Наталья Пупкова
Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию «Обитатели Севера»
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Обитатели Севера»
Цель: уточнение и закрепление представлений детей о животных Севера.
Задачи:
образовательные:
- закрепить представления о природных и погодных особенностях Севера, его обитателях (их внешнем виде, детенышах; образе жизни);
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию „Обитатели Севера“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- расширить и активизировать словарный запас по данной лексической теме ;
-закрепить сформированные ранее лексико- грамматические категории (согласование прилагательных с существительными; числительных с существительными; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- сформировать и закрепить навыки составления сложных предложений; сравнительного рассказа с помощью мнемотаблицы;
- формировать у детей представления о ЗОЖ (различные виды гимнастик)
развивающие :
- развивать навыки связного высказывания (умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; рассуждать, давать пояснения);
- развивать слуховое и зрительное восприятие; внимание;
- совершенствовать умение ориентироваться в пространстве;
- развивать мелкую и общую моторику; межполушарные связи;
- развивать координацию речи с движением.
воспитательные:
- воспитывать у детей желание и умение слушать товарища; умения работать сообща;
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство ответственности, взаимопомощи; доброжелательность, самостоятельность;
- воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
Образовательные области:
• Речевое развитие
• Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Физическое развитие
Методы и приё мы: словесные (объяснение, игра, беседа); наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация, игра)
Форма проведения: совместная развивающая деятельность с использованием различных технологий
Оборудование:
Интерактивная доска, презентация «Обитатели Севера»; глобус, мнемотаблица, экран с подсветкой; силуэтные изображения обитателей Севера.
Предварительная работа:
Просмотр презентации, рассматривание иллюстраций, чтение книг и стихов по теме; разучивание различных гимнастик.
Ход НОД:
Организационный момент.
«Рады видеть всех сейчас,
Ведь давно мы ждали вас.
Дружно за руки беремся,
И гостям мы улыбнемся»
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
Ответы детей.
Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. А вот куда попробуйте догадаться…. Там всегда царствует холод, снега и морозы….
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно : на Крайний Север, в Арктику. Только чтобы нам не заблудиться, нужно сначала найти Арктику на глобусе.
Ребята, а что такое глобус?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно – это модель земли, нашей с вами планеты.
Дети подходят к глобусу.
Воспитатель: Какие цвета вы видите на глобусе, и что они означают?
Дети: голубой и синий цвета-это вода, зеленый цвет — это ровные участки земли, желтый цвет — это пески, пустыни, коричневый — горы, белый цвет — снег и лед.
Воспитатель: Так, где же мы будем искать Арктику?
Дети: там, где всё белое; это и на самом верху глобуса и внизу …
А кто может рассказать стихотворение про полюса?
Короной снежной с двух сторон.
Наш шар прекрасный окружён!
Два полюса, два братика –
Антарктика и Арктика!
Воспитатель: А как же нам попасть на северный полюс?
Ответы детей.
Беседа о транспорте (самолёт, ледокол)
Воспитатель: А как вы думаете на чём быстрее мы с вами можем добраться?
Ответы детей.
Воспитатель: -Правильно, на самолете. Давайте, подготовимся к полёту.
Подвижная игра с речевым сопровождением «Самолёт»
Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд - загудел наш самолет,
Левое крыло вперёд - полетел наш самолет,
Раз, два, три, четыре, пять – нам посадку надо дать!
Воспитатель: - Приземлились. Посмотрите, ребята, мы с вами попали в настоящие зимнее царство Снежной Королевы. Что вы видите?
Ответы детей.
Воспитатель: Всё правильно, ребята. Лед в Арктике никогда не тает, там Северный Ледовитый океан закован льдами.
В Арктике лето очень короткое и холодное. Летом там полярный день. Несколько месяцев – белые ночи, но всё равно очень холодно!
Длинная холодная зима длится почти полгода. Солнце зимой не показывается на небе, длится полярная ночь. Всё время темно.
В бесконечной темноте в ночном небе бывает невероятно сказочное красивое явление - северное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями, это очень волшебное завораживающее зрелище. Итак, мы на Крайнем Севере.
Воспитатель: Ребята, а, давайте со снежком поиграем. Ну – ка, дети не зевайте: вы снежок передавайте, на вопросы отвечайте.
Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»
ЗИМА (какая) – снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная ….
СНЕГ (какой) – пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный, колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый ….
