Папки-передвижки

Конспект занятия в подготовительной группе по ФГОС «Жилища русских людей»

Элмира Манафова
Конспект занятия в подготовительной группе по ФГОС «Жилища русских людей»

Цель: формирование основ уважительного отношения к культурным ценностям.

Задачи:

— обобщать первоначальные представления о жилище русского человека, его разновидностях и устройстве;

— воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа;

— формировать навыки практического применения информации в игровой, конструктивной деятельности;

— формировать навыки поведения, адекватного знаниям о культурных ценностях.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по ФГОС „Жилища русских людей“» размещена в разделах

Оборудование: посылка, в которой находятся основы для изготовления макетов избы, терема, дворца, письмо, иллюстрации с изображением избы, терема, дворца, настольно-печатные игры «Найди отличия», «Кто построил дворец?», иллюстрации с изображением Петродворца, Кремля, Зимнего дворца, избы, ее крыльца, терема, горницы, входов во дворец и терем, заготовки для завершения оформления макетов избы, терема, дворца, аудиозапись русской народной песни «Пряха», аудиопроигрыватель.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, на наш адрес пришли посылка и письмо от работников фабрики игрушек: «Дорогие ребята, мы обращаемся к вам с просьбой о помощи. К нам поступил заказ на изготовление игрушек — разных жилищ русского человека. В общих чертах мы себе их представляем. Мы даже сделали основы для макетов, которые вам высылаем. Однако какие там были детали, украшения, мы не знаем. Мы не случайно обратились за помощью именно к вам: ведь вы так много знаете о жизни русских людей, о том, какие у них были жилища».

Воспитатель достает из посылки основы макетов трех жилищ русского человека: избы, терема и дворца, выполненных схематично: без крыш, без окон, дверей, украшений. Показывает их детям.

Ребята, как можно помочь мастерам фабрики игрушек?

Дети. Можно рассказать о том, какие были жилища у русских людей, закончить изготовление макетов, которые они нам прислали, можно выслать им наши рисунки, картинки с избами, теремами, дворцами.

Воспитатель. Молодцы, ребята, но сначала давайте вспомним все, что вы знаете о жилищах русских людей. Как называлось жилище простого человека?

Дети. Изба.

Ответы детей сопровождаются показом картинки с изображением избы.

Воспитатель. Из чего строили избу?

Дети. Из бревен.

Воспитатель. Избы внешне отличались. Каждый хозяин старался сделать избу понаряднее. Чем украшали окна?

Дети. Наличниками, ставнями.

Воспитатель. Что пристраивали к выходу из избы?

Дети. Крыльцо.

Воспитатель. Каждый хозяин старался украсить крыльцо, как оно украшалось?

Дети. Узорами из дерева.

Воспитатель. Правильно, ребята, столбы, которые поддерживали крыльцо, украшались деревянной резьбой.

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изображением крыльца избы.

На что похожа крыша?

Дети. На крылья птицы.

Покажите крышу.

Дети выполняют задание.

Подкрылки для крыши украшались деревянными узорами. Наверху крыши ставили деревянного петуха или голову коня. Для чего украшалась изба?

Дети. Чтобы было красиво.

Воспитатель. Правильно, избу украшали для красоты, чтобы в нее любили приходить гости. Со временем жилище русских людей менялось. Те из них, кто был побогаче, стали строить себе дома. Как они назывались?

Дети. Терема, хоромы.

Ответы детей сопровождаются показом картинок с изображением терема и чтением стихотворения Н. Кончаловской.

Терем-терем, теремок,

Он затейлив и высок,

В нем окошки слюдяные,

Все наличники резные,

А на крышах петушки —

Золотые гребешки.

А в перилах на крылечке

Мастер вырезал колечки,

Завитушки да цветки

И раскрасил от руки.

В терему резные двери,

На дверях цветы да звери.

В изразцах на печке в ряд

Птицы райские сидят.

Воспитатель. Терем обычно строили на высоком фундаменте, который использовали под склад. Как же можно было попасть в такой дом?

Дети. По высокой лестнице.

Воспитатель. Правильно, чтобы попасть в такой дом, нужно было подняться по высокому крыльцу. Его называют красным. Почему?

Дети. Оно было красивое, главное.

Воспитатель. Выходя на красное крыльцо, князь отдавал приказы. Как называлась основная комната в таком доме?

Дети. Горница.

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением горницы в тереме.

Воспитатель. Правильно, ребята, основная комната в доме — горница. Что находилось в ней?

Дети. В ней находилась печь.

Воспитатель. Как назывались комнаты, которые располагались над горницей?

Дети. Светелки.

Воспитатель. Правильно, над горницей располагались летние холодные комнаты — светелки. Для чего они были нужны?

Дети. Здесь вязали, вышивали.

