Лидия Гапеева
Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру «Путешествие в прошлое колоколов и колокольчиков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие интереса к историческому прошлому колоколов и колокольчиков
Задачи:
- Познакомить детей с историей происхождения музыкального инструмента- колокольчика ; показать, какое значение имеют колокола и колокольчики в русской в истории, культуре; расширять кругозор детей.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- История предметов, путешествие в прошлое
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы распространенными предложениями; развивать выразительность при чтении стихов.
- Воспитывать интерес к истории музыкальных инструментов
Предварительная работа:
- создание альбома «Из истории колоколов и колокольчиков»;
- настольная игра «Путешествие колокольчика по сказкам»;
- разучивание пальчиковой гимнастики «Колокольчик»;
- создание книжки-малышки «Веселый язычок» для чтения детьми;
- экскурсия в православную церковь;
- создание мини – музея;
- заучивание стихотворений о колоколах.
Оборудование и материал:
- презентация «Из истории колоколов и колокольчиков»;
- картинки с изображением колоколов на магнитной доске;
- маленькие колокольчики;
- выставка колокольчиков из разных материалов.
Ход занятия
Воспитатель:
Колокол дремавший разбудил поля,
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздается голос по лесам.
(включить колокольный звон)
Воспитатель:
- Ребята, на занятиях вы много узнали об истории разных музыкальных инструментов. Но больше всего вас заинтересовала песенка маленького колокольчика. И сегодня я вам расскажу о том, как появился на свет наш звонкий друг- колокольчик и его старший брат-колокол.
Колокол – это один из самых древних музыкальных инструментов в мире. В древние времена было принято созывать людей специальными колотушками - деревянными или металлическими досками, по которым ударяли молотком (как, например, доска разделочная-показать)
Колокольчики и колокола появились, когда человек научился добывать металл.
Сначала это были просто пластины, которые долго звучали при ударе по ним молотком.
Самые древние колокола были найдены в Китае.
Их не раскачивали, как у нас. Колокол подвешивали неподвижно или устанавливали отверстием вверх. Звукоизвлечение выполняли деревянным ударником (слайд 2,3,4).
При входе в дом или в магазин многие из нас развешивают звенящие китайские колокольчики (слайд 5, которые просто звенят и оповещают о чьем-либо приходе.
Русский народ всегда любил колокола, называя части колокола как у человека.
- Кто знает, как называются части колокольчика? (ответы детей)
- Верно- уши, тулово, язык, плечи, юбка (слайд 6).
- Скажите, ребята, где вы видели колокола? (ответы детей)
- Без чего не бывает Храма, церкви? (ответы детей)
Верно, у входа в православный Храм есть башня, которая называется колокольня или звонница, где размещают колокола.
(слайд 8)
- Как вы думаете, ребята, а колокола сами могут звонить? (ответы детей)
- Как называют человека, который звонит в колокола?
- Правильно, человека, звонящего в колокола, называют звонарем.
Воспитатель:
Первое производство колоколов на Руси появилось на Валдае. Это место на середине пути между Москвой и Санкт-Петербургом. (показ на карте, слайд 9). Сегодня на Валдае существует музей колоколов.
- Из чего изготавливали колокола?
- Верно, из металла.
Воспитатель:
Местные мастера издавна славились кузнечными изделиями. В кузницах и стали отливать первые валдайские колокольчики. Их называли ямщицкие (слайд10).
Ямщицкий колокольчик заранее оповещал о приближении экипажа к станции, определял безопасность на русских дорогах, ритм задавался движением лошадей и был музыкальным инструментом – сопровождал пение ямщика (слайд 11).
- Подумайте, ребята, что обозначает слово колокол? (ответы детей)
Верно, слово "колокол" означает - зов, шум, крики.
Воспитатель:
Звон колоколов звучит по-разному. Он стал частью жизни русского народа. Колокольный звон звучал в будни, звучал он и в праздники. Звон колоколов, разносившийся на много верст окрест, был символом России. Колокол своим звоном возвещали время трудиться и отдыхать, время спать, время веселья и время скорби. Оповещали о стихийном бедствии и приближении врага, созывали для борьбы с неприятелем и встречали торжественным звоном победителей, собирали граждан для обсуждения важных дел и призывали народ к восстанию (слайд 12,13).
- Ребята, а кто из вас знает, что такое "Царь-колокол"? Почему он носит такое название? (ответы детей)
Воспитатель:
Царь – колокол, потому что колокол большой. Отлили этот колокол наши русские мастера - Иван Федорович Моторин и его сын Михаил. Однако этому величественному колоколу не суждено было звонить. Потому что, когда Царь-колокол находился в литейной яме, деревянный сарай над ямой загорелся во время пожара. Народ сбежался спасать колокол. Боясь, чтобы он не расплавился, стали заливать колокол водой. Колокол был спасен, но у него откололся край. Пробыв в земле 103 года, его подняли на поверхность и поставили на пьедестал. И теперь "Царь-колокол" находится в Кремле. Вес его 203 тонны, высота 6 метров. Царь-колокол – памятник
литейного колокольного искусства (слайд 16).
Самый большой используемый по сей день колокол —«Царский» – 72 тонны находится в Сергиевом-Посаде (слайд 17).
- Из каких материалов сегодня изготавливают колокольчики? (показ экспонатов из мини- музея группы)
Итог занятия :
- Что интересного вы сегодня узнали?
- Что запомнилось больше всего?
Не зря говорят в народе: “Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает…”
Колокол — это частичка истории России, произведение мастерства рук людей, произведение искусства.
Чтение стихотворения ребенком:
Колокол русский, народный,
Колокол Церкви святой!
Чуден твой голос свободный,
Люб отголосок мне твой.