ЛЕД (какой) – тяжелый, прозрачный, холодный…
МОРОЗ (какой) - трескучий, ледяной, крепкий, сильный…
ВЕТРА (какие) – сильные, порывистые, снежные, морозные, холодные…
СНЕЖИНКА (какая) - искристая, пушистая, холодная…
А вот и снежинки появились, давайте с ними поиграем и гимнастику для глаз сделаем.
Гимнастика для глаз «Снежинка»
Мы снежинки увидали,
Со снежинками играли.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки влево полетели,
Дети влево посмотрели.
Ветер снежинку в центр перегнал.
Ветер снежинку вверх поднимал,
Ветер снежинку вниз опускал.
И на землю снег упал….
Мы приляжем на сугроб,
Отдохнем с тобой, дружок.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Глазки открываем,
Глазки наблюдают.
Воспитатель: Ой, что-то я совсем замёрзла. Давайте, погреемся…
Самомассаж :
Руки в кулачки сожмём
И немножко подождем.
На ладошки мы подуем,
Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмём,
Сильно на него нажмём.
Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем.
Растираем лобик тоже
Теплым стать ему поможем.
Щеки надуваются,
Губы улыбаются.
Подбородок разотрем,
Губки дружно пожуем.
Здесь живет наш язычок,
Пусть погреется дружок!
Воспитатель: Согрелись?
Ответы детей
Воспитатель: Посмотрите, нас кто - то встречает….
а мы его узнаем, когда загадку отгадаем
Загадки:
• С шерстью бело – голубой?
Хвост пушистый, мех густой,
В норы ходит на постой.
Птицы, яйца, грызуны —
Для него всегда вкусны.
На лису похож немного,
Тоже псовая порода.
Появляется на экране ПЕСЕЦ.
Ребята, а что вы знаете про песца?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы знаете, что внешне песец напоминает лисицу, но лают эти животные, как собаки. Это неудивительно, если учесть, что они относятся к роду псовых.
Ритмическая игра «Полаем как песец…»
• Словно царскую корону, носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга.
Появляется на экране ОЛЕНЬ
- Чем покрыто тело оленя? (Шерстью)
-Какая у него шерсть? (Жесткая, густая, теплая).
-Для чего ему такая шерсть? (Она бережет его от холода).
-Для чего ему такие копыта? (Чтобы не проваливаться в снег, раскапывать еду).
-Какую пользу приносит олень людям? (Олень дает оленеводам мясо, мех, перевозит людей и грузы).
Воспитатель: А вы знаете, что, уникальные копыта северных оленей меняются в зависимости от времени года. С приходом тепла они становятся мягче, а зимой мягкие подушечки исчезают. Это помогает животным не скользить на льду и эффективнее раскапывать ногами снег в поисках ягеля. Благодаря жёстким волосам, растущим возле копыт, они не только не проваливаются в снег, но и практически не оставляют на нём следов.
А хотите покататься на оленях?
Подвижная игра с речевым сопровождением «Едем на оленях»
Полярное небо ночи темней,
Струйками пар из оленьих ноздрей
Хэй-хэй-хэй,
Ой, хэй-хэй.
Свистят по дороге полозья саней,
Поземка скользит и струится по ней.
Хэй-хэй-хэй,
Ой, хэй-хэй.
И ветер с веселою песней моей
Летит над просторами
Снежных полей.
Хэй-хэй-хэй,
Ой, хэй-хэй.
Воспитатель: Мы с вами оказались перед Северным Ледовитым океаном. Холодная вода, плавают огромные льдины, Айсберги. А на льдине…
• Мех короткий, но густой
Есть клыки и ласты
В складку богатырь такой
Толстый и опасный.
Появляется на экране МОРЖ
- Чем покрыто тело моржа под кожей? (Жиром).
- Зачем моржу столько много жира? (чтоб не замерзнуть в холодной воде).
- Как называются ноги моржа? (ласты).
- Морж какой? (клыкастый, неуклюжий).
- Что есть у моржа на мордочке? (Клыки).
- Для чего они нужны моржу? (Длинные клыки нужны, чтобы защищаться от врагов, помогать при движении - колоть лед).
А вы знаете, что такие большие, массивные моржи питаются маленькими рачками, моллюсками и беспозвоночными, а также рыбой. Охотятся моржи с помощью усов – вибрисс, – прощупывая ими морское дно. …
Воспитатель: Давайте посчитаем моржей….
Дидактическая игра «Сколько моржей?»
• Живет в краю холода, снега и льда,
Ему не страшна ледяная вода,
Не ленится рыбку ловить каждый день,
Зовется животное это… тюлень
- Чем покрыто тело тюленя? (Шерстью).
- Что тюлень делает с помощью ласт? (Передвигается в воде, на суше).
- Как называют детеныша тюленя? (Тюлененок)
Воспитатель: Окраска большинства видов тюленей серая или бурая, некоторые виды имеют крапчатый узор. А маленькие тюленята имеют белую окраску, поэтому их еще называют бельками. Их шерстка мягкая и пушистая, легко намокает, поэтому они не могут сопровождать мать в воде и большую часть времени проводят на берегу или дрейфующей льдине.
Давайте, изобразим тюлененка.
Игра с речевым сопровождением «Тюлень»
Спит на льдине целый день
Толстый маленький тюлень.
У ленивого растяпы превратились
В ласты – лапы!
Воспитатель: -Ребята, а какое самое большое животное Севера?
(Белый медведь).
Правильно, белый медведь — самый крупный сухопутный хищник на Земле. Но он великолепно плавают. В воде белые медведи проводят больше времени, чем на суше. На лапах у него есть перепонки, которые помогают ему плавать. Нередко белого медведя можно увидеть плывущим в открытом море далеко от суши. А еще он часто путешествует на дрейфующих льдинах.
- А каких еще медведей вы знаете? А какой медведь живёт в наших лесах?
- Давайте, составим сравнительный рассказ о буром и белом медведях?
А что нам в этом поможет?
Ответы детей.
Дети составляют сравнительный рассказ про медведей с помощью мнемотаблицы
Воспитатель: есть ещё игра для вас, хотите поиграть с обитателями Севера?
Ответы детей
Подвижная игра с речевым сопровождением «Обитатели Севера»
По ледяной пустыне (идут по кругу вперевалочку, медленно)
Медведица идет.
За нею медвежата (убыстряют шаг)
Торопятся вперед.
Трещит мороз жестокий, (обнимают себя руками)
Повсюду снег и лед. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)
По полынье холодной
За нерпой морж плывет. (идут, делают гребки руками)
Бегут, спешат олени, (руки с крестно над головой – «рога», бегут)
Им виден путь едва (высоко поднимая колени)
Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)
Полярная сова.
Воспитатель: -Ребята, а какое животное с нами не играло? Ответы детей.
Воспитатель: -А вы помните, сколько длится полярная ночь?
Ответы детей.
Воспитатель: А сможем ли мы узнать в темноте животных Севера? Давайте, проверим.
Дидактическая игра «Кто где находится?»
Воспитатель: Ребята, а какие общие признаки у большинства обитателей Севера?
Ответы детей.
Воспитатель: - Вы всё запомнили о животных севера?
Ответы детей.
Воспитатель: - Ну тогда, вы не зевайте: что бывает, а чего не бывает называйте….
Дидактическое упражнение "Нелепицы"
Воспитатель: Белый медведь живёт в жарких странах.
Дети. Белый медведь живёт на Севере.
Воспитатель: Тюлень охотится на белого медведя.
Дети. Белый медведь охотится на тюленя.
Воспитатель: Северный олень живёт в воде.
Дети. Северный олень живёт на суше.
Воспитатель: Морж питается сухой травой, добытой из-под снега.
Дети. Северный олень питается сухой травой, а морж питается рыбой.
Воспитатель: Тюленёнка называют белячок, потому что он… черный.
Дети. Тюленёнка называют белячок, потому что он белый.
Воспитатель: Морж клыками ловит рыбу.
Дети. Морж клыками цепляется за льдины.
Итог совместной деятельности
Воспитатель : Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мы узнали сегодня много нового об обитателях Севера. А что это за книга?
Ответы детей.
Воспитатель : правильно – это Красная книга, в которую занесены все редкие исчезающие виды животных. Многие животные Севера – белый медведь, северный олень, морж, тюлень и пингвин занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться. Задача людей – сохранить жизнь этим удивительным животным.
Предлагаю вам в свободное время нарисовать обитателей Крайнего Севера и рассказать о них своим друзьям и родителям.
Понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего запомнилось?
Ответы детей.
Воспитатель : А наш самолёт отправляется обратно в детский сад.
Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре, пять – прилетел наш самолёт.