МААМ-картинки

Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию «Обитатели Севера»

Наталья Пупкова
Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию «Обитатели Севера»

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Обитатели Севера»

Цель: уточнение и закрепление представлений детей о животных Севера.

Задачи:

образовательные:

- закрепить представления о природных и погодных особенностях Севера, его обитателях (их внешнем виде, детенышах; образе жизни);

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию „Обитатели Севера“» размещена в разделах

- расширить и активизировать словарный запас по данной лексической теме ;

-закрепить сформированные ранее лексико- грамматические категории (согласование прилагательных с существительными; числительных с существительными; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- сформировать и закрепить навыки составления сложных предложений; сравнительного рассказа с помощью мнемотаблицы;

- формировать у детей представления о ЗОЖ (различные виды гимнастик)

развивающие :

- развивать навыки связного высказывания (умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; рассуждать, давать пояснения);

- развивать слуховое и зрительное восприятие; внимание;

- совершенствовать умение ориентироваться в пространстве;

- развивать мелкую и общую моторику; межполушарные связи;

- развивать координацию речи с движением.

воспитательные:

- воспитывать у детей желание и умение слушать товарища; умения работать сообща;

- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство ответственности, взаимопомощи; доброжелательность, самостоятельность;

- воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.

Образовательные области:

Речевое развитие

• Социально-коммуникативное развитие

• Познавательное развитие

• Физическое развитие

Методы и приё мы: словесные (объяснение, игра, беседа); наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация, игра)

Форма проведения: совместная развивающая деятельность с использованием различных технологий

Оборудование:

Интерактивная доска, презентация «Обитатели Севера»; глобус, мнемотаблица, экран с подсветкой; силуэтные изображения обитателей Севера.

Предварительная работа:

Просмотр презентации, рассматривание иллюстраций, чтение книг и стихов по теме; разучивание различных гимнастик.

Ход НОД:

Организационный момент.

«Рады видеть всех сейчас,

Ведь давно мы ждали вас.

Дружно за руки беремся,

И гостям мы улыбнемся»

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. А вот куда попробуйте догадаться…. Там всегда царствует холод, снега и морозы….

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно : на Крайний Север, в Арктику. Только чтобы нам не заблудиться, нужно сначала найти Арктику на глобусе.

Ребята, а что такое глобус?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно – это модель земли, нашей с вами планеты.

Дети подходят к глобусу.

Воспитатель: Какие цвета вы видите на глобусе, и что они означают?

Дети: голубой и синий цвета-это вода, зеленый цвет — это ровные участки земли, желтый цвет — это пески, пустыни, коричневый — горы, белый цвет — снег и лед.

Воспитатель: Так, где же мы будем искать Арктику?

Дети: там, где всё белое; это и на самом верху глобуса и внизу …

А кто может рассказать стихотворение про полюса?

Короной снежной с двух сторон.

Наш шар прекрасный окружён!

Два полюса, два братика –

Антарктика и Арктика!

Воспитатель: А как же нам попасть на северный полюс?

Ответы детей.

Беседа о транспорте (самолёт, ледокол)

Воспитатель: А как вы думаете на чём быстрее мы с вами можем добраться?

Ответы детей.

Воспитатель: -Правильно, на самолете. Давайте, подготовимся к полёту.

Подвижная игра с речевым сопровождением «Самолёт»

Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд - загудел наш самолет,

Левое крыло вперёд - полетел наш самолет,

Раз, два, три, четыре, пять – нам посадку надо дать!

Воспитатель: - Приземлились. Посмотрите, ребята, мы с вами попали в настоящие зимнее царство Снежной Королевы. Что вы видите?

Ответы детей.

Воспитатель: Всё правильно, ребята. Лед в Арктике никогда не тает, там Северный Ледовитый океан закован льдами.

В Арктике лето очень короткое и холодное. Летом там полярный день. Несколько месяцев – белые ночи, но всё равно очень холодно!

Длинная холодная зима длится почти полгода. Солнце зимой не показывается на небе, длится полярная ночь. Всё время темно.

В бесконечной темноте в ночном небе бывает невероятно сказочное красивое явление - северное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями, это очень волшебное завораживающее зрелище. Итак, мы на Крайнем Севере.

Воспитатель: Ребята, а, давайте со снежком поиграем. Ну – ка, дети не зевайте: вы снежок передавайте, на вопросы отвечайте.

Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»

ЗИМА (какая) – снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная ….

СНЕГ (какой) – пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный, колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый ….

ЛЕД (какой) – тяжелый, прозрачный, холодный…

МОРОЗ (какой) - трескучий, ледяной, крепкий, сильный…

ВЕТРА (какие) – сильные, порывистые, снежные, морозные, холодные…

СНЕЖИНКА (какая) - искристая, пушистая, холодная…

А вот и снежинки появились, давайте с ними поиграем и гимнастику для глаз сделаем.

Гимнастика для глаз «Снежинка»

Мы снежинки увидали,

Со снежинками играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки влево полетели,

Дети влево посмотрели.

