Светлана Гулькова
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие по рассказам В. Осеевой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать у детей умение понимать, оценивать чувства и поступки других через чтение рассказов В. А. Осеевой.
Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие» :
- развивать умение слушать художественное произведение, оценивать поведение героев;
- совершенствовать речь, как умение более точно характеризовать героя, ситуацию рассказа;
- формировать умение анализировать прочитанные произведения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих;
- развивать умение содержательно и эмоционально пересказывать.
Интеграция образовательных областей.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Путешествие по рассказам В, Осеевой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осеева В.А.
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Образовательная область «Познавательное развитие» :
- обобщать знания детей по теме: «Рассказы В. А. Осеевой», развивать интерес детей к чтению небольших рассказов В. Осеевой;
- расширять и уточнять представления детей о понятии дружбы. Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» :
- воспитание у детей навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности;
- создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и
интеллектуальных способностей детей;
- воспитывать дружественное отношение к окружающим. Образовательная область «Физическое развитие» :
- развивать координацию движения.
Материалы и оборудование: портрет В. Осеевой, сундучок с предметами: пуговица, шапка, печенье, синие листья, макет цветка «Дружба», картинки для игры «Собери картинку», воздушные шарики, атрибуты к сценке «Синие листья», магнитофон, выставка рисунков.
Предварительная работа: чтение рассказов В. Осеевой; беседы с детьми о чуткости, справедливости, жадности, дружбе; обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций; игры на сплочение, коммуникативные игры.
Активизация словаря: здравствуйте, улыбка, жадность, доброта, честность, трудолюбие.
Ход: Воспитатель:
- Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас мы повернёмся
И все вместе улыбнёмся.
Скажем, друг другу «ЗДРАВСТВУЙТЕ»!
- Сегодня мы отправимся в путешествие по рассказам В. Осеевой, а поможет нам волшебный сундучок. Я из него буду доставать разные предметы, а вы посмотрите, и попробуйте догадаться, какое отношение они имеют к творчеству
Валентины Осеевой (достаю пуговицу, шапку, печенье, листья).
(Дети называют рассказы писательницы : «Пуговица», «Заячья шапка», «Печенье», «Синие листья»).
- Ребята, я знаю, что вам очень нравятся рассказы Валентины Александровны Осеевой (показываю портрет). Эта замечательная писательница семнадцать лет проработала воспитателем. Она очень любила и понимала детей. Её рассказы очень короткие. Это для того, чтобы дети, научившись читать, могли читать их без помощи взрослых, а прочитав, подумать и оценить поступки героев, а так же и свои собственные. Она писала свои книги для того, чтобы все девочки и мальчики выросли дружными, честными и воспитанными людьми.
- Но сначала давайте вспомним, что такое дружба?
Дружба - это когда дети хотят быть вместе, когда вместе играют, и не ссорятся. Дружба - это улыбки друзей. Значит, друзья - это люди, с которыми нам легко, интересно и комфортно.
Ребята, давайте раскроем все секреты дружбы, и раскрасим символ нашей дружбы — цветок, лепестки которого будут разноцветные наши ладошки.
- Какой же первый секрет дружбы? Вспомните, что мы сделали в самом начале нашей встречи?
- Правильно, мы поздоровались, значит первый секрет дружбы - это: всегда здороваться и быть приветливыми.
(Раскрывает лепесток - ладошку.)
- А хотите узнать второй секрет?
Тогда послушайте загадку.
Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся,
И к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,
С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об… (УЛЫБКЕ).
- Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем, который хмурый или с тем, который улыбается?
Воспитатель:
- Я хочу поделиться с вами своей улыбкой. Я дарю свою улыбку, я люблю вас. У вас такие замечательные, солнечные улыбки, что, глядя на них ярче становится день и на душе теплее. Так давайте же улыбнёмся друг другу. Мы здесь все друзья! (Улыбаются).
- Вот мы и разгадали второй секрет дружбы — это УЛЫБКА. (Раскрывает лепесток - ладошку).
Я приглашаю вас на физминутку.
Игра «Гусеница».
(Дети встают цепочкой друг за другом. Между спиной и животом каждой пары мяч (воздушный шар). Задача «Гусеницы» - преодолеть все заранее приготовленные препятствия, не уронив мячи.
Дети (во время движения) : Я большая и цветная
Гусеница озорная
Мне, на месте не сидится
Буду с вами веселиться.
Воспитатель: - Ребята, скажите, разве можно было бы поиграть в эту игру одному? Конечно, нет. Только вместе с друзьями, большой, весёлой компанией можно играть в такую весёлую игру.
- А вот, чтобы разгадать следующий секрет дружбы, давайте посмотрим сценку.
(Дети разыгрывают сценку по рассказу В. ОСЕЕВОЙ «Синие листья»).
Подруги Лена и Катя сидят друг напротив друга за столом и рисуют.