Воспитатель. Верно, в светелках очень удобно было заниматься рукоделием (вязанием, вышивкой, так как это самое светлое помещение дома. Русские люди очень любили свои дома, придумали о них много песен. Предлагаю вам послушать одну из них.

Звучит русская народная песня «Пряха».

Ребята, чтобы вспомнить о том, чем отличались между собой терема, предлагаю поиграть в игру.

Игра «Найди отличия»

Детям предлагается рассмотреть несколько иллюстраций с изображением различных по величине и внешнему виду теремов и постараться найти в них как можно больше отличий.

Воспитатель. Ребята, так чем же отличались между собой терема?

Дети. Одни были очень большие, в них было много светелок, другие были поменьше.

Воспитатель. Правильно, ребята, терема отличались размерами, расположением комнат, устройством крыльца с витыми колоннами. А что такое дворец?

Дети. Это очень большое, высокое, красивое здание.

Воспитатель. Правильно, дворец — большое, высокое, нарядно украшенное здание. Чем отличался вход во дворец от входа в терем?

Дети. Во дворце лестница шире и выше.

Ответы детей сопровождаются показом картинок с изображением входа во дворец и терем.

Воспитатель. Вход во дворец украшали колонны и широкая лестница. Из чего строили дворцы?

Дети. Из дерева, камня, металла, стекла.

Воспитатель. Да, со временем люди научились обрабатывать дерево, металл, стекло, фарфор, поэтому богатые люди стали строить дворцы. А чтобы вспомнить о том, люди каких профессий строили дворцы, предлагаю поиграть в игру.

Игра-лото «Кто построил дворец?»

К большой карте, на которой нарисован дворец, нужно подобрать маленькие карточки с изображением людей различных профессий, строивших дворец (каменщики, плотники, стекольщики, архитекторы, художники.)

Воспитатель. Сколько комнат было во дворце?

Дети. Много.

Воспитатель. Да, во дворце было много комнат (для тех, кто жил в нем, для гостей, прислуги). Какие залы были во дворце?

Дети. Музыкальные, танцевальные, для торжественных встреч, обедов.

Воспитатель. Красивые дома, терема, дворцы прошлых времен охраняются государством, потому что они — наша национальная гордость, достояние русского народа. Какие дворцы вы знаете?

Дети. Петродворец, Зимний дворец, Кремль.

Ответы детей сопровождаются показом изображений Петродворца, Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, Кремля в Москве.

Воспитатель. Молодцы, ребята, сегодня вы много вспомнили о разных жилищах русских людей. Для завершения работы по изготовлению макетов избы, терема и дворца, присланных нам мастерами фабрики игрушек, предлагаю вам разделиться на три подгруппы, выбрать необходимый материал и всем вместе приступить к работе.

Дети делятся на три подгруппы и делают избу, терем и дворец.

Молодцы, ребята, я думаю, что сделанные вами макеты избы, терема и дворца помогут мастерам фабрики игрушек в выполнении поступившего к ним заказа на изготовление игрушек — разных жилищ русского человека. Я их сфотографирую, и фотографии мы вышлем мастерам.

Публикации по теме:

«Дома бывают разные — жилища животных и насекомых» Творчество детей подготовительной к школе группе«Дома бывают разные — жилища животных и насекомых» Творчество детей подготовительной к школе группе Дома и домики есть не только у людей, но и у наших братьев меньших. Одним из важнейших условий существования животных является наличие жилища.

Конспект лексико-грамматического занятия «Сезонный труд людей весной» в старшей группе с ОВЗКонспект лексико-грамматического занятия «Сезонный труд людей весной» в старшей группе с ОВЗ Задачи: 1. Познакомить детей с сезонным трудом людей в парке, в саду, на огороде. Формирование знаний детей о труде людей в природе. 2.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну русских народных инструментов» Цель: -познакомить детей с историей русских народных инструментов, учить отличать их звучание; -формировать у детей основы музыкальной.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Профессии людей»Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Профессии людей» Цель: расширять и конкретизировать представления о профессиях людей. Задачи: закреплять в речи существительное с обобщающим значением “профессии”;.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Март в творчестве русских художников» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Осень в творчестве русских художников» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Зима в творчестве русских художников» в подготовительной группе детей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект занятия по познавательному развитию «Труд людей зимой» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Зима — волшебница» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Зима - волшебница». Цель: Формирование навыков связной.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Население Нижнего Новгорода в 13 веке. Профессии людей» Цель: развивать умение детей осознавать место, где живешь – «малая родина»; понятие «нижегородец"; воспитывать любовь к своему городу. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе по ФГОС «Жилища русских людей»
Опубликовано: 6 июля 2020 в 16:40
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по ФГОС «Жилища русских людей»» (включая файлы) размещена пользователем Элмира Манафова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД