Анна Губская
Конспект занятия в подготовительной группе «Почему листья зеленые»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений детей, почему с наступлением осени желтеют листья на деревьях; зависимость окраски яркости листьев от погоды.
Задачи:
Обучающие:
-исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
-в ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
-формировать умения делать выводы на основе практического опыта.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Почему листья зеленые“» размещена в разделах
-развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, память, воображение.
-работать над развитием мелкой моторики пальцев рук.
-совершенствовать умение общаться в доброжелательном тоне, высказывать согласие или несогласие с ответом товарища.
-развивать творческие способности.
Воспитательные:
-воспитывать эмоциональную отзывчивость при познании окружающего мира.
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: чтение художественной литературы об осени, беседы с детьми о сезонных изменениях в природе, экскурсия по территории ДОУ, сбор природного материала (листья, шишки, желуди, веточки)
Методы и приемы: наглядный, практическая деятельность детей, дидактическая игра, словесный.
Материалы и оборудование:
-демонстрационный: листья деревьев, презентация «С какого дерева листок?», микроскоп
-раздаточный: осенние листья, лупы, зеленые листья, кусочки белого материала, сложенные пополам, деревянные кубики;
-заготовки рисунков (силуэт дерева без листьев, гуашь, предметы для печатания (деревянные пробки, пучок ватных палочек, туба от туалетной бумаги, разрезанная картошка, зубная щетка, ватный диск на прищепке, салфетки;
Структура НОД:
1. Вводная часть 3 минуты
2. Основная часть 20 минут
3. Заключительная часть 2 минуты
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга:
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй, я!
Ребята, послушайте стихотворения:
Падают с ветки желтые монетки…
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам, и всем подряд! (И. Пивоварова)
В саду осеннем,
У дорожки,
Осина хлопает в ладошки.
Вот почему на той неделе
Ее ладошки покраснели! (Р. Сеф)
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой! (В. Берестов)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворениях? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, об осени. А по каким приметам вы это поняли? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, совершенно верно, главная примета осени-изменение окраски листьев. Давайте вспомним, какими красками окрашиваются листья осенью? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, всегда ли листочки разноцветные? (ответы детей, какого цвета еще бывают листья? (ответы детей). Правильно, зеленые.
Воспитатель: В какое время года листья бывают зеленые? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, летом. Летом все растения зеленые. А осенью как по волшебству зеленая окраска меняется на красочную-желтую, оранжевую, бордовую. Как вы думаете почему? (предположения детей)
Воспитатель: Хотите знать в чем волшебство? (ответы детей)
Воспитатель: Я приглашаю вас в нашу лабораторию, где вы будете настоящими учеными-исследователями.
Работа в лаборатории.
У детей на столах лежат лупы и листики деревьев.
Исследование №1 строения листа с помощью лупы.
Воспитатель: Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. А для того, чтобы получше рассмотреть, чем надо пользоваться? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ребята, воспользуемся увеличительным прибором — лупой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка?
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой, и жилки, через которые листочки питаются влагой.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, почему листья зеленые? (предположения детей).
Воспитатель: Давайте с вами поэкспериментируем. Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутой пополам бумажки. Теперь помните бумажку вместе с листочком внутри. Что вы обнаружили в ходе опыта? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, то зеленое вещество, которое появилось из листика на бумажке, называется хлорофилл, именно он окрашивает листики в зеленый цвет. Я вас приглашаю по одному к микроскопу посмотреть своими глазками на хлорофилл. (дети подходят к микроскопу и смотрят на приготовленный воспитателем препарат)
Воспитатель: Хлорофилл образуется под воздействием солнечного света. Скажите, пожалуйста, когда солнышка больше-летом или осенью? (ответы детей). Ребята, давайте сделаем вывод, почему же листики осенью теряют свою окраску?
Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-Какого цвета бывают листья у деревьев осенью? ( Дети: Оранжевые, красные, коричневые).
Воспитатель: Ребята, скажите, что еще происходит с листьями осенью? (ответы детей). Как называется явление в природе, когда опадают листья? (ответы детей). Правильно, это листопад. А хотите знать, почему деревья осенью сбрасывают свои листья?
Исследование №3. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Исследование №4. «Как листья опадают»
Воспитатель: -На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
-Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель: Пока лист летел, что вы заметили?
Ответы детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)
-Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).
Исследование №5 Что же случается с опавшими листьями?
Воспитатель: Что происходит с опавшими листьями? (ответы детей)
А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев? (да)
Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой не засохшие листья.
Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.
Воспитатель: Подул осенний ветер, подхватил осенние листочки и начался листопад. Вокруг себя повернись и в листочек превратись.
Физ. минутка.
Листья осенние тихо кружатся (кружатся, расставив руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (Движения руками вправо, влево)
Будто опять закружится хотят (Снова кружатся на носочках)
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Воспитатель: Ой, как много осенних листьев закружилось вокруг. А вы смогли бы назвать, с какого дерева они слетели? Сейчас проверим.
Воспитатель: Ну, вот, ребята, сейчас вы были настоящими учеными, вам понравилось? Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались на занятии? (ответы детей)
Молодцы, вы со всем справились!