Лена /перебирает цветные карандаши/. Синий. красный. жёлтый. опять синий. И ни одного зелёного. Нельзя же листочки синим разрисовывать?. А, Катя?
Катя: /равнодушно. / Конечно, нельзя.
Лена: Катя, у тебя два зелёных карандаша. Дай мне один листочек разрисовать.
Катя /пожала плечами/. Пойду, спрошу у мамы.
Лена. Хорошо, спроси. /Катя убегает и тотчас возвращается. / Ну что, позволила, Катя?
Катя /недовольно/. Мама-то позволила, но я пойду ещё брата спрошу, он ведь мне карандаши-то подарил.
Лена. Что ж, спроси брата. /Катя снова уходит. В её отсутствие Лена встаёт и берёт в руки Катин зелёный карандаш и, вздохнув, кладёт его обратно. Входит Катя. / Ну что, Катя? Позволил брат?
Катя /уныло. / Брат-то позволил, да боюсь, сломаешь ты карандаш.
Лена /убеждая/. Нет, я осторожненько, Катя.
Катя / протягивая зелёный карандаш/. Ну, смотри, не чини, не нажимай крепко, в рот не бери и не рисуй много.
Лена/ радуясь/. Нет, мне бы только травку разрисовать /показывает рисунок/ и листочки зелёненькие.
Катя /прижимая к себе карандаш, делая недовольное лицо и хмуря брови/. Ой! Это много.
Лена собрала карандаши, тетрадку, сунула их в портфель и направилась к двери.
Катя /смущенно/. Что же ты? Бери! /Протягивает карандаш. /
Лена/сердито/. Не надо! /Уходит. /
Катя, /смущенно/. Я ведь ей давала, а она не взяла.
Воспитатель:
- Ребята давайте аплодисментами поблагодарим наших девочек и подумаем, почему же Лена не взяла карандаш?
- Какие чувства вы испытываете после рассказа?
- Да, этот рассказ о том, как плохо, когда люди не делятся с товарищами, жадничают. От таких товарищей часто отворачиваются и не хотят с ними играть и дружить. Вот мы и разгадали третий секрет — это уметь уступать, не жадничать. (Раскрывает лепесток - ладошку).
- Ребята, а как вы думаете легче быть добрым или злым человеком?
Сейчас об этом нам расскажут ребята.
Ребё нок:
Наверно, легче злым.
Быть добрым — значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым — значит понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать,
заботясь о других.
Ребё нок:
Конечно, доброму трудней,
И всё же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда — один.
Воспитатель:
Так, что же такое доброта?
- Ребята, кто из трёх мальчиков в рассказе «Три товарища» В. Осеевой поступил по-доброму?
- Значит четвёртый секрет - ДОБРОТА.
(Раскрывает лепесток - ладошку).
- В названии, какого рассказа содержится вопрос? (Что легче?»).
- Чему учит нас этот рассказ?
- Запомните, ребята, что обманывать не хорошо и мы всегда должны быть честными по отношению друг другу.
Секрет дружбы — Честность. (Раскрывает лепесток — ладошку).
- Ребята, я предлагаю, вам, поиграть в игру: «Собери картинку».
Игра: «Собери картинку».
Дети делятся на две команды. Задача игры — какая команда соберёт картинку быстрее и правильно назовёт рассказ.
( Дети первой команды: «Просто Старушка». Дети второй команды: «Сыновья»).
Воспитатель:
- Как поступили мальчики в этих рассказах?
- Хотели бы вы дружить с такими мальчиками, которые помогали вам? Вот мы раскрыли последний секрет дружбы, это — Помощь.
(Раскрывает последний лепесток - ладошку).
- Ребята, я предлагаю сыграть в игру да, нет.
Игра «Да, нет». (Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают — да или нет).
- Будем крепко мы дружить? (Да)
- Мы научимся играть? (Да)
- Друг другу будем помогать? (Да)
- Друга нужно разозлить? (Нет)
- А улыбку подарить? (Да)
Друга стоит обижать? (Нет)
Будем громко мы кричать? (Нет)
Оторвём мы мишке лапу? (Нет)
Будем все мы книжки рвать? (Нет)
А товарища толкать? (Нет)
Чай с друзьями будем пить? (Да)
Руки перед едой будем мыть? (Да)
Будем мы всегда дружны? (Да)
И товарищам верны? (Да)
Воспитатель:
- Ребята сегодня мы раскрыли секреты дружбы, и у нас получился очень красивый цветок дружбы. Ребята, этот цветок не простой. Он будет таким красивым, если вы будете дружить, а если вы будете ссориться, то он станет опять серым. Скажите еще раз, какие рассказы помогли нам.
- Правильно, рассказы В. А. Осеевой.
- Ребята, я думаю, что вы запомнили все секреты дружбы и будете с
удовольствием читать книги В. Осеевой, которые помогут вам, вырасти добрыми и честными, трудолюбивыми и дружными людьми.