Любовь Кононенко
Конспект занятия в подготовительной группе с поисковой деятельностью по теме «Рыбы»
Цель: Уточнить и расширить знания детей по теме «Рыбы».
Программные задачи.
Выявить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни именно в водной среде.
Обогащать словарный запас детей, ввести слова: плавательный пузырь, нефтяные пятна, обтекаемое тело рыбы, совершенствовать грамматический строй речи.
Развитие наблюдательно – познавательного интереса в процессе экспериментирования.
Побуждать детей делать выводы.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе с поисковой деятельностью по теме „Рыбы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
Развивать наблюдательность, умение анализировать увиденное и формулировать выводы, опираясь на приобретенные в процессе поисковой деятельности знания.
Материалы.
Ёмкости с водой, рыбки-игрушки (со вставленным внутрь грузом, чтобы держались в воде, графическая модель «рыба», растительное масло, предметы металлические, деревянные, пенопластовые, глобус, воздушный шарик.
Ход занятия.
Ребята, подойдите ко мне, поздоровайтесь с гостями. Сегодня я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие. Вы готовы? Тогда удачи!
- На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ребята, что это? (глобус)
- Верно, глобус – модель нашей земли.
- Какую форму он имеет? (форму шара)
- Что обозначают на глобусе синим цветом? (вода) А остальными цветам? (сушу, горы)
- Водоемы. Давайте посмотрим, где они. (показать пальчиком)
- Какие водоемы вы знаете? (реки, озера, моря, океаны)
- Для многих животных вода – это дом.
Вы хотите узнать кто живёт в воде?
-А для того,чтобы узнать чей дом вода, нас приглашает в путешествие одна старая знакомая. А для этого погрузимся на дно реки. Как мы можем это сделать? (можно нырнуть с аквалангом, спуститься на батискафе, на подводной лодке)
Итак, отправляемся:
Войти в подлодку,
Задраить люки,
Включить мотор,
Пристегнуть ремни.
Внимание! Погружение!
- Посмотрите, что мы видим в иллюминаторе?
Просмотр презентации.
А сейчас я приглашаю вас ребята в лабораторию подводной лодки.
Но сначала мы делаем небольшую зарядку.
Физминутка
Разминая поясницу мы не будем торопиться
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись
Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей
Раз и два, раз и два закружилась голова.
Раз, два, три, четыре, пять, начинаем приседать
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте!
От разминки польза есть! Что ж, пора на место сесть!
- Что такое лаборатория - это где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.
- Мы сейчас оденем халаты и станем такими учеными.
Чем дышат люди? (воздухом)
- Чем же могут дышать рыбы, давайте предположим. Как все живые существа – воздухом или может быть водой?
Опыт 1.
В прозрачную емкость с холодной водой опустим кусок пластилина.
- Возьмем лупы, посмотрим, что образовалось на кусочке пластилина? (не вынимая из воды) На кусочке пластилина налипли пузырьки воздуха. Какие они? (очень маленькие). Можно потрогать пластилин кончиками пальцев, посмотреть, как пузырьки воздуха поднимаются вверх.
Вывод:
В воде есть воздух.
- Оказывается рыбы, как все живые существа дышат воздухом
Опыт 2
Воспитатель: Рыба тяжелая, почему же она не тонет?
Ребята, а вы знаете, что внутри у рыбки есть плавательный пузырь, наполненный воздухом, и именно благодаря ему рыбка не тонет. Мы проведем эксперимент, чтобы это доказать. Перед вами ёмкость с водой и два кусочка пластилина. Один кусочек я скатаю как будто рыбка, а в другой кусочек я помещу шар наполненный воздухом, отпущу получившихся рыб в воду. Что произошло?
Дети: рыбка с шариком плавает, а без шарика утонула.
Воспитатель: Таким образом, мы доказали, что воздух внутри плавательного пузыря не дает рыбке утонуть, а передвигается она в воде при помощи плавников и хвоста.
Опыт 3.
В емкость с водой капнуть масло растительное.
- Что наблюдаем? (масло покрыло поверхность воды).
Масло в воде растекается тонкой пленкой по поверхности воды.
-Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду.
- Что происходит с живыми организмами? (они погибают)
- Что нужно сделать, чтобы это предотвратить? (нельзя бросать мусор в реку, нельзя мыть транспорт на берегу рек.)
Заключение
- Сегодня вы были настоящими учеными, работающими на подводной лодке.
- Какое настроение у вас от проделанной работы? (радостное, гордое)
- Что же мы узнали сегодня?
Рыбы могут плавать в воде с помощью плавников и хвоста.
В воде есть воздух, который нужен всем обитателям подводного мира.
У рыб есть воздушный пузырь, который позволяет рыбам не тонуть.
Нужно защищать природу, в том числе и водоемы.
Воспитатель:
А теперь нам надо возвращаться.
Проходим на места в подводной лодке,
Пристегнуть ремни,
Включить мотор,
Внимание! Всплываем!
Сюрпризный момент - раскраски.