Ирина Марикуц
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Ш»
▼ Скачать
План - конспект
занятия по обучению грамоте.
Подготовительная группа.
Тема:
“ Звук и буква “Ш”.
Цель: Закрепление правильного произношения звука “ш” в слогах, словах, фразах, связной речи.
Программное содержание :
Формирование фонематического восприятия.
Закрепление навыков звукового анализа слова, подбора слов к схемам, определения места звука в слове.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Звук и буква Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Закрепление понятий: звук, буква, слово, предложение.
Закрепление навыка звуко - буквенного анализа слов.
Совершенствование навыков чтения слов и предложений.
Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти.
Воспитание интереса к родному языку, к нормам литературного произношения, воспитание языкового чутья.
Оборудование:
схемы, буквы, наборное полотно, таблица, карандаши, картинки, чистый лист.
Ход занятия:
1. Дети стоят в кругу. Начинается занятие с игры «Цепочка слов».Дети подбирают слова на последний звук заданного слова.
2. Сели за столы.
«Какая буква лишняя»
-Возьмите листочки и напишите в ряд буквы, с которых начинаются эти слова ( Картинки:ключ, морковь, игла, замок, душ, рыба)
-Назовите буквы, которые вы написали.
-Как считаете, какая буква лишняя и почему.
-Чем отличаются гласные от согласных?
3. Знакомство со звуком «ш»
-Закройте глаза и послушайте ш-ш-ш
-Что вы слышите?
-Какой звук слышится в шуме листьев?
-С чем еще можно сравнить звук «ш»
4. Артикуляция звука.
Произнесли звук тихо, громче, снова тихо.
-Как высчитаете, звук «ш» гласный или согласный и почему?
-Какие бывают согласные звуки? (твердые, мягкие)
-Звук «ш» всегда бывает только твердый. Какой вы знаете еще звук, который бывает только твердый?
Определить звук «ш» глухой или звонкий?
Вывод: Звук «ш» - согласный, твердый, глухой, шипящий.
-Поиграем язычком. Ша-ша-ша-ай да каша хороша.
Шу-шу-шу-шубу я уже ношу.
Закрепление.
-найдите картинку, в которой есть звук «ш» и расскажите все о нем.
5. Знакомство с буквой.
-Чем отличается звук от буквы? Звук «ш» обозначается буквой «ша». Сравнить большую и маленькую. На что похожа? Придумайте слова, которые начинаются на звук «ш».
Физминутка «Кузнечики».
6. Звуковой анализ слова «шапка».
Один ребенок выполняет у доски, остальные в тетрадях.
-Сколько звуков?
-Сколько согласных?
-Сколько гласных? Сколько слогов? Почему так считаете? Произнесите слово так, чтобы был слышен ударный звук.
7. «Буквы заблудились»
-Что можно составить из букв? (слово)
-Давайте из этих букв составим слово. А Р Ш Ф.
8. Составление предложений.
-А что можно составить из слов?
-Давайте составим предложение по схеме, но чтобы в этом предложении было слово «шарф».
-А теперь вы запишите схему к моему предложению. «Девочка Саша любит кашу».
Один ребенок работает у доски, все проверяют.
9. Знакомство с правилом. Звук «ш» всегда остается твердым. Мы видим при чтении и пишем букву «и», а произносим звук «ы». Давайте попробуем почитать слова с этим сочетанием.
-А какое еще словосочетание пишется через «и»? (жи)
Чтение слов.
-Вставьте вместо точек букву «ша» и прочтите слова.
10. Игра «Что лишнее»?
(Ветка, лиса, роза, лейка). (Шнурок,штора, сани, шторм).
11. Игра «Найди вторую половину слова»
-Найдите вторую половину слова и соедините их линиями.
12. Чтение текста.
Один, два ребенка читают, остальные пересказывают.
Итог занятия.
С какой буквой познакомились? Что узнали о звуке «ш»? Какое правило запомнили?