Елена Денисова
Целевая прогулка «Деревья моего города»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация:
Методическая разработка предполагает расширение представлений у детей младшего дошкольного возраста о природных богатствах тамбовской земли, в особенности – г. Рассказово, его растительном мире. Воспитание любви к малой родине через знакомство с природой родного края и чувства сопричастности к ее сбережению; развитию способности - чувствовать красоту природы своей малой родины, эмоционально откликаться на нее.
Методическая разработка может быть полезна педагогам и родителям детей ДОУ.
Содержание
1. Введение 4
2. Основная часть 5-8
3. Заключение 9
4. Список используемых источников 10
Введение:
Темочки:
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется как потребность участия в делах на благо своей семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Любовь к Родине начинается с любви к природе.
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете –
Есть Родина своя.
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей.
Для беленькой березки
Опушки нет родней.
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья,
У каждого на свете
Есть Родина своя!
И там, где мы родились,
Где радостно живем,
Края свои родные
Мы Родиной зовем.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Наличие таких занятий, вовлечение родителей в воспитательный процесс, для совместной работы по изучению природы родного города, несомненно является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.
Основная часть.
Цель:
Формирование представлений у детей младшего дошкольного возраста о жизни деревьев родного города и их взаимосвязи с окружающей средой.
Задачи:
- Создать условия для формирования представлений о природе родного края.
- Исследовать особенности жизнедеятельности деревьев, влияние деятельности человека на жизнь дерева.
- Знать названия распространенных деревьев нашего города.
-Учить сравнивать деревья по внешним признакам (толщина и цвет ствола, величина и форма листьев)
-Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой).
- Прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы.
- Активизировать речь детей, обогащать словарный запас (крылатки, сережки, гладкий)
- Закрепить название соседней, с детским садом, улицы Воронежской.
Участники мероприятия:
Дети дошкольного возраста.
Воспитатель.
Подготовительная работа:
1. Беседа о городе Рассказово.
2. Чтение художественной литературы о природе.
3. Рассматривание иллюстраций картин русских художников и художников – земляков.
4. Презентация на тему: «Деревья города Рассказово».
5. Слушание музыкальных произведений.
Оборудование: Фотографии знакомых мест города Рассказово : листья березы, клена, рябины, дуба; шишки.
Ход мероприятия:
Воспитатель показывает детям фотографии с изображением деревьев на территории детского сада; улицы Воронежской; центрального сквера нашего города; улицы и дома ребенка (1- 2 выборочно)
- Что общего на всех фотографиях? (деревья; знакомые и родные места нашего города)
- И дом, и наш сад, и знакомые улицы и скверы, место, где мы родились, живем, учимся, работаем. Чем все это является для нас? (Наша Родина)
Сегодня мы с вами проведем экскурсию на соседнюю улицу и рассмотрим ее. Что интересного есть на улице Воронежской, о чем мы будем говорить сегодня?
Попробуйте угадать! Я загадаю вам загадку.
Загадка:
Его зимой и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
(дерево)
- Верно, на прогулке мы уточним, какие деревья растут на улицах нашего города.
(На улице Воронежской, обращаю внимание детей на ее красоту, любуемся ею)
- Дети, давайте отыщем знакомые нам деревья, отгадав загадку:
Белоствольные красавицы дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
- О чем эта загадка?
Дети: - О березе.
Воспитатель: - Правильно. Давайте подойдем к березе и внимательно ее рассмотрим.
- Как вы узнали березу?
Дети: - По стволу.
Воспитатель: - У березки стройный, высокий белый ствол с черными пятнышками. В русских народных сказках и песнях ее так и называют – «белоствольная». Кора у березки тонкая, светлая. Давайте погладим ствол березки рукой, прислонимся к нему щекой. Какой он?
Дети: - Гладкий, твердый, шершавый. (дети руками гладят ствол дерева, рассматривают его со всех сторон)
Воспитатель: - Давайте понюхаем кору березы, чем она пахнет?
(дети обнюхивают кору березы и высказывают свои мнения)
Дети: - Ствол пахнет «деревом», «природой», «травой», «грибами», «березовым соком», «свежестью».
Воспитатель: - Что еще есть на ветках березы?
Дети: - Сережки.
Воспитатель: - Верно, они распустились и очень ароматно пахнут.
Воспитатель: - Посмотрите вниз, на землю, как ствол березы плавно переходит в корни (на поверхности земли хорошо видна часть корней дерева). Какие они?
Дети: - Толстые, корявые, похожи на крючки.
Воспитатель: - Они уходят глубоко в землю и крепко держат березку в земле. По корням можно определить, что береза не молодое дерево.
Воспитатель: - Отгадайте еще одну загадку:
Письмами летят крылатки на дорожки и площадки
И не знает почтальон, для кого их пишет (клен)
- О каком дереве говориться в этой загадке?
Дети: - О клене!
Воспитатель: - Теперь мы подойдем к клену и рассмотрим его.
- Какой ствол у клена?
Дети: - Темный.
Воспитатель: - На что похож лист клена?
Дети: - На ладошку.
Воспитатель: - Сейчас я вам покажу что – то интересное (набираю полную ладонь крылаток и подбрасываю их вверх). Это семена клена – крылатки. Предлагаю детям тоже набрать крылаток и подбросить их вверх, они летят и кружатся, как вертолетики.
Итог наблюдения:
- Дети, давайте вспомним, какие части есть у дерева?
Дети: - Корень, ствол, ветви, листья, кора, семена.
Воспитатель: - Чем отличаются друг от друга клен и береза?
Дети: - Цветом ствола, формой листьев, семенами (сережки и крылатки);
Воспитатель: - А что у них общего?
Дети: - Части дерева (называем их еще раз)
Воспитатель: - Как называется улица, на которой мы с вами побывали на прогулке?
Дети: - Улица Воронежская.
Воспитатель: - Дети, как мы должны относиться к природе?
Дети: - Бережно, с любовью: не ломать ветки деревьев, не рвать листья, сажать новые деревья, ухаживать за ними, чтобы наш город был еще зеленее и краше.
Исследовательская работа:
Воспитатель: - Дети, давайте определим, где нам находиться жарче – на открытом пространстве или в тени деревьев?
Дети: - В тени деревьев прохладно.
Воспитатель: - Деревья помогают нам летом : они укрывают нас от жары. Вот сколько интересного мы сегодня узнали на прогулке.
Возвращение на участок детского сада.
Индивидуальная деятельность ( физическое упражнение: «Попади в цель»)
Д/и «С какого дерева листок»
П/и «1,2,3 – к)дереву, беги!»
Трудовая деятельность: предложить детям собрать поломанные ветки деревьев, бумажки, камушки.
Самостоятельная деятельность детей по их желанию.
Заключение.
Приобретенные на целевых прогулках в детстве умения видеть и слышать природу родного края такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
Приучая наблюдать, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием готовности детей к обучению в школе.
Список используемых источников
1. Л. В. Русскова Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»
2. Л. Тимофеева «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края»
3. Н. Ветлугина «Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду»
4. Л. Белоусова «Веселые встречи»
5. А. П. Самородова «Игры в экологическом воспитании детей»
6. Учебное пособие под редакцией А. С. Галанова «Дошкольники на прогулке»
7. М. И. Сигимова «Познание мира растений» занятия с детьми 4-7 лет