Людмила Кремнева
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Любовь и мудрость народная»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: Содействовать обогащению эмоционального восприятия в процессе знакомства с устным народным творчеством.
Учить понимать небылицы. чувствовать заложенный юмор.
Обогащать словарный запас и знания детей.
создать положительный эмоциональный настрой.
материал: глобус, иллюстрации к потешкам, книга К. Чуковского "Путаница",куклы для кукольного театра, пособие по моделированию.
Ход занятия : Внести глобус
- Посмотрите и скажите, что это такое?
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе на тему „Любовь и мудрость народная“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
- Верно – модель нашей земли, а как называется страна, в которой мы живем?
- Где она на глобусе?
- Как называют людей живущих в России?
- Конечно мы с вами россияне, часть великого русского народа. А знаете ребята, когда-то давным-давно наша Родина называлась Русь, а людей называли Русичи или славяне. Русский народ всегда славился своей культурой. Культура состоит из нескольких частей. Моделирование: (культура – язык, искусство, традиции, религия)
Сегодня мы поговорим об устном народном творчестве. В далекие времена большинство людей не умели ни читать, ни писать, а сочиненные ими сказки, песенки, потешки, загадки передавали из уст в уста.
- Что такое уста?
- То, что сочинял и передавал народ из уст в уста – называется устное народное творчество (т. е. люди не записывали, передавали друг другу словами). Начиналось знакомство с ним практически с рождения ребенка. Каким образом, можете сказать?
- Когда вы были совсем маленькими мамы, бабушки и даже папы напевали вам колыбельные песенки. Вы помните их, могли бы сейчас напеть?
- Ой, ты котенька-коток,
Котя серенький лобок.
Приди котик ночевать
Нашу деточку качать.
- Баю-бай, баю-бай
Ты собачка не лай.
Белолапа не скули
Мою детку не буди.
- Кукла Валя хочет спать
Уложу её в кровать.
Принесу ей одеяло
Чтоб скорее засыпала.
- Люли-люли. люлиньки
Прилетели гуленьки
Прилетели гуленьки
Сели возле люленьки.
Стали люленьку качать,
Стали Сашу усыплять.
Спи-ко, кпи-ко засыпай
Свои глазки закрывай.
- Баю- бай, баю-бай
Ходит сон по лавочке
В голубой рубашечке.
Баю-бай, баю-бай
Поскорее засыпай.
- Ребенок подрастал и приходил черед потешек. ( выставка иллюстраций по потешкам: «Сорока белобока», «Пожар», «Петушок», «Кот», «Ваня-Ваня простота» и т. д.)
-Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации, какие строчки вам приходят на ум?
- Сорока - белобока
Кашу варила,
Деток кормила
Этому дала.
- Ходит кот по лавочке
Водит кошку за лапочки.
Топа. топа по лавочке
Цапы, цапы за лапочки.
- Петушок, петушок
Золотой гребешок.
- Тили бом, тили бом
Загорелся кошкин дом.
- Посмотрите на данную иллюстрацию и послушайте именную потешку
Ваня, Ваня простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
- А Вы, порадуете нас именными потешками?
- За столом сидит Ванюша
Наш Ванюша любит кушать!
Раз, два, три мелькает ложка
Не осталось даже крошки
Завтраку пришел конец,
Кто все съел, тот молодец.
- Две подружки Маша с Дашей
Съели две тарелки каши.
Чаю выпили две кружки
Маша с Дашей две подружки
И вдвоем пошли гулять,
Во дворе с мячом играть
- Чики-чики-чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Дуня в тележке
Щелкает орешки
- Заяц Егорка свалился под горку,
Бегите под горку спасайте Егорку.
- Едет Ваня на быке,
Балалаечка в руке.
Балалаечка упала
Ване ноженьку сломала.
- Жил был Глеб
Сеял Глеб хлеб.
Потрудился Глебушка
Есть у Глеба хлебушко
- Созданные народом потешки умеют ободрить человека и ласковым словом и доброй шуткой. Устное народное творчество не только воспитывает, но и учит, развивает память, мышление.
- Во все времена дети любили загадки. В них просто и красочно выражал народ свое отношение к миру, к природе, к животным и птицам и конечно старинные загадки отличаются от современных. Недаром говориться «Загадка – ума зарядка». Сейчас я загадаю вам старинные загадки, а вы попробуйте их отгадать.
