Елена Стефановская
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в подводный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в подводный мир
Цель: Продолжать формировать познавательную, исследовательскую деятельность; логическое мышление. Способствование накоплению опыта в совместной партнерской деятельности через интеграцию образовательных областей «Коммуникативно-личностное развитие», «Познавательно-речевое развитие» с учётом ФГОС.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с новым подводным транспортом – батискаф,
- дать представление о море, как экосистема (в моря впадают реки, вода в море соленая, море – среда для обитания многих живых существ,
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Путешествие в подводный мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
- формировать представления о обитателях подводного мира,
- закрепить умение детей решать арифметические задачи, считать в пределах первого десятка, умение сравнивать предметы по величине, находить различие, уточнять представления детей о понятиях: «выше», «ниже», «левее», «правее», «над», «под», «перед», «сзади».
- формировать логическое мышление, память, речь, развивать наблюдательность.
Развивающие:
- развитие долговременной памяти, наглядно - образного, словесно – логического мышления, произвольного и слухового внимания, воображения,
- формирование пространственных представлений (умение использовать карту,
- умение уточнять и систематизировать знания о свойствах воды,
- умение анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе, желание бережно относиться к ней и восхищаться ее чудесами,
- поддерживать чувство радостного удивления, чувства путешественника и исследователя,
- развивать любознательность.
Предварительная работа: Рассматривание и изучение картинок «Обитатели океана», «Рыбы морские и пресноводные», «Водный транспорт». Беседы на темы: «Морские обитатели», «Богатства дна морского», «Берегите воду», «Вода вокруг нас», «Обитатели воды – рыбы», «Какого цвета море», дид. игры на логическое мышление «Какой фигуры не хватает», «Математический квадрат». Рассматривание семейных фотоальбомов «Отдых на море», изготовление поделок из футляров киндер – сюрприз «Осьминог». Заучивание стихотворений о морских обитателях.
Словарная работа: батискаф, иллюминатор, гидрокостюм.
Методы:
- словесный (проблемный диалог, объяснения, пояснения);
- наглядный (рассматривание, демонстрация опытов);
- игровой (воображаемая ситуация, математические задачи, логические игры).
Приемы:
- организация детей на игру – путешествие;
- активизация умственной активности детей (проблемные ситуации, вопросы, побуждающие познавательную активность);
- обучение (смена деятельности детей, использование наглядного и демонстрационного материала, ТСО).
Материал:
Презентация, макет – батискафа, столы, материал для опытов (емкости с пресной и соленой водой, вареное яйцо, большая ложка, салфетки, стаканчики двух цветов по количеству детей, оформление – морское дно (ракушки, водоросли, рыбы, шкатулка, карта, детские поделки «Осьминог».
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня в группе присутствуют гости давайте их, поприветствуем (добрый день). А теперь поприветствуем, друг друга (дети становятся все в круг и подаем друг другу ладонь) (слайд 1)
Дети:
Мы ладошку к ладошке сложили.
И друг другу дружить предложили
Будем петь, заниматься, играть,
Чтобы добрыми, умными стать.
Воспитатель:
Все девчонки и мальчишки,
Знаю, очень любят книжки.
Любят сказки про моря,
Про подводного царя.
Воспитатель:
- Ребята, отгадайте загадку.
Загадка про море
Здесь - куда не кинем взор -
Водный голубой простор.
В нем волна встает стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать? (Море)
- Что такое море? (Большое пространство соленой воды). (слайд 2)
Воспитатель:
- Ребята, а вы любите путешествовать? А на чем можно отправиться в морское путешествие? (ответы детей).
А знаете ли вы, что можно путешествовать не только по морю, но и под водой?
- На чём же мы можем опуститься на морское дно? (на подводной лодке).
- Конечно, можно и на подводной лодке, а сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на батискафе (слайд 3)
- А что это? - спросите вы.
БАТИСКАФ – это подводный самоходный аппарат для исследований моря на больших глубинах. Под воду он опускается с судна на тросе (слайд 4). Батискаф состоит из двух частей: это легкий корпус – поплавок (он имеет такое же значение как спасательный круг) и прочный корпус – в виде стального шара, в котором размещается экипаж от 2 до 12 человек. Также в этой части находится научная аппаратура для ведения подводных работ и телефон (радиостанция) для связи с поверхностью. Иллюминаторы – окна круглой формы, изготовлены из толстого стекла.
Воспитатель: Так на каком водном транспорте мы отправимся в подводный мир.
Дети: на батискафе.
Воспитатель:
- Давайте пройдем в батискаф…
- Ребята, посмотрите, на борту батискафа находится лаборатория, в которой мы можем узнать много интересного о море.
Воспитатель: Ребята, Вы знаете, чем морская вода отличается от речной? (она соленая).
Опыт 1. Определи воду (морская, пресная)
Сейчас мы определит на вкус воду из стаканчиков, которые стоят у нас в лаборатории.
Предлагаю вам попробовать воду из синего (соленая) и из белого стаканчика (пресная – без вкуса,
и сказать в каком стаканчике вода соленая.
- Ребята, а вы знаете, почему в море вода соленая?
- Потому, что в море вливается много рек, они текут по земле и вымывают из неё минеральные соли и вода становится соленой.
- А я знаю, чем еще отличается соленая морская вода от пресной. Даже могу вам показать разницу морской воды от пресной.
Опыт №2 «Соленая вода плотная и тяжелая»
В одном стакане у меня соленая морская вода, во втором стакане окрашенная пищевым красителем пресная вода.
В стакан с соленой водой я аккуратно вливаю немного воды с красителем.
