Ольга Николаевна Сергеева
Конспект занятия в подготовительной группе «Поговорим о головных уборах»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Образовательные:формировать словарь детей, обогащая новыми сло-вами, взятыми из пословиц и поговорок, уточнить смысл и значение зна-комых, активизация их в разговорной речи. Продолжать учить детей пользоваться предложениями разных грамматических конструкций, от-вечая на вопросы 4-х основных групп. Продолжать работать над вырази-тельностью речи.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к вещам.
Развивающие: развивать умение слушать и слышать воспитателя и друг друга. Формировать творческое образное мышление.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Поговорим о головных уборах“» размещена в разделах
- Головные уборы. Конспекты занятий
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
Методы и приемы: указания, объяснения, уточнения, вопросы, поощ-рения, оценка, введение в ситуацию, упражнения, подсказ, использова-ние грамзаписи.
Словарная работа: треух, класть, положить, по Сеньке и шапка, нека-зистый, исправный, дальний, ушанка, поварской колпак, поповник, с усмешкой, дранный.
Индивидуальная работа: вызвать желание отвечать на вопросы.
Материал: различные головные уборы, кукла Сенька с опрятной шап-кой и неряшливая шапка.
Предыдущая работа: обговаривание костюмов для драматизации ска-зок, обратить внимание на головные уборы, рассматривание различных головных уборов, обращать внимание на шапки интересующих героев. Детям систематически даются отсроченные задания.
Описание предметов на алгоритмических таблицах. В индивиду-альных беседах закреплялись правильная форма слов: клади, положи, постоянно выполняли различные мимические и пантомимические уп-ражнения.
Проводятся словесные и дидактические игры.
Ход занятия:
Дети водят хоровод «Прячу я платочек»
У меня в руках платочек
Ты найди его дружочек
Ты смотри – не зевай
И меня скорей поймай.
Воспитатель: Дети, я давала Кате задание принести из дома платочек специально для игры. Катюша умница, не забыла и вот как интересно поиграли мы с её платочком.
Сейчас я дам задание всем вам, будьте внимательны: «Я хочу, чтобы вы пошли к своим шкафчикам, взяли каждый свою шапку. Пожалуйста, выполняйте моё задание.
- Все готовы? Положите пока шапки на дальний угол стола. Вы, навер-ное, уже догадались, о чем мы сегодня с вами побеседуем, конечно же, о головных уборах. Для начала я вам расскажу вам, что шапка это слово не русское. Произошло оно от французского «шапо», что значить «по-крышка», т. е. покрывает голову. Вот вы, например какие покрышки, но-сите на голове? Подвиньте к себе их, еще раз внимательно рассмотрите, а потом расскажите о своей шапке. Рассказывать будете по хорошо зна-комой вам схеме. Я её поставлю перед вами (ставлю на стол алгоритми-ческую таблицу, наглядно обозначающую план описания одежды).
- цвет;
- величина;
- из какого материала изготовлена;
- форма;
- из каких частей состоит;
- в какое время года носиться;
- как и где храниться;
- слова, обозначающие действия рук: надеваю, поправляю, завязы-ваю, отгибаю, подгибаю.
3-4-5- рассказов. Каждому рассказчику воспитатель задает дополнитель-ный вопрос.
- «Удобно ли тебе в шапке?»
- «Как ты себя чувствуешь в шапке?»
- «Почему тебе удобно в этой шапке?» и т. д.
Ребята, мне понравились ваши рассказы о своих шапках, вы ничего не упустили, рассказали все и даже свое мнение о шапке высказали. Теперь подвиньте их опять на дальний угол стола.
А не хочется ли вам узнать об этой шапке? (показываю шапку)
- Многие мужчины и мальчики носят зимой меховые шапки – ушан-ки.
Почему они называются ушанками, вы наверно, уже догадались.
А еще эти шапки называются по-старинному – треух. У неё вроде как три уха, два – на уши опускаются, а третье – козырек.
Поднимите руки, у кого папа зимой носит треух?
Вот сегодня расскажите ему, что его меховая шапка – ушанка еще назы-вается … как?
Мальчики тоже любят треух, но, к сожалению, они не всегда веж-ливо с ним обращаются. Посмотрите – ка на этих забияк (показываю ил-люстрацию).
Посмотрите ка: хорош?
Он на песика похож.
На ушастого, лохматого
В драке будто-бы помятого.
Таня, Алеша и Коля уже рассказали, как и где они хранят свои шапки, я, конечноже, уверена, что вы все ребята аккуратные к одежде, относитесь бережно и уважительно. И поэтому мне хочется услышать, как и где вы храните свои шапки в детском саду и дома. (2-3 ребенка рассказывают, педагог следит за правильной формой глаголов : кладу, положу).
Я ещё раз убедительно говорю, что никому из вас не придет в голо-ву небрежно обращаться со своей шапкой. А сейчас все закройте глаза, я хочу показать вам еще одну необычную шапку (достает шлем).
Открывайте глаза, и кто знает, как называется эта шапка, сразу же под-нимайте руку. Вот сколько рук поднялось. Ну, тогда все хором поможете мне закончить стихотворение.
«Всем, всем, всем, всем
В наше время нужен (шлем)».
А кому он нужен, вы, скажите во время игры «Становитесь в круг». Передавая шлем, вы должны назвать, кому он нужен, я не случайно на-помнила начало знакомого стихотворения.
Вспомните (играют, называют дорожникам, геологам, шахтерам, строи-телям и т. д.).
Да, действительно очень многим без шлема просто не обойтись.
И абсолютно всем, всем, всем, нельзя обойтись без шапки. Вот пред-ставьте сейчас, откуда ни возьмись, налетел морозный снежный вихрь. Подул холодный ветер, снежные хлопья, закружились вокруг, словно волчок. А мороз в 100 градусов. А вы в шубах, теплых сапожках, но со-вершенно без шапок. (Дети пантомимой изображают.)
Все потеплело, вы опять в своей уютной групповой комнате. Проходите, садитесь на стульчики. Дети садятся, воспитатель с ужасом на лице:
Вы же сели на свои красивые шапки! Возьмите их, расправьте, на-деньте на голову. А теперь спокойно садитесь.
И я надену головной убор (надевает поварской колпак, берет в руки по-ловник).
Сейчас я повар в белом колпаке,
Стою с половником в руке.
Готовлю суп я из гороха
И получается, не плохо!
Похожа я на повара? А кто еще, обязан носить на работе белые ша-почки (врачи, медсестры, продавцы и т. п.)
А я однажды была на часовом заводе. В огромном зале, за огром-ным длинным столом сидело много девушек. Все они были в высоких накрахмаленных косынках. В цехе горел яркий свет. Косынки на них былинадеты плотно, вот так (надевает на себя, смотрит в зеркало). А старший мастер ходил между рядами и следил.
Чтобы каждый надевал
Или шапку, иль платок.
Чтоб в часы не попадал
Ни единый волосок.
Чтоб они ходили так:
Тики-тики, тики-так!
По тому, как человек носит шапку, сразу можно сказать, каков этот человек. Народ издавна придумал много метких, остроумных поговорок о шапках. Вот скажем «По Сеньке и шапка». Эта поговорка имеет два смысла.
Представьте себе, что где-нибудь в станице жили два Сеньке. Один – ле-нивый, неряшливый, все делал кое-как. И дом у него плохой и крыша дырявая и шапка на нем была мятая, драная, неказистая (показывает куклу Сеньку в неказистой шапке). Про него и говорим с усмешкой «По Сеньке и шапка». Попробуйте, скажите эти слова с усмешкой (упр.)
А другой Сенька был умелый, да ловкий. И дом у него был исправный. Это значит крепенький, хороший, забор всегда был починен, одевался он опрятно и шапка у него была аккуратная, красивая. (Надеваем на куклу Сеньку опрятную шапку).Про такого люди говорили с уважением, как бы любуясь им «По Сеньке и шапка».
Еще любопытная пословица. «На воре и шапка горит»
У нее такая история: Жулик на базаре что – то стянул, украл. Увидев, это один находчивый человек, как крикнет, что есть мочи: «На воре шапка горит»! От неожиданности жулик схватился за шапку и сорвал ее с головы. Тем себя и выдал.
А про трусливого человека, который испугался чего – то и спешит по-скорее удрать, лишь успев на ходу схватить свою шапку, говорят так: «Шапку в охапку да бегом». Я повторю эту поговорку, а вы вместе со мной проговорите ее, чтобы запомнить. Есть и еще интересные поговор-ки : «Дело в шляпе», «Поспел к шапочному разбору». Но их я вам объ-ясню в следующий раз.
Сегодня вы узнали три новые поговорки о шапках. Мне кажется, что вы знаете очень много сказок, рассказов, где герои носят самые различные шапки. Некоторые сказки так прямо и называются головным убором : «Красная шапочка». Вы должны сказать название героя, и какую шапку он носит, я начинаю:
Бабушка – чепец, буратино – колпак,
Дядя Степа – милицейскую фуражку, мурзилка – берет,
Окся – малицу, богатырь – шлем, моряк – бескозырку,
Кот в сапогах – шляпу с пером.
Внимательные вы ребята, и книги внимательно рассматривали и голов-ные уборы верно назвали. Поэтому я приглашаю вас в театр головных уборов.
Пойдемте за мной (подводит к накрытому простыней шкафу, снимает ее). Театр открыт, проходите дорогие артисты, примеряйте все, что вам нравится.
Выбрали, а теперь погуляйте по площади – видите, какая у нас большая площадь, вы превратились в героев, поэтому старайтесь, чтобы ваша походка соответствовала вашему головному убору. (Дети 30 – 40 сек. свободно двигаются по группе).
На сегодня театр закрывается, положите шапки. Понравилось вам в те-атре? А знаете, что я придумала, мне очень интересно, какие головы се-годня рассмотрите их дома, расскажите о них мамам и папам, а завтра расскажите друг другу. Договорились?
Ну, тогда становитесь потеснее в круг, поиграем в нашу любимую игру «У кого» А играть, конечно же, будем с Сенькиной шапкой. Проводится игра с передачей шапки за спиной.