- Ребята, как вы думаете, чем же отличаются старинные загадки? (языком, словами, которые мы сейчас не используем) Тем не менее они интересны, заставляют нас поразмыслить, подумать, с чем-то сравнить и найти отгадку.
• В синем небе светляки,
Не дотянешь к ним руки.
Один большой светляк
Загнулся как червяк
• Умный Ивашка
Всю жизнь в одной рубашке,
По белому полю пройдет –
Каждый след его поймет
• Два Егорки
Живут возле горки.
Живут дружно,
А на друга не глядят.
- Ребята, как вы думаете, чем же отличаются старинные загадки? (языком, словами, которые мы сейчас не используем) Тем не менее они интересны, заставляют нас поразмыслить, подумать, с чем-то сравнить и найти отгадку.
- Когда дети становились старше, их радовали небылицами. Скажите, пожалуйста, что такое небылицы? (их интересно слушать, они смешные, такого не бывает на самом деле)
- Все вы оказались правы, ведь небылицы – это весёлые истории, которые вызывают смех и никого не обижают. Небылицы, как и загадки помогают в развитии и обучении детей.
- А сейчас, мы посмотрим, как вы умеете подмечать небылицы. Посмотрите на картину и скажите, что вы увидели? (подобрать картинки с сюжетами небылиц, а ребята увидят и расскажут)
- Небылицы настолько интересны, что и детские писатели обращались к ним в своем творчестве. Вы узнаете эту книгу? (К. Чуковский «Путаница»)
- Разрешите, я прочту отрывок из оттого удивительного произведения, а вы слушая постарайтесь запомнить небылицы, чтобы ответить на мой вопрос. (можно использовать фишки)
- Прослушав, какие вы заметили небылицы?
Сценка «Никодим и Егор» Г. Сапгир (можно подготовить детей или кукольным театром обыграть)
- Здорово Никодим.
- Здорово Егор.
- Откуда идешь?
- С кудыкиных гор.
- А как у вас Егор поживают?
- На босу ногу топор надевают.
Сапогом траву косят.
В решете воду носят.
Наши сани едут сами,
А лошади у нас с усами
Бегают в подполе за мышами.
- Да ведь это кошка!
- Комара тебе в лукошко.
Наши кошки живут в гнезде,
Летают везде
Прилетели во двор
Завели разговор: кар, кар.
- Да ведь это вороны!
- Мухомор тебе вареный!
Наша-то ворона ушаста
В огороде шастает часто.
Скок да скок, через мосток
Белым пятнышком хвосток.
- Да ведь это зайчишка!
- Да в нос тебе шишка!
Нашего зайца все звери пугаются
Прошлой зимой в лютый мороз
Серый зайчишка барана унес.
- Да это волк!
- Да по лбу тебя щелк!
Неужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой
Пообедал лебедой.
- Да ведь это козлище!
- Щелчков тебе тыща!
Эх Егор, Егор
Носишь шапку соболью
Ни перед кем не ломаешь
И шуток не понимаешь.
- Вижу, вам очень понравились веселые небылицы, а вам бы хотелось стать автором небылицы? Вот вам домашнее задание: сочинить небылицу и рассказать её нам.
- Вот и закончилась наша беседа об устном народном творчестве. Давайте ещё раз вспомним, о чем мы говорили.
Таким образом, вы видите, что устное народное творчество и сегодня используется вашими мамами, бабушками, воспитателями и помогает в вашем воспитании. Надеюсь, что когда вы вырастите большими и у вас будут свои дети, вы тоже будете их радовать колыбельными, потешками, небылицами, загадывать загадки, рассказывать сказки.
- А в заключении о нашей беседе предлагаю поиграть в русскую народную игру «Ушки». будьте внимательны прислушивайтесь к словам
Мама била, била, била
И все папе доложила,
Папа бил, бил, бил
И все бабе доложил,
Баба била, била, била
И все деду доложила,
Дед бил, бил, бил
И все сестрам доложил,
Сестры били, били, били
И все братьям доложили,
Братья били, били, били
И в кадушку закатили.
А в кадушке две лягушки
Прячьте дети скорее ушки.