, то нужно это делать дважды, если несколько раз – достаточно один раз намылить голову и волосы.
- намочить голову и волосы;
- нанести шампунь на корни волос и вспенить их (показ массажных движений для мытья головы);
- смыть шампунь с волос;
- нанести еще раз шампунь и теперь тщательно промывать волосы по всей длине;
- тщательно смыть шампунь;
- полотенцем подсушить волосы и через некоторое время расчесать их.
Мочалка – предмет для мытья туловища, тела. Подходит лишь для индивидуального использования. Все тело необходимо мыть не реже одного раза в неделю дома в ванне, под душем или в бане. Мыться нужно обязательно теплой водой, натирать тело мочалкой с мылом. После мытья следует надеть чистое белье и некоторое время находиться в тепле.
Носовой платок – предмет гигиены. Бумажный – одноразовый, из ткани – многоразовый. Однако платок может использовать только один человек. Вы должны знать, что при кашле и чихании из носоглотки выделяется большое количество микробов, и если не пользоваться платком, то с брызгами происходит заражение окружающих. Пользоваться грязным носовым платком опасно, т. к. инфекция с платка может попасть на глаза, кожу, губы и т. д., вызывая такие заболевания, как конъюнктивит, герпес, стоматит и т. п.
Полотенце – предмет гигиены, необходимый для подсушивания участков кожи после мытья. Полотенце должно быть у каждого человека свое, более того для рук и лица нужно иметь одно полотенце, для тела – другое, для ног – ножное и т. д. Попробуйте посчитать, сколько полотенец должно быть в ванной комнате семьи из трех человек? (от 9 до 12 штук) Полотенца необходимо менять по мере загрязнения на чистые и глаженые.
Ножницы – предмет, помогающий следить за чистотой ногтей и рук. Желательно индивидуальное использование, поскольку при контакте с кожей, кровью, могут передаваться различные инфекционные заболеваний. Требуют ухода ногти на пальцах рук и ног. Один раз в две недели их необходимо аккуратно подстригать, потому что под длинными ногтями обычно скапливается грязь, удалить которую трудно. Грязные ногти - признак неаккуратного, неряшливого человека, который не соблюдает правил личной гигиены. Ни в коем случае ногти нельзя грызть! Эта плохая привычка проявляется у некоторых детей и может сохраняться достаточно длительное время, особенно в период волнения человека.
Мыло – предмет личной гигиены, позволяющий следить за чистотой рук, лица, тела. Мыло может быть твердым и жидким. Этим предметом могут пользоваться несколько человек.
Зубная щетка – предмет индивидуальной личной гигиены. Необходим для чистки зубов.
По мере появления предметов из мешочка, можно задавать вопросы детям:
- Можно ли дать свою расческу вашей самой любимой подруге для пользования? Почему?
- Можно ли чихать в ладонь, если вы не успели достать из кармана платок? Как лучше позаботиться о своем здоровье в этом случае?
- Можно ли дать свою зубную щетку подруге, если она осталась у вас в гостях ночевать? Почему?
- Можно ли носить чужую обувь, ходить в бассейне без сланцев? Как вы думаете, почему?
- Как часто надо мыть ноги?
Ведущий: У нас есть специальная пещера (показ на карте пещеры здорового питания, стены которой также являются границей СЗ. А вот что произойдет, если не чистить эту пещеру, предлагаю узнать из небольшой сказки про непослушного мальчика.
Показ мультфильма «Про непослушного мальчика» (3 мин.)
Ведущий: Как вы понимаете, при недостаточном уходе за пещерой здорового питания зубы начинают болеть кариесом, и тогда человек не сможет красиво улыбнуться (поскольку зубы гнилые, некрасивые, неприятно пахнут, сложно говорить, поскольку зубы нам нужны для правильного произношения звуков.
Поэтому сегодня я расскажу как нам можно позаботиться о чистоте зубов:
1. Мы берем щетку (она должна быть по размеру, то есть детской).
2. Мочим ее, промываем с мылом.
3. Наносим на щетину зубной щетки пасту (детскую, поскольку ваши зубы детские, непохожие на зубы взрослых людей) в небольшом количестве (с ноготь большого пальца).
4. Увлажняем полость рта и приступаем к чистке.
5. Чистка производится от красного к белому. Ставим щетку под наклоном на десну верхней челюсти (показ упора щетки под 45 в десну) и начинаем чистить зубы, как бы выметая налет из-под края десен и из межзубных промежутков. Движения должны быть достаточно интенсивными, с поворотом головки щетки по направлению от десен. На щечных поверхностях зубов совершаются мягкие круговые движения, а внутренние стороны обрабатываются по направлению от десен. Жевательные поверхности боковых зубов вычищаются движениями вперед-назад.
6. Налет с языка можно почистить промытой с мылом щеткой или специальной лопаткой, прямыми движениями от корня языка до его кончика (неприятно, но необходимо).
7. Чистка продолжается 2-3 минуты, которые можно засечь при помощь таймера, песочных часов или по напоминанию родителей.
8. Щетка промывается и намыливается, в вертикальном виде оставляется для обсыхания (не касаясь ничего).
Зубы мы чистим 2 раза в день, когда нет возможности это сделать днем – можно ополаскивать полость рта, чтобы вымыть с водой остатки пищи. 2 раза в год нужно посещать стоматолога (как волшебник в мультфильме, чтобы остановить болезнь на ранней стадии.
Резюме.
- Если вы захотели стать жителями такой же Страны Здоровья, то вы сегодня можете стать принцами и принцессами, ведь у каждого из вас есть свое тело, свой организм, начать разумно управлять своим телом, ведь вы самые главные в своей стране. И получить знак отличия – маленькую корону. Ведущая раздает бумажные короны (шаблон короны см. приложение).
- Что вам больше всего запомнилось из нашей встречи? Что можете рассказать маме и папе дома? В следующий раз мы продолжим. Я была рад познакомиться с вами. Будьте здоровы! До новых встреч!