Ветер снежинку в центр перегнал.

Ветер снежинку вверх поднимал,

Ветер снежинку вниз опускал.

И на землю снег упал….

Мы приляжем на сугроб,

Отдохнем с тобой, дружок.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

Глазки открываем,

Глазки наблюдают.

Воспитатель: Ой, что-то я совсем замёрзла. Давайте, погреемся…

Самомассаж :

Руки в кулачки сожмём

И немножко подождем.

На ладошки мы подуем,

Все снежинки мы с них сдуем.

Каждый пальчик мы возьмём,

Сильно на него нажмём.

Мы ладошки растираем

И лицо обогреваем.

Растираем лобик тоже

Теплым стать ему поможем.

Щеки надуваются,

Губы улыбаются.

Подбородок разотрем,

Губки дружно пожуем.

Здесь живет наш язычок,

Пусть погреется дружок!

Воспитатель: Согрелись?

Ответы детей

Воспитатель: Посмотрите, нас кто - то встречает….

а мы его узнаем, когда загадку отгадаем

Загадки:

• С шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны —

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода.

Появляется на экране ПЕСЕЦ.

Ребята, а что вы знаете про песца?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы знаете, что внешне песец напоминает лисицу, но лают эти животные, как собаки. Это неудивительно, если учесть, что они относятся к роду псовых.

Ритмическая игра «Полаем как песец…»

• Словно царскую корону, носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежные луга.

Появляется на экране ОЛЕНЬ

- Чем покрыто тело оленя? (Шерстью)

-Какая у него шерсть? (Жесткая, густая, теплая).

-Для чего ему такая шерсть? (Она бережет его от холода).

-Для чего ему такие копыта? (Чтобы не проваливаться в снег, раскапывать еду).

-Какую пользу приносит олень людям? (Олень дает оленеводам мясо, мех, перевозит людей и грузы).

Воспитатель: А вы знаете, что, уникальные копыта северных оленей меняются в зависимости от времени года. С приходом тепла они становятся мягче, а зимой мягкие подушечки исчезают. Это помогает животным не скользить на льду и эффективнее раскапывать ногами снег в поисках ягеля. Благодаря жёстким волосам, растущим возле копыт, они не только не проваливаются в снег, но и практически не оставляют на нём следов.

А хотите покататься на оленях?

Подвижная игра с речевым сопровождением «Едем на оленях»

Полярное небо ночи темней,

Струйками пар из оленьих ноздрей

Хэй-хэй-хэй,

Ой, хэй-хэй.

Свистят по дороге полозья саней,

Поземка скользит и струится по ней.

Хэй-хэй-хэй,

Ой, хэй-хэй.

И ветер с веселою песней моей

Летит над просторами

Снежных полей.

Хэй-хэй-хэй,

Ой, хэй-хэй.

Воспитатель: Мы с вами оказались перед Северным Ледовитым океаном. Холодная вода, плавают огромные льдины, Айсберги. А на льдине…

• Мех короткий, но густой

Есть клыки и ласты

В складку богатырь такой

Толстый и опасный.

Появляется на экране МОРЖ

- Чем покрыто тело моржа под кожей? (Жиром).

- Зачем моржу столько много жира? (чтоб не замерзнуть в холодной воде).

- Как называются ноги моржа? (ласты).

- Морж какой? (клыкастый, неуклюжий).

- Что есть у моржа на мордочке? (Клыки).

- Для чего они нужны моржу? (Длинные клыки нужны, чтобы защищаться от врагов, помогать при движении - колоть лед).

А вы знаете, что такие большие, массивные моржи питаются маленькими рачками, моллюсками и беспозвоночными, а также рыбой. Охотятся моржи с помощью усов – вибрисс, – прощупывая ими морское дно. …

Воспитатель: Давайте посчитаем моржей….

Дидактическая игра «Сколько моржей?»

• Живет в краю холода, снега и льда,

Ему не страшна ледяная вода,

Не ленится рыбку ловить каждый день,

Зовется животное это… тюлень

- Чем покрыто тело тюленя? (Шерстью).

- Что тюлень делает с помощью ласт? (Передвигается в воде, на суше).

- Как называют детеныша тюленя? (Тюлененок)

Воспитатель: Окраска большинства видов тюленей серая или бурая, некоторые виды имеют крапчатый узор. А маленькие тюленята имеют белую окраску, поэтому их еще называют бельками. Их шерстка мягкая и пушистая, легко намокает, поэтому они не могут сопровождать мать в воде и большую часть времени проводят на берегу или дрейфующей льдине.

Давайте, изобразим тюлененка.

Игра с речевым сопровождением «Тюлень»

Спит на льдине целый день

Толстый маленький тюлень.

У ленивого растяпы превратились

В ласты – лапы!

Воспитатель: -Ребята, а какое самое большое животное Севера?

(Белый медведь).

