Марина Королёва
Конспект занятия в подготовительной группе «Легенды моего города».
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
-развивать и обогащать знания детей о названии города, его истории, достопримечательностях
-Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, чувство патриотизма
-воспитывать любовь к своей малой родине
Предварительная работа: Экскурсии по родному городу, посещение краеведческого музея, просмотр альбома с фотографиями нашего города.
Оборудование: разрезные карточки с изображением города, фотографии города, достопримечательностей, карандаши, листы бумаги, иллюстрации легенды.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Легенды моего города“,» размещена в разделах
Ход занятия.
Вводная часть.
Нет сегодня краше в мире целом
Города, в котором я живу.
И его торжественно и нежно
Я своею родиной зову.
-Ребята, а как называется наша страна?
-Мы гордимся нашей великой Россией, но у каждого из нас есть и своя малая родина - тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом
-А как называется наш город?
-На какой улице стоит наш детский сад?
- Какая река протекает в нашем городе?
-Сегодня, ребята, я вам хочу рассказать о нашем городе, о том, откуда возникло название нашего города и о некоторых его достопримечательностях! (показываю фото города, по ходу рассказа, показываю иллюстрации)
Девятигорск, Девягорск, Болхов – эти три названия, овеянные легендами и сказаниями, сохранила для нас история.
-Ребята, как вы думаете, а почему кроме названия Болхов, у нашего города было такое название как Девятигорск?
-А потому что наш город стоит на девяти холмах.
О происхождении названия Болхова существует несколько версий. По одной из версий название городу дала река Болховка, протекающая в нашей местности.
Говорят, что в городе жила волшебница. У неё была дочь. Однажды, в жаркий день дочь пошла купаться в реку Болховку и утонула в ней. Её мать – волшебница умела повелевать явлениями природы, сделала так, чтобы река ушла под землю. Река исчезла, а память о ней сохранилась в названии – Болхов. Есть ещё одна красивая легенда о происхождении самой реки –Болховки. С ней сейчас я вас и познакомлю. Протекает через Болхов небольшой ручеёк, который местные жители называют Болховкой. Много веков назад он был полноводной рекой. Существует легенда, что высушила эту реку великая колдунья, у которой в Болховке утонул единственный сын. Когда это было, теперь уже никто сказать не может. Родилась на нашей земле девушка красоты необыкновенной. Не подберёшь и слов таких, чтоб описать красоту её. Долгожданная она была, до неё всё сыновья у родителей рождались. Сердце матери не могло нарадоваться. "Кровиночка ты моя, Болховиночка ты моя", - приговаривала мать, лаская ненаглядную дочку.
Шло время, девочка подрастала и становилась ещё краше. "Болховиночка, золотиночка, - приговаривала мать. К несчастью, влюбился в Болховиночку злой колдун. Колдовскую силу имел он страшную: мог вызвать бурю, остановить дождь, превратить человека в камень, дерево или животное, наложив на него магическое заклинание. Боялись его все, обходили стороной. И стал он ухаживать за девушкой, притворяясь добрым да ласковым, но она к этому времени полюбила парня, такого же голубоглазого, - был он оружейником, ковал мечи булатные да копья острые. Отвергла Болховиночка колдуна, и затаил он на неё злобу лютую. Стал он подкарауливать, когда Болховиночка одна останется, дождался, произнёс свое заклинание, и превратилась девушка в тихую речку. Вода в ней была прозрачная, по цвету напоминала голубые глаза девушки. Удивились селяне, откуда вдруг речка взялась, а когда Болховиночка домой не вернулась, догадались, что это дело рук колдуна. "Вот она, твоя Болховка, - сказал он со злобой мастеру-оружейнику. - Не моя, так и не твоя". До конца своих дней горевали родители, все не могли отойти от реки и умерли один за другим на берегу. Проходили века, и стали забывать, откуда взялась эта река, только название помнили - Болховка. На протяжении столетий замечали, что входят в воды Болховки только парни. Они