Елена Мешкова
Конспект занятия в подготовительной группе по рисованию «Кукла в национальном костюме»
Цели: Познакомить детей с женским и мужским русскими народными костюмами, с народными обычаями и украшениями одежды.
Обучающие:
Развивать умение детей задумывать и выполнять узор в стиле русского народного орнамента, передавая ее колорит, элементы.
Развивающие:
Формировать эстетический вкус, творческое воображение, мелкую моторику рук. Расширять кругозор, развивать любознательность.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к культуре разных народов
- Развивать эстетические чувства, эстетическую оценку, творчество.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по рисованию „Кукла в национальном костюме“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.
Словарная работа: сарафан, рубаха-косоворотка, кокошник, оберег, вышивка.
Материал: выставка кукол разных народов мира, кукла в русском национальном костюме, сундук, карточки с изображением деталей и орнаментов русской народной одежды, фонограмма, трафареты сарафана и рубахи, фломастеры, цветные карандаши, гелевые ручки.
Предварительная работа: презентация «Русский народ: традиции и обычаи». Рассматривание иллюстрации полотен русских художников. Знакомство с устным народным творчеством: чтение русских народных сказок «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», поговорок, пословиц. Знакомство с элементами русского народного костюма, русскими народными играми «Жмурки», «Ловишки».
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, ау-ау! Я вас всех в кружок зову! (дети встают возле воспитателя)
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!
Посмотрите, сколько к нам пришло гостей, поприветствуйте их.
- Теперь проходите на свои места.
Воспитатель: Ребята, а вы любите рисовать? Я тоже люблю. Послушайте, что я нарисовала вчера.
На моём рисунке
Мама и друзья,
На моём рисунке
Песенка ручья,
На моём рисунке
Радуга и я,
На моём рисунке
Родина моя.
Воспитатель: А что такое родина? (ответы детей)
У каждого человека есть своя родина - это место, где мы родились, провели свое детство. А как называется большая страна, где мы живем? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, мы живем в самой большой стране – в России. Есть много разных стран. Там живут разные люди, которые имеют свои традиции, обычаи и костюмы. На нашей выставке куклы разных стран мира в своих национальных костюмах. Мы уже с вами о них говорили на прошлом занятии.
2. Мотивационный момент.
Воспитатель садится на сундук.
Воспитатель: Ой, а что это у нас здесь? (сундук)
- А для чего нужен сундук? (раньше в нем хранили одежду)
Воспитатель: Давайте его откроем и посмотрим, что там лежит.
звучит народная музыка и воспитатель достает из сундука старинную русскую одежду: рубаху и сарафан с кокошником. А затем двух кукол Ивана и Марью в русских народных костюмах.
Воспитатель:
Куклы к празднику готовы,
Посмотрите на обновы –
Сарафаны расписные
Да рубашечки льняные
Мальчика зовут Иван
А на Марье сарафан.
Хотят с вами подружиться,
Вместе петь и веселиться.
Воспитатель: Как зовут наших гостей? (Иван и Марья)
А прибыли наши гости из Древней Руси.
Воспитатель: Ребята, а во что нарядились наши куклы? Во что одета Марья? (сарафан, кокошник, рубаха, сапожки).
Воспитатель: Ребята, а вам нравится одежда на Марье? Она одета не в простое платье, на ней русский национальный костюм. Посмотрите, какой яркий, красный сарафан на ней, под ним белая рубаха, а на голове кокошник.
А во что одет Иван? (Штаны, рубашка, сапоги)
3. Основная часть
Включается презентация и фоном звучит музыка.
Слайд №1 -В старые времена наши прабабушки носили белую рубаху (сорочку, поверх нее расписной сарафан.
Слайд №2 Сарафан – длинная одежда без рукавов. Сарафаны на Руси носили как каждый день, так и в праздники. Украшали различными лентами, цветными полосками, бахромой и тесьмой с узорами. По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Сарафаны очень бережно хранили и передавали по наследству.
Слайд №3 На сарафан надевали передник. Передник – это фартук, украшенный разными узорами.
Слайд №4 На голову женщины надевали кокошник – это женский головной убор, который украшен золотым шитьем, бисером и жемчугом. А волосы заплетены в косу и украшены лентами.
Слайд №5 На ногах у них были сапоги с острым носом и каблуком.
Слайд №6 Прадедушки носили рубаху-косоворотку, подпоясанную поясом и шаровары. Слайд №7 Рубаха-косоворотка называлась так, потому что застегивалась сбоку, косо. А шаровары – это штаны с широкими штанинами. На ногах у них были черные длинные сапоги. Мужские брюки были обычно синего или черного цвета. Выходные штаны иногда шили из ткани в полоску.