Посмотрите, что происходит. Окрашенная вода останется на поверхности. Как вы думаете, почему она не осела на дно стакана?
Вывод: Дело в том, что соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А пресная вода более легкая — поэтому она на поверхности.
Поэтому в морской соленой воде плавать намного легче. Хотите в этом убедиться? Тогда давайте проведем следующий опыт.
Опыт №3 «В морской воде плавать легко»
В первой емкости у нас соленая вода, во второй – пресная. Предлагаю опустить куриное яйцо в стакан с пресной водой. Что произошло? (оно утонуло).
Теперь положим это же яйцо в стакан с соленой водой. Что мы наблюдаем? (яйцо плавает).
Вывод: Значит, соленая вода держит лучше. Это происходит потому, что у соленой воды есть свойство выталкивать предметы.
- Ребята, пока мы проводили опыты наш аппарат опустился на морское дно (слайд)
Здесь мы продолжим наше путешествие. Но мы не можем выйти из батискафа без гидрокостюмов.
- А вы знаете, сегодня я обладаю волшебной силой, и мы с вами можем передвигаться по морскому дну без оборудования.
Раз, два, три моих ребят в водолазов преврати.
- А теперь немного разомнемся.
Физминутка
По морскому дну плывем
Изучаем, познаем
Вот кораллы и медузы,
Вот морской конек плывет
Здесь морской народ живет
Морская звезда, осьминог, рыба скат,
Ежик морской и морская змея
Это большая морская семья.
Воспитатель:
- Что вы видите на морском дне? (кораллы, ракушки, песок, мелкие камешки)
- Что растет на дне морском? ( водоросли: они бывают с мелкими и крупными листочкам, зелеными и коричневыми по цвету).
- Как вы думаете, почему их называют водорослями? (растут в воде).
- Да, на дне моря жизнь кипит (слайд)
Каких морских животных вы видите? (ответы детей)
Воспитатель:
Паша знает интересную загадку про одного из этих обитателей.
***
Обхватив хвостом травинку
Не за край, за серединку,
На коралловый пенёк
Хочет сесть морской… (конек)
Воспитатель:
-Правильно, это конёк. Он для вас приготовил интересную игру.
Здесь в своих домиках живут морские коньки. Внимательно посмотрите и скажите, чем же они отличаются друг от друга? (Цветом и размером).
Воспитатель:
- Ваша задача расселить их в домики так, чтобы ни в ряду, ни в столбике одинаковые морские коньки не повторялись (дети составляют логический квадрат).
- Молодцы с этим заданием вы справились.
Варя тоже знает загадку, вот послушайте.
***
Ты со мною не знаком.
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног –
Вот и весь я - (Осьминог)
Воспитатель:
- Как вы думаете, а почему он называется осьминог? (восемь щупалец)
- Ребята, а вы любите решать задачи?
Осьминог приплыл не с пустыми щупальцами, а с занимательными задачами. Вы готовы их решить? Тогда будьте внимательными.
Задача первая. Наш осьминог решил путешествовать. Ухватился он одним щупальцем за корабль, а в остальные щупальца он взял по одному чемодану. Сколько чемоданов взял осьминог в путешествие? (Семь).
Задача вторая. Для того чтобы быстрее передвигаться под водой, водолазы приручили осьминогов. Осьминоги сильные, поэтому на одного осьминога садятся по два водолаза. А сколько водолазов сядет на двух осьминогов? (Четыре)
- Правильно.
Следующая задача. Начальник водолазов решил поблагодарить осьминога за помощь и пожал ему каждое щупальце. Сколько щупалец ему пришлось пожать? (Восемь).
- Хорошо.
И последняя задача. Осьминог несет своей подруге в подарок морские звезды. На одном щупальце он несет три звезды, а на другом – четыре. Сколько звезд он нес в подарок? (семь).
- Молодцы, все задачи вы решили верно.
- Посмотрите как красиво вокруг.
Обратите внимание, какие красивые яркие рыбки. И названия у них очень интересные.
Это - рыба – попугай, рыба – хирург, рыба – бабочка, рыба – матросик, рыба – пила, рыба – клоун,
- А сколько всего здесь рыбок? (Дети считают)
- Какие рыбки плывут налево?
- Какие направо?
- Какая рыбка самая маленькая?
- Какая рыбка плывет выше всех?
- Какая рыбка плывет ниже всех?
- Есть ли одинаковые рыбки? (Дети отвечают на вопросы воспитателя)
- Молодцы и с этим заданием вы справились.
- Ребята, вы знаете, говорят, находясь на морском дне, если крепко закрыть глаза и произнести фразу «раз, два, три, морская волна принеси», тогда обязательно должно случиться чудо.
- Попробуем? (дети произносят фразу, воспитатель берет в руки шкатулку).
- Посмотрите, какая красивая шкатулка появилась у меня в руках. Интересно, что же в ней находится? (дети открывают шкатулку, в которой находится карта).
- Ребята, так это же карта, по которой мы можем найти наших осьминогов, которых мы приготовили в подарок морским обитателям.
- Предлагаю этих осьминогов оставить на память морским жителям.
- Наше путешествие заканчивается. Пора прощаться с морскими жителями и возвращаться в детский сад.
- Ребята, давайте отправимся в детский сад по морю.
Рефлексия:
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - с каким транспортом познакомились мы расскажи? …чем занимались в батискафе расскажи? …что видели на дне морском расскажи? …что понравилось больше всего расскажи). Ну, вот мы в детском саду, спасибо вам, ребята. Мне очень понравилось с вами путешествовать и играть.