могли очень долго плескаться, купаться, устраивать разные игры в воде. Даже пожилые мужчины, окунувшись в воды Болховки, выходили бодрыми и помолодевшими. Для всех это оставалось загадкой! И случилось новое чудо! Полюбила Болховка одного парня, да так крепко, что не отпускала его из вод своих долгими часами. Воды реки были так ласковы, так нежны с парнем, и золотой песок на дне казался ему длинными шелковистыми волосами, и чудились ему в воде глаза необыкновенной голубизны. Приворожила Болховка парня, да так, что он и дома стал появляться редко. Днём он плескался в тёплых, ласковых водах реки, а ночью сидел на берегу. Заметили эту странность родители и стали его запирать дома. Но необъяснимая сила влекла его к реке, дома он чах и метался, как раненый зверь. Однажды не выдержал он, сломал запоры и бегом бросился к Болховке, чтобы войти в её ласковые воды. А она так соскучилась по нему, что решила больше не отпускать. Когда он нырнул, чтобы погладить ладонями золотой песок, тот вдруг расступился перед ним, а затем накрыл его сверху. "Не отпущу я тебя больше, ты навсегда будешь моим," - эти слова вошли в его сознание, и больше он ничего уже не услышал. Он тихо лежал на дне, присыпанный золотым песком и укрытый голубой толщей воды, как пуховым одеялом. Многие видели, как вошёл парень в воду, но никто не видел, как он выходил. "Река забрала его себе", - говорили люди. Приходила к реке мать парня, просила Болховку отдать тело сына. Тихая и спокойная река сердилась, вздымала такие волны, что люди диву давались. И стали парни Болховки бояться, и никто из них больше не подходил к реке. А бедная мать парня не уходила с берега, надеясь, что река вернёт ей тело сына. Но надежды её были тщетны.
-Ребята, вам понравились легенды о происхождении названия нашего города и реки?
Физкультминутка. «А часы идут, идут»
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
-Ребята, а вы знаете где у нас расположены главные часы нашего города?
-Они находятся на Спасо-Преображенском соборе, который мы с вами видели во время экскурсии! Часы видно из любой точки города, с какой бы стороны вы не смотрели!
-Ребята, давайте с вами немного поиграем!
Основная часть.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Дидактическая задача. Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знания детей о родном городе, воспитывать любовь к малой Родине.
Игровые правила. За определенное время правильно собрать из частей целую картинку.
Игровые действия. Поиск, складывание частей картинки.
Ход игры.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением достопримечательностей города. Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку. Раздав картинки, по числу играющих, воспитатель говорит: «Начали!». Дети выбирают нужные части своей картинки.
(раздаются изображения собора и церквей города)
Пальчиковая игра «В нашем городе»
(самомассаж подушечек пальцев, один палец на одну строчку)
Собранье улиц, площадей, -5
Машин, автобусов, людей, -4
Многоэтажные дома -3
Стоят как книжные тома. - 2
Но всё же, любим город мы -1 (смена рук)
За то, что с лета до зимы – 1
Встречаем радостных друзей, - 2
А с ними можно и в музей, - 3
И в цирк пойти и на каток – 4
И погулять в любой денек! - 5
-Ребята, а сейчас мы с вами будем рисовать наш город. Каждый из вас будет рисовать свой рисунок города и каждый из вас сам решит, что бы он хотел нарисовать (парк, красивые дома, речку и мост, памятник, свою любимою детскую площадку и т. д.)
-А теперь приступаем к работе, но вначале подумайте, что бы вы хотели нарисовать (во время работы воспитатель дает устные указания детям, которые затрудняются в работе).
В конце занятия дети рассматривают получившиеся работы и делают вывод, что у каждого получился красивый рисунок «Мой город».
Итог занятия.
-Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали о нашем городе?
-Какие еще названия были у города?
-Что вам больше всего понравилось на занятии?
-Вы нарисовали рисунки нашего города, рисунки получились очень красивые, Давайте мы из ваших рисунков сделаем выставку в нашей группе!