Воспитатель: Ребята в таких нарядных костюмах, как на наших гостях, не стыдно и на ярмарку пойти. Ярмарка-это праздничные рынки, базары. На ярмарке можно было что-то купить, продать, повеселиться, поводить хороводы.
Воспитатель: Вы хотите побывать на ярмарке и повеселиться?
Воспитатель: Давайте поиграем в русскую народную игру «Карусель».
В центре стоит воспитатель. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему цветными лентами по кол-ву детей. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Воспитатель начинает игру:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели, а потом кругом,
А потом кругом-кругом,
Всё бегом-бегом-бегом.
Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.
Тише, тише, не спишите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Воспитатель: В нашем сундуке еще что-то есть. Достанем и посмотрим, что там.
(достаем образцы орнаментов русских костюмов)
- Посмотрите какие красивые узоры- символы. Как вы думаете для чего они? (для красоты). Именно такими узорами расшита русская национальная одежда. Такие вышивки называются орнаментом. Орнамент (повторить с детьми) – это чередование повторяющихся элементов. По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их ловкость. Узоры на подоле и переде сарафана оберегали сердце.
Воспитатель: А какими узорами вышивали одежду? (Цветками, листочками, веточками, крестиками, треугольниками, волнистыми линиями, кружочками) Также мастерицы вышивали деревья, птиц, животных.
Воспитатель: На что похож вот этот знак? (рис. солнце)
- Правильно солнце.
- А что солнышко дарит? (тепло). И обозначает этот знак плодородие. Счастье, благополучие.
- На что похож этот знак? (рис. ручеек). Бежит, журчит, несет радость
- Другой знак это засеянное поле и обозначает достаток.
Воспитатель: А каким цветом чаще всего вышивали узоры? (В основном вышивку делали красными нитками, т. к. красный - значит красивый и это обережный цвет.
Воспитатель: Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе (по подолу сарафана; по центру сарафана; на горловине рубахи и на манжетах рубах).
Воспитатель: Ребятки, а у наших Ивана и Марьи есть братишки и сестренки. Но вот беда не могут они вместе с ними веселиться, потому что не украшены их наряды.
Не танцует, не поет
Наш игрушечный народ.
Сарафан у них простой-
Белый, а не расписной.
Не украшена рубашка –
Нет и вышивки на ней.
Все исправить, все украсить
Просят куколки детей
Воспитатель: Ребята, давайте поможем куколкам, украсим их одежду так, как это делали в старину наши предки.
Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в художественную мастерскую.
- Но прежде, чем мы начнем рисовать, предлагаю вам сделать пальчиковую гимнастику:
Это чья рубашка? (сжимают и разжимают пальчики)
Белые горошины? (показать пальцами «горошины»)
Бабушка старалась,
Шила для Алёшеньки (делают движения, напоминающие шитьё иглой)
Это чей сарафан
С белыми ромашками? (сжимают и разжимают пальчики)
Бабушка старалась,
Шила для Наташеньки. (делают движения, напоминающие шитьё иглой)
Воспитатель: Ребята, здесь лежат разноцветные сарафаны и рубахи. Выберите тот цвет, который вам нравится. Рисовать орнамент мы будем цветными карандашами, фломастерами и гелевыми ручками.
- А вы уже придумали, какими узорами вы бы хотели украсить русскую народную одежду рубаху и сарафан?
Воспитатель: Тогда приступаем к работе.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Наряды получились на славу.
- Кто желает рассказать, какие элементы узора вы использовали?
Воспитатель: А теперь, ребятки, вместе со своими нарядами встаньте в хоровод и под веселую музыку пройдитесь по залу, пусть все полюбуются на вашу работу.
Расступись, честной народ!
На лужайке у ворот
Закружился, завертелся
Разноцветный хоровод.
Красота то какая, вот умельцы какие! Куклы Иван и Марья благодарят вас за работу.
4. Итог занятия:
- Ребята, скажите. Что вы сегодня делали на занятии?
- В каком костюме приходили к вам Иван да Марья? (в русском национальном костюме)
- Из чего состоит русский национальный костюм? (из рубахи, сарафана, кокошника, сапог)
Рефлексия: Подарим Марьюшке ленточку, соответствующую вашему настроению. Если занятие понравилось и было просто, то красную, если возникли трудности во время работы, то желтую, а если настроение грустное и ничего не получилось, то коричневую.
Дети выбирают ленточку и рассказывают почему выбрали этот цвет.
Воспитатель: А теперь ребята пора прощаться с нашими гостями.
Давайте попрощаемся стоя
скажем дружно
До свидания
Приходите снова к нам
Рады мы всегда гостям.
Детям, закончившим работу быстрей других, можно предложить разрисовать платочек.