Правильно, белый медведь — самый крупный сухопутный хищник на Земле. Но он великолепно плавают. В воде белые медведи проводят больше времени, чем на суше. На лапах у него есть перепонки, которые помогают ему плавать. Нередко белого медведя можно увидеть плывущим в открытом море далеко от суши. А еще он часто путешествует на дрейфующих льдинах.

- А каких еще медведей вы знаете? А какой медведь живёт в наших лесах?

- Давайте, составим сравнительный рассказ о буром и белом медведях?

А что нам в этом поможет?

Ответы детей.

Дети составляют сравнительный рассказ про медведей с помощью мнемотаблицы

Воспитатель: есть ещё игра для вас, хотите поиграть с обитателями Севера?

Ответы детей

Подвижная игра с речевым сопровождением «Обитатели Севера»

По ледяной пустыне (идут по кругу вперевалочку, медленно)

Медведица идет.

За нею медвежата (убыстряют шаг)

Торопятся вперед.

Трещит мороз жестокий, (обнимают себя руками)

Повсюду снег и лед. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)

По полынье холодной

За нерпой морж плывет. (идут, делают гребки руками)

Бегут, спешат олени, (руки с крестно над головой – «рога», бегут)

Им виден путь едва (высоко поднимая колени)

Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)

Полярная сова.

Воспитатель: -Ребята, а какое животное с нами не играло? Ответы детей.

Воспитатель: -А вы помните, сколько длится полярная ночь?

Ответы детей.

Воспитатель: А сможем ли мы узнать в темноте животных Севера? Давайте, проверим.

Дидактическая игра «Кто где находится?»

Воспитатель: Ребята, а какие общие признаки у большинства обитателей Севера?

Ответы детей.

Воспитатель: - Вы всё запомнили о животных севера?

Ответы детей.

Воспитатель: - Ну тогда, вы не зевайте: что бывает, а чего не бывает называйте….

Дидактическое упражнение "Нелепицы"

Воспитатель: Белый медведь живёт в жарких странах.

Дети. Белый медведь живёт на Севере.

Воспитатель: Тюлень охотится на белого медведя.

Дети. Белый медведь охотится на тюленя.

Воспитатель: Северный олень живёт в воде.

Дети. Северный олень живёт на суше.

Воспитатель: Морж питается сухой травой, добытой из-под снега.

Дети. Северный олень питается сухой травой, а морж питается рыбой.

Воспитатель: Тюленёнка называют белячок, потому что он… черный.

Дети. Тюленёнка называют белячок, потому что он белый.

Воспитатель: Морж клыками ловит рыбу.

Дети. Морж клыками цепляется за льдины.

Итог совместной деятельности

Воспитатель : Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мы узнали сегодня много нового об обитателях Севера. А что это за книга?

Ответы детей.

Воспитатель : правильно – это Красная книга, в которую занесены все редкие исчезающие виды животных. Многие животные Севера – белый медведь, северный олень, морж, тюлень и пингвин занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться. Задача людей – сохранить жизнь этим удивительным животным.

Предлагаю вам в свободное время нарисовать обитателей Крайнего Севера и рассказать о них своим друзьям и родителям.

Понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего запомнилось?

Ответы детей.

Воспитатель : А наш самолёт отправляется обратно в детский сад.

Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре, пять – прилетел наш самолёт.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в страну Посуды» в подготовительной группе Цель: закрепить представление о посуде, ее многообразии и назначении. Задачи: Образовательные: - Закреплять познания детей о посуде (умение.

Конспект НОД «Умники и умницы» по речевому развитию в подготовительной группе Конспект Н. О. Д по речевому развитию в подготовительной группе Образовательная область: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Конспект ОД по речевому развитию «Четыре желания» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по речевому.

Конспект ООД по речевому развитию «Мы сочиняем сказки» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ООД по речевому развитию «Мы сочиняем сказки» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Прогулка в лес» Цель: Выявить уровень речевого развития. Программное содержание: Закреплять классификацию предметов, обобщающих слов, признаки времени года,.

Конспект занятия по речевому развитию «Доктор» в первой младшей группеКонспект занятия по речевому развитию «Доктор» в первой младшей группе Направление: речевое развитие, восприятие художественной литература. Тема: Доктор. Педагогические цели: знакомить с профессией врача,.

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Дикие животные. Лиса» Конспект занятия в подготовительной группе по НОД «Речевое развитие» : «Дикие животные. Лиса» Цель: Расширять знания о жизни, среде обитания.

Конспект занятия «Школьные принадлежности» по речевому развитию для детей подготовительной группы Цель: Продолжать знакомить детей со школьными принадлежностями, учить их сравнивать, обобщать предметы и выделять характерные признаки.

Конспект занятия в первой младшей группе по речевому развитию «Игрушки» Конспект занятия в первой младшей группе по речевому развитию «Игрушки» Елена Долгих Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное.

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Сочиняем сказку» Цель: Развитие связной речи и речевого творчества дошкольников. Задачи: Образовательные: Способствовать развитию образности, развитию связной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию «Обитатели Севера»
Опубликовано: 26 января 2021 в 18:13
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию «Обитатели Севера»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Пупкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД