Жанна Кодкожакова
Конспект занятия в подготовительной группе «Вулкан»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Вулкан»
Цель: ознакомление дошкольников с природным явлением — вулканом.
Задачи:
• Формировать представления о вулканах, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
• Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания.
• Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
Словарь: гора, вулкан, кратер, лава.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Вулкан“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2022
Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно- исследовательская.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие,
Социально-коммуникативное развитие,
Развитие речи,
Физическое развитие,
Художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
Цикл НОД «Загадки природы» (камни, горы). Чтение детской энциклопедии «Все обо всем», Большая энциклопедия «Почемучек», рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Беседы о вулканах с фактами. Изготовление макета вулкана.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом, возрастом детей.
Для реализации каждой задачи были подобраны приемы. На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений внутри детского коллектива.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятии были интегрированы моменты из образовательных областей:
Познание:
формировать представление детей о природном явлении – извержение вулкана.
Коммуникация:
дети участвовали в общей беседе, слушали, не перебивая своего сверстника; активизировала словарь детей за счет слов вулкан, кратер, жерло, магма.
Здоровье:
правильная посадка детей у ИКТ.
Безопасность:
техника безопасности в лаборатории была изучена.
Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность на протяжении всего времени. Были заинтересованы, внимательны, организованны, чувствовали себя комфортно, были раскрепощены. Предлагаемые детям вопросы, на которые они сами находили ответ, делали соответствующие выводы, побуждали детей к действиям, решению поставленных задач.
Дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу.
Смена видов деятельности (рассказ легенды, физкультминутка, опыт, игра) позволили предотвратить утомляемость.
Дети постоянно проявляли любознательность, способны наблюдать, экспериментировать. Обладают знаниями об окружающем мире. Могут выражать свои мысли и желания.
Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные цели и задачи были успешно выполнены.
Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.
Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки отведенного времени.
Содержание занятия было доступно детям, интересно, соответствовало возрасту.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Сегодня к нам пришли гости и мы рады встрече с вами. Поздороваемся с гостями.
Я вам приготовила на занятия интересные картинки.
(перед детьми лежат картинки с изображением грозы, дождя, облака, солнечного затмения и восхода солнца).
Картинки разрезаны на маленькие части, давайте их сложим и рассмотрим, что изображено на картинках.
Беседа по картинкам:
Что изображено на картинках?
Как можно их назвать одним словом?
(явления природы) У меня есть, ещё одна картинка. Отгадайте загадку, и вы узнаете, что там изображено.
Он огромный, он могучий,
Он бывает выше тучи.
Басом может он смеяться,
Кашей огненной плеваться.
Старый добрый великан –
Это дедушка … (вулкан)
Что на ней изображено?
Совершенно верно, сегодня наша встреча посвящена такому таинственному, загадочному, удивительному и грозному явлению природы, как «вулканы, извержение вулкана».
Что такое вулкан?
Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?
Вулкан? (Это большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.)
Просмотр презентации «Огнедышащие горы».
Воспитатель: В наше время, чтобы не случилось беды, ученые специально наблюдают за вулканами, их называют вулканологами. Свои наблюдения они снимают на видео – камеру.
(Просмотр слайдов сопровождается пояснением педагога)
Воспитатель: Вулкан на вид — обычная гора, но внутри у нее есть очень горячая жидкость – магма, пока магма живет в домике, вулкан считается спящим. (Слайд 2)
А это также самая гора только с извергающейся из нее магмой, огнем, дымом – это действующий вулкан. (Слайд 3,4). Давайте рассмотрим какие бывают вулканы! (Слайд 5).
Посмотрите, какой формы вулкан, на что похож?
Дети: На конус, пирамиду.
Воспитатель: А на что похоже верхняя часть?
Дети: На большую яму, воронку.
Воспитатель: Она называется кратер. (Слайд 6). Рассмотрим строение вулкана (Слайд 7).
Воспитатель: Ребята, а почему такие горы называют вулканами (рассуждения детей). В древности люди не знали, что происходит на самом деле и придумали легенду (Слайд 8) :
«Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». «Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места». Воспитатель: (Слайд 9) Действующие вулканы окутываются дымом, звучат взрывы, а из кратера по склонам течет настоящий огненный поток – лава.
Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень- очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел. (Слайд 10,11,12). Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни. А уже из этого камня на спец. фабриках изготавливают вот такие маленькие аккуратненькие предметы-пемзы. (Слайд 13,14). Рассмотрите пемзу, она используется в косметических целях. Ребята, откуда появилась пемза?
Дети: Из вулканической лавы. Мы живем в огромной стране – России. На территории нашей страны тоже есть вулканы. В основном они располагаются на полуострове Камчатка и Курильских островах. (Слайд 15). Самым высоким вулканом в России на Камчатке, считают Ключевскую сопку. Её знают во всем мире. Многие приезжают специально на Камчатку, чтобы полюбоваться этим вулканом. Внизу у его подножия расположен городок Ключи. Ключевская сопка живой вулкан, она часто извергается, но люди не боятся жить рядом с этой красивой горой. (Слайд 16).
Воспитатель: Благодаря вулканам образуются горные породы, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома. А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна.
А теперь давайте разомнемся, выходите на физминутку. Физкультминутка «Вулкан» Стихотворение Движения Вулканы начали "играть" - Из жерла лаву извергать. (Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз). Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! (Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак -2 раза) Но вот он начал уставать - Огонь в нём начал угасать. (Медленное опускание рук с одновременным приседанием вниз) Последний раз огнём дыхнул - (Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь») И на десятки лет уснул. (Складывают руки под щеку «засыпают, спят» Повторить - 2 раза).
Дети садятся на свои места.
Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». Интересно!
Хотите самостоятельно, в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана? Я приготовила схему этого опыта (воспитатель объясняет последовательность проведения опыта, используя схему).
А сейчас давайте пройдем в лабораторию, там у нас все готово для проведения опытов.
Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.
Надо работать аккуратно:
Ничего не брать в рот
Не нюхать
Быть внимательными
Быть осторожными.
Давайте посмотрим:
- Из чего сделано основание вулкана? (из конуса, который мы сделали заранее)
- Из чего сделано жерло вулкана? Можно вставить внутрь конуса пустую пластиковую баночку, стакан.
Используя схему проведения опыта, начинаем работать.
- Насыпаем 2 ложки соды. Добавляем 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.
Воспитатель добавляет уксус в приготовленные смеси.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно.
Вулканы начали «вулканить» -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом и золой.
Вулкан гремит, вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нем начал угасать.
Последний раз огнем дыхнул
И на десятки лет уснул.
Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается?
Заключительная часть:
- Ребята, вам понравилась наша встреча? (Ответы)
- А что понравилось делать больше всего? (Ответы) А что нового вы узнали? Какие бывают вулканы? Кто такие вулканологи?
- Ребята, а как вы думаете, есть ли польза от вулканов? Какая?
- Конечно извержение вулкана — это катастрофа для людей. Разрушаются города, гибнут люди. Однако польза от вулканов для людей тоже есть. Из затвердевшей лавы строят дома. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная.
- Ребята, заинтересовались ли вы вулканами, тогда мы продолжим знакомство с вулканами и на следующей встрече мы узнаем о детях вулканов - гейзерах!
Спасибо всем за работу! Вы – очень способные и замечательные!