ИРИНА ОГУРЦОВА
Конспект занятия в подготовительной группе по краеведению «Волга-матушка река, широка и глубока»
▼ Скачать
Цель: совершенствовать знания детей о великой русской реке Волге.
Задачи:
- закреплять знания детей о реке Волге, как символе свободы, широты и величия духа русского народа;
- активизировать словарь: русло, исток, названия птиц, рыб, водного транспорта;
- развивать любознательность, стремление изучать и сохранять животный и растительный мир;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к воде, как бесценному дару природы;
- повторить свойства льда;
- воспитывать любовь к природе родного края, его природным богатствам.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по краеведению „Волга-матушка река, широка и глубока“» размещена в разделах
- Волга, река
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Подготовительная группа
- Реки и озера
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Волге, беседа о городах, построенных на берегу Волги, чтение и рассматривание альбомов обитателей реки, разучивание пословиц и поговорок.
Оборудование и материал: карта России, репродукции картин о Волге, лёд разных размеров, фигурки изо льда, тарелки с водой на каждый стол, краска гуашь, кисти, стаканчики с водой, ноутбук, экран.
Ход занятия:
1. Звучит песня «Из далека долго течет река Волга»
2. Отгадывание загадки (автор Жанна Синючкова)
Воспитатель:
Красива река, полноводна, могуча.
Обрывистый берег, высокие кручи,
Пологие склоны, песчаные пляжи…
Зимою и летом - прекрасны пейзажи.
Свой путь начинает она на Валдае.
Сливается с Камой и в Каспий впадает.
Одна из крупнейших река эта в мире!
Становится с каждым притоком все шире.
Рекой любоваться мы можем подолгу!
А имя у этой красавицы.
(Волга)
Мы живем возле великой русской реки – Волги. А что мы о ней знаем, ребята?
3. Рассказ воспитателя о Волге.
Волга – одна из красивейших и самая большая река в Европе. Великая русская река. Для России Волга не просто река, не просто вода. Волга – это основа нашего русского государства и русской культуры. Писатели говорят о ней, как, о живой, приписывают ей человеческие качества, сравнивают с Родиной-матерью. Волга – символ свободы, простора, широты и величия духа русского народа. Про красавицу Волгу писали стихи, народ сочинял о ней песни, художники писали картины. Волга радует нас своей красотой. Летом тысячи людей спешат к Волге, чтоб отдохнуть, поплавать, позагорать, насладиться ее красотой. Полюбуйтесь на нашу красивую Волгу. (Слайды о Волге)
Картина Исаака Левитана «Свежий ветер. Волга»
Фёдор Васильев «Берег Волги после грозы»
Свой путь река Волга начинает на Валдайской возвышенности в нашей Тверской области (показ на карте).
На окраине деревни Волговерховье из земли бьёт несколько родников. Один из них считается истоком великой реки Волги. Это место, где рождается великая русская река. И построена на этом месте избушка – часовенка, которая сохраняет рождение ручейка. Здесь же построен первый мост через Волгу. Он называется Волжским.
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река…
И не только берега крутые,
И не только тучи - облака,
В Волге, словно в зеркале России,
Судьбы отразились и века.
Палькин Н. Е.
4. Беседа о Волге и её обитателях.
Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь был на Волге?
Ответы детей: да, были.
Воспитатель: Что вы делали?
Ответы детей: купались, отдыхали, удили.
Воспитатель: Кто попался на крючок? Какую рыбку поймали?
Ответы детей: щука, судак.
Воспитатель: Как не верить вам ребята, Волга рыбою богата.
В Волге водиться много рыбы. А какая ещё рыба водится в Волге?
Ответы детей: окунь, камбала, судак, щука, ёрш, лосось, карп, карась, сом, лещ.
Воспитатель: На Волге раздолье водоплавающим птицам, которые гнездятся в зарослях камышей. Назовите этих птиц.
Ответы детей: утки, цапли, гуси, кулики.
Воспитатель: А какой транспорт ходит по Волге?
Ответы детей: теплоходы, речные трамвайчики, катера, лодки, баржи и др.
Воспитатель: Ребята, а какие пословицы вы знаете о Волге?
Первый ребё нок: Волга – всем рекам мать.
Второй ребё нок: Не проплывёшь Волгу, Родину не увидишь.
Третий ребё нок: Волга – матушка широка и долга.
Четвёртый ребё нок: В ложке Волгу не переедешь.
Пятый ребё нок: Просит осётр дождя, в Волге лежа.
Шестой ребё нок: Волга – добрая лошадка, всё свезёт.
Седьмой ребё нок: Волга – всем рекам мать.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте немного разомнемся!
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс:
Одной, другой – это кроль.
Все как один, плывем, как дельфин,
Вышли на берег крутой
И отправились домой!
Воспитатель: Ребята, а как называют Волгу в народе?
Ответы детей: «Волга - матушка», «Волга - красавица», «Волга - кормилица».
Воспитатель: А как можно её назвать ласково?
Ответы детей: Родная Волга, реченька, река, речушечка.
Воспитатель: Волга – помощница людей, река труженица. Вниз и вверх по течению везут баржи различные грузы: лес, нефть, щебень. Это трасса для водных путешествий. Вдоль волжских берегов построено много заводов и городов, такие как Тверь, Казань, Саратов и др. Волга поит горожан, крутит турбины электростанций, дает свет, защищает от зноя в жаркие дни.
Воспитатель: «А вы знаете, как надо вести себя на берегу реки?»
Ответы детей: не оставлять мусор не ломать ветки, не губить маленьких рыбок, не мыть машины.
Воспитатель: Волга впадает в Каспийское море и образует бассейн, в котором много рыб. Я предлагаю вам поиграть в игру «Рыбки плавали, ныряли».
5. Подвижная игра «Рыбки плавали, ныряли».
Воспитатель: Морские и речные рыбки закружились в хороводе и перепутались. И теперь не знают, куда им плыть: в реку или в море. Вы знаете, ребята, что речные рыбы не могу жить в соленой воде. Они попросту погибнут. Их надо спасать!
Правила игры: дети встают в круг. Воспитатель называет разные виды рыб. Если рыбка – речная, тот дети садятся на корточки, если морская, то подпрыгивают на двух ногах.
6. Опыты со льдом.
Воспитатель: У меня для вас сюрприз. Так как, сейчас зима, наша реченька Волга подо льдом. А мне нравится ставить опыты со льдом. С некоторыми из них я сейчас поделюсь с вами.
Первый опыт. Рисование на льду.
Воспитатель: Попробуйте порисовать на ледяной поверхности красками. Мы будем использовать гуашь. Нарисуем небольшой узор. Для полоскания кисти лучше брать холодную воду, чтобы рисунок не растекался от быстрого таяния льда.
Второй опыт. Таянье льда в воде.
Воспитатель: Перед вами глубокие тарелки с водой. Поместите в них льдинки разных размеров. Понаблюдайте и расскажите, какая из них быстрее растает. Почему? (Выслушать ответы детей.)
Сделать вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.
Третий опыт. Ледяные фигуры.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие разнообразные фигурки можно получить, замораживая простую воду. Можно замораживать воду не только в специальных формочках, но и в других ёмкостях, например, пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет т. д., чтобы получить разнообразные ледяные формы разного размера. Можно будет использовать их как конструктор, с помощью которого выложить узоры, ледяную пирамидку или домик.
7. Заключительная часть. Рассказ педагога.
Волга очень нуждается в охране. Поэтому в месте впадения Волги в Каспийское море создан Астраханский заповедник.
Астраханский заповедник основан с целью охраны уникальной природы дельты реки Волга. Здесь можно увидеть: лебедей, гусей, розовых пеликанов, др. А цапли в заповеднике – всех расцветок и размеров, какие есть в мире: большие и малые, серые, рыжие, желтые и даже ночные. Астраханский заповедник – это место, где растет такое редкое растение, как лотос. Людей издавна изумляла красота лотоса, его крупный, до 30 см диаметром, цветок с нежными ярко-розовыми лепестками. В России лотос сохранен только в Астраханском заповеднике. Лотос занесен в Красную книгу.
Ребята, нужно беречь и охранять нашу великолепную природу, наше озеро Селигер, нашу реку Волгу.
Волга – это не просто река, это история, поэзия, музыка, культура и любовь всей России.
8. Чтение наизусть стихотворения Евгения Евтушенко «Волга». (Читает ребёнок)
Мы русские. Мы дети Волги.
Для нас значения полны
Её медлительные волны,
Тяжелые, как валуны.
Любовь России к ней нетленна.
К ней тянутся душою всей
Кубань и Днепр, Нева и Лена,
И Ангара, и Енисей.
Люблю ее всю в пятнах света,
Всю в окаймленье ивняка…
Но Волга Для России — это
Гораздо больше, чем река.
9. Итог занятия.
Вопросы для обсуждения:
Воспитатель: Где берёт начало русская великая река Волга? Ребята, как вы думаете, мы можем спасти реку от загрязнений? Как? Что вы узнали из нашей беседы интересного?
10. Используемые источники (литература) :
Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. Н. А.
Рыжова Волшебница вода» — Н. С. Голицин «Экологическое воспитание дошкольников»
С. Н. Николаева «Любовь к природе воспитываем с детства» Н. А. Рыжова «Экологические игры в воспитании дошкольников»
Использованы дополнительные материалы: Песня «Издалека долго, течет река Волга…» композитор Марк Фрадкин и поэт Лев Ошанин.
Интернет ресурсы: фото и репродукции картин о Волге.