Светлана Диденко
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие колоска»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи. Закрепить знания старших дошкольников о хлебе, как одном из ценных продуктов и величайших богатств на земле; знания профессий, выращивающих хлеб. Обогатить знания о том, как на столе появляется хлеб, какой путь он проходит, прежде чем его съедим. Закрепить знания пословиц и поговорок о хлебе. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей.
Материал. Презентация «Откуда хлеб пришёл?», персонажи сказки «Колосок» на мониторе, натуральные колосья ржи и пшеницы, зерна ржи и пшеницы, мука, мнемотаблица процесса выращивания и изготовления хлеба, иллюстрации с изображением колосков, мяч.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Путешествие колоска“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход занятия. Дети спокойно играют в группе. Звучит заставка «В гостях у сказки», дети обращают на это внимание. А на экране монитора появляются герои сказки «Колосок» - мышата Круть и Верть.
Мышата. Здравствуйте, ребята! Дети. Здравствуйте, мышата! Мышата. Ребята, вы нас узнали? Дети. Да, конечно, вы – мышата из сказки «Колосок». Мышата. Вы правы, именно так. Мы знаем, что вы читали сказку про нас, и знаете, что мы некрасиво поступили. Нам очень стыдно. Мы, конечно, попросили у Петушка прощения и думали, что он нас сразу угостит вкусными пирожками. А Петушок ответил нам: «Кто не работает, тот не ест!». А мы не можем понять, что это значит. Объясните нам, пожалуйста. (Ответы детей). Воспитатель. Мышата, а вы хотите узнать, как получается хлеб? Мышата (кричат наперебой) : Хотим, хотим, хотим! Воспитатель. Тогда оставайтесь с нами и слушайте внимательно.
Показ презентации «Как хлеб на стол пришел». Воспитатель совместно с детьми комментируют, что происходит на слайдах.
1 слайд – хлебное поле весной. Воспитатель. Весной в поле выходят трактора – вспахивают и рыхлят землю, готовят поле для посадки зерен. 2 слайд. Воспитатель. На вспаханное поле вышли сеялки, которые сеют зерна сразу в несколько рядов. Хлебные поля огромные, поэтому без специальной техники здесь не обойтись. Это современная сеялка. 3 слайд – хлебное поле. Воспитатель. Идет время, зерна прорастают из земли, и вот уже все поле в золотых колосьях. Хлебное поле большое и красивое, говорят: «Золотая нива». 4 слайд. Дети. Наступает осень пришла пора убирать урожай. На поле выходят комбайны, которые срезают колосья, обмолачивают их, отделяя зерна от колосьев. С утра и до глубокой ночи идет уборка хлеба. Чтобы не потерять ни зернышка. Люди, которые выращивают хлеб, называются хлеборобы. 5 слайд. Дети. Урожай собран. Машины везут зерно на элеватор. В этих башнях хранится зерно. Они огромные. 6 слайд. Воспитатель. Затем зерно отправляют на мельницу. Там зерно перемалывают в муку. Вот это современная мельница. 7 слайд. Воспитатель. Муку в специальных машинах везут на хлебозаводы и в пекарни. 8 – 12 слайд. Дети. На заводах и в пекарнях пекари замешивают тесто, делят его на куски, формируют буханки и выпекают хлеб в печи. Так получается не только хлеб, но и булки, батоны, бублики. 13 слайд. Дети. Хлеб привозят в магазины в специальных машинах. Там мы его и покупаем.
Пальчиковая гимнастика – игра «Молотьба».
Не гром грохочет, не пальба – гремит, грохочет молотьба. Чу-чу-чу, чу-чу-чу – я зерно молочу (удары кулачками друг о друга). Чу-чу-чу, чу-чу-чу – и муку получу (трут кулачки друг о друга). Ча-ча-ча, ча-ча-ча – наша печка горяча (шевелят пальчиками – «огонь»). Чи-чи-чи, чи-чи-чи – печет печка калачи («пекут»). Чо-чо-чо, чо-чо-чо – осторожно, горячо! (дуют на ладошки). Ачики-ачики – вкусные калачики (хлопают в ладоши).
Дидактическая игра «Скажи по-другому». Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч, дети отвечают на вопрос, бросая мяч обратно. Когда засевают хлебные поля? Когда собирают урожай хлеба? Кто выращивает хлеб? Какие машины помогают хлеборобам? Где хранится зерно? Где пекут хлеб? Хлеб по запаху какой? (пахучий, душистый, ароматный). Хлеб на ощупь какой? (свежий, мягкий, пышный). Как называется человек, который печет хлеб? Хлеб – скажи ласково. Что еще, кроме хлеба, выпекают на хлебозаводе?
Физ. минутка.
Сколько в поле колосков – столько сделаем шагов (шагают на месте). Какой вырос каравай – выше руки поднимай (руки вверх и потянуться). Теперь ниже наклониться, как колышется пшеница (наклоны в стороны). Сколько в поле тракторов – столько сделаем прыжков (прыгают на месте).
Экспериментальная деятельность. Воспитатель предлагает детям рассмотреть колоски ржи и пшеницы в натуре и на экране (слайд, чем они отличаются (ответы детей). Воспитатель. Посмотрите, сколько зерна в одном колоске. Возьмите по одному зернышку, рассмотрите их. Чем отличаются зерна пшеницы и ржи? (ответы детей). Воспитатель. А, теперь сравните зерно и муку (зерно – крупное и твердое, мука – мелкая и мягкая). Воспитатель. Ребята, объясните мышатам, из какого колоска можно вырастить зерна для белой пшеничной муки, а из какого – для черной ржаной. (ответы детей). Мышата. Большое спасибо вам, ребята, только мы не можем понять, как же эти маленькие зернышки растут из земли? Там же темно.
Рассказы детей с использованием мнемотаблицы.
Воспитатель. Хлеб – одно из величайших творений человека. Чтобы получить хлеб, нужно очень много трудиться. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, а как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, какие еще пословицы о хлебе вы знаете? (дети называют пословицы, объясняют их смысл).
Без хлеба нет обеда. Не велик кусок пирога, а стоит много труда. Хлеба бери столько, сколько съешь.
Воспитатель. Ну вот наше путешествие подошло к концу. Теперь и вы, Мышата, и вы, ребята, знаете, какой долгий путь проходит наш хлеб, чтобы попасть на наш стол. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь. (воспитатель открывает салфетку, под которой находится каравай, читает стихотворение) :
Вот он хлебушко душистый, с хрусткой корочкой витой, Вот он теплый, золотистый, словно солнцем налитой! В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришел. В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло, Сколько рук его растило, охраняло, берегло! В нем земли родимой соки, солнца свет веселый в нем – Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Дети прощаются с Мышатами, "угощают" их на дорожку караваем. Воспитатель угощает